Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)
Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля св. женъ мѵроносицъ.
13. О постоянствѣ любви къ Господу и ближнимъ.

Іосифъ, прозванный аримаѳейскимъ, по рожденію своему въ г. Аримаѳеѣ, богатый человѣкъ, знаменитый членъ совѣта іудейскаго, мужъ благочестивый, былъ потаеннымъ сперва ученикомъ Іисуса Христа, страха ради іудейска. Никодимъ отъ фарисей, князь жидовскій и учитель израилевъ (Іоан. 3, 1. 10), также былъ первоначально потаеннымъ ученикомъ Спасителя. Извѣстно, что, когда Іисусъ Христосъ предалъ на крестѣ Духъ Свой Богу Отцу, Іосифъ выпросилъ у Пилата тѣло Іисусово и снялъ Его со креста; пришелъ также и Никодимъ. Обвивъ тѣло плащаницею чистою съ благовоніями, они, по обычаю іудейскому, погребли Его въ новомъ гробѣ въ саду Іосифа. За свою вѣру и любовь ко Господу Іосифъ и Никодимъ претерпѣли гоненіе отъ іудеевъ; но, не смотря на то, остались вѣрными ученію Христову.

Да восхвалимъ же нынѣ, вѣрніи, Іосифа чуднаго, купно съ Никодимомъ и мѵроносицами вѣрными! Іосифъ и Никодимъ явили высокій примѣръ любви къ Господу Іисусу и твердость благочестиваго характера противъ злобы и гоненія своихъ единоплеменниковъ.

Какое назиданіе извлечемъ мы для себя, братія, изъ примѣра св. женъ мѵроносицъ, Іосифа и Никодима?

Возьмемъ у нихъ урокъ постоянства любви къ своему Спасителю и вѣрности Ему, а затѣмъ къ ближлимъ, которыхъ должны любить мы.

Кто истинно любитъ своего Господа? Тотъ, кто во всѣхъ обстоятельствахъ жизни, каковы бы ни были они — радостны или горестны, пріятны или непріятны, одинаково остается вѣренъ Ему, благодаритъ Его въ счастіи, славитъ и въ несчастіи, — кто въ умиленіи сердца говоритъ: слава Богу за все, за все, что ни случается со мною по Твоей волѣ, Господи, — все для меня къ лучшему. Кто истинно любитъ Господа? Конечно тотъ, кто исполняетъ заповѣди Его, и для прославленія Его имени и изъ благодарности за благодѣянія готовъ пожертвовать для него всѣмъ, даже жизнію своею, готовъ перенесть всѣ гоненія, всѣ мученія за вѣрность Его ученію въ своихъ мысляхъ и въ своей жизни. Имѣемъ ли мы такую любовь къ своему Господу, чтобы никакія бѣды не могли поколебать ее? О, дай Богъ всѣмъ имѣть ее! А бываетъ такъ, что на словахъ и по чувству мы кажемся готовы на всѣ жертвы для Бога, — а придется до дѣла, потребуются доказательства нашего самоотверженія для благочестія, мы становимся робкими, нерѣшительными, уклончивыми; потребуется борьба съ какими либо препятствіями, особенно сильными, и мы уступаемъ безъ борьбы, чтобы не нажить себѣ непріятностей и враговъ. Не таково свойство постоянной и твердой любви къ Господу: она мужественна, крѣпка, какъ смерть, непоколебима, какъ правда Божія. Во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за Возлюбльшаго ны (Рим. 8, 38) Христа, говорилъ ап. Павелъ, и любящему крѣпко Господа все споспѣшествуетъ во благо; раньше ли, позже ли, онъ остается побѣдителемъ зла, а главное: пребываетъ всегда любимымъ чадомъ Божіимъ.

Постоянный и вѣрный любви къ Господу, постояненъ также и вѣренъ своей любви къ людямъ и наоборотъ. А какъ бываетъ большею частію въ свѣтѣ? Любять ближнихъ чаще всего по разсчету и непрочно, неискренно и нетвердо. Когда тотъ или другой человѣкъ кому нуженъ, стараются ему показать благорасположеніе, услужливость, лесть, подобострастіе; перестаютъ въ немъ нуждаться, его забываютъ, и нерѣдко осуждаютъ, позорятъ. Когда человѣкъ въ богатствѣ, въ чести, въ славѣ и съ вліяніемъ на судьбу другихъ, его видимо уважаютъ, заискиваютъ, любятъ; но превратилось колесо его счастія, измѣнилось его положеніе, и «ближніе его отдалече сташа» (Псал. 37, 13), несчастнаго оставляютъ и унижаютъ даже облагодѣтельствованные имъ: являются, правда, и утѣшители, но больше на словахъ; а оказать помощь бѣдствующему дѣломъ рѣдко, рѣдко кто рѣшится. А какъ дорогá любовь и участіе въ несчастіи! И тутъ-то познаются истинные друзья, и тутъ-то проба вѣрности людей другъ другу. Истинно любящій и вѣрный себѣ христіанинъ не устрашится никакихъ жертвъ для ближняго въ трудныхъ его обстоятельствахъ.

Братія! Будемъ помнить урокъ, данный намъ нынѣ примѣромъ св. женъ мѵроносицъ и праведныхъ Іосифа и Никодима о постоянствѣ любви къ Господу и ближнимъ нашимъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Леонтія, митр. моск., т. 1-й, изд. 1888 года).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 55-57.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0