Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)
Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля св. апостола Ѳомы.
10. О сошествіи Іисуса Христа во адъ.

Во гробѣ плотски, во адѣ же съ душею яко Богъ, въ раи же съ разбойникомъ, и на престолѣ билъ еси, Христе, со Отцемъ и Духомъ, вся исполняяй неописанный. (Троп. Пасхи на час.).

Сошествіе Іисуса Христа во адъ — есть великое благодѣяніе для всего рода человѣческаго. Во адѣ были заключены всѣ отъ перваго человѣка — Адама до послѣдняго предъ нисшествіемъ туда Избавителя, ибо врата рая заключены были для всѣхъ, пока не совершилось искупленіе наше чрезъ Богочеловѣка, пока Онъ не пострадалъ, не умеръ на крестѣ и не воскресъ.

Можете себѣ представить, съ какою радостію многочисленный сонмъ душъ, столь долго ожидавшихъ своего искупленія, встрѣтилъ Господа. Съ какою радостію устремились къ нему всѣ, отошедшіе изъ міра земного съ вѣрою въ грядущаго Мессію. Съ какимъ глубокимъ чувствомъ благодарности выслушали они проповѣдь Іисуса Христа объ искупленіи. И всѣ увѣровавшіе освобождены были отъ мрака и узъ ада; потому-то св. Церковь и учитъ, что адъ опустѣлъ по сошествіи туда воскресшаго Побѣдителя смерти и ада. Гдѣ ты, смерте, жало? Гдѣ ты, аде, побѣда? (1 Кор. 15, 55). Діаволъ, исконный врагъ рода человѣческаго, лишился своей добычи, потерялъ свою власть и самъ остался связаннымъ силою Христа Спасителя.

Теперь для вѣрующихъ во Христа Спасителя и согласно съ вѣрою живущихъ на землѣ, по смерти открыто царство небесное. Слова Господа: идеже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ, въ точности исполняются. Души праведныхъ христіанъ, по смерти тѣла, удостоиваются рая и блаженства въ Царствіи небесномъ, хотя оно еще и не полно до воскресенія тѣла. Блаженное ихъ состояніе и при этомъ благодѣтельное отношеніе къ членамъ Церкви земной доказываетея многообразными ихъ чудесными явленіями и помощію, подаваемою вслѣдствіе мольбы къ нимъ.

Но святость жизни на землѣ, къ сожалѣнію, есть удѣлъ немногихъ, хотя всѣ мы къ ней призваны. Большая часть христіанъ, вѣруетъ въ Господа Іисуса, но не такъ живетъ, чтобы по смерти тѣла удостоивалась рая и, хотя умираетъ съ надеждою на милосердіе Божіе, но, какъ недостойная обитать вмѣстѣ съ чистыми душами, такіе христіане нисходятъ въ адъ и оттуда уже по молитвамъ св. Церкви, по молитвамъ ближнихъ и ради милостыни, раздаваемой бѣднымъ, освобождаются чрезъ болѣе или менѣе продолжительное время. Видите ли, братія, плоды воскресенія Христова и сошествія Его во адъ? Его силою мы получили возможность по смерти тѣла удостоиваться рая небеснаго и Его же силою получили возможность освободиться изъ ада при вѣрѣ въ Него, по молитвамъ Церкви.

Воскресеніе Господа нашего Іисуса Христа изъ мертвыхъ было такимъ необычнымъ событіемъ, что для вѣры въ Него нужна была необычная сила вѣры. Сами апостолы, свидѣтели чудесъ Христовыхъ, очевидцы воскрешенія Христомъ сына вдовы наинской, дочери Іаира и четверодневнаго Лазаря, — сами апостолы не скоро увѣровали въ это необычайное событіе, хотя и были неоднократно предупреждены Христомъ объ Его страданіяхъ, смерти и воскресеніи. Когда мѵроносицы, сподобившіяся первыми увидѣть воскресшаго Господа, возвѣстили объ этомъ апостоламъ, они не повѣрили имъ. Когда девять апостоловъ и другіе, бывшіе съ ними, видѣвши вечеромъ въ день воскресенія воскресшаго Христа, возвѣстили объ этомъ Ѳомѣ, онъ не хотѣлъ увѣровать, пока самъ не увидѣлъ Господа своими глазами, пока не осязалъ язвъ Его. Такъ трудно было увѣровать въ воскресеніе Христа даже апостоламъ, которые обладали силою вѣры и желали вѣровать, но еще не были озарены Духомъ Святымъ, и потому не обладали непоколебимой вѣрою. И вообще истинная, пламенная и твердая вѣра въ истины Божьяго Откровенія не легка; она — вмѣстѣ и даръ Божій и подвигъ.

Съ какимъ же благоговѣніемъ, съ какою любовію мы, христіане, должны хранить дарованное намъ сокровище вѣры и не прогнѣвлять вседержавнаго Бога ни тѣнію сомнѣнія! Сомнѣніе есть дерзкая ложь нечистаго сердца и неправаго ума. Бойтесь его, какъ ядовитой змѣи!

Вѣра есть ключъ къ сокровищницѣ Божіей: еже аще что можеши вѣровати, вся возможна вѣрующему (Марк. 9, 23). Чѣмъ съ большею открытою сердечностію повѣришь Божіему всемогуществу, тѣмъ съ большею щедростію раскроется для тебя сердце Божіе. Благодаря вѣрѣ мы сами становимся истиннымъ храмомъ Божіимъ, въ которомъ обитаетъ Христосъ Богъ. Вѣра есть внутреннѣйшее благодатное дѣйствіе въ насъ, чрезъ которое на наше ничтожество и бѣдность переносится полнота Христова и усвояется намъ. Живая сердечная вѣра исполняетъ сердце христіанина радостію и вмѣстѣ съ тѣмъ даетъ великое дерзновеніе въ молитвѣ къ Богу.

Если хочешь испросить какого-либо блага у Бога, то прежде всего приготовь себя къ несомнѣнной крѣпкой вѣрѣ и прими заблаговременно всѣ средства противъ сомнѣнія и невѣрія.

Невѣріе есть явленіе неправильное, неестественное, есть недугъ души человѣческой, недугъ нравственный. Вѣра въ главнѣйшую истину религіи — бытіе Божіе до такой степени глубоко внѣдрена въ человѣческой природѣ, что никакими усиліями ума и воли уничтожена быть не можетъ. То же самое нужно сказать и о другихъ истинахъ Божественнаго Откровенія, о существѣ, свойствахъ и дѣлахъ Божіихъ, о Лицѣ и жизни Христа Спасителя. Всѣ эти истины утверждены на такихъ твердыхъ, непоколебимыхъ основаніяхъ, что добросовѣстно изучившій ихъ не можетъ съ истиннымъ убѣжденіемъ не вѣрить имъ. Для такого человѣка невозможно невѣріе въ эти истины только напускное, не искреннее, за которое онъ весьма нерѣдко внутри своего духа терпитъ страшную кару отъ своей совѣсти.

Есть невѣріе искреннее, невольное. Это невѣріе или сомнѣніе человѣка, который ищетъ истины, желаетъ вѣрить, но опасается вѣрить по складу своего ума, недовѣрчиваго къ чужому свидѣтельству и старающагося во всемъ убѣдиться собственнымъ опытомъ. Такими невѣрующими явились апостолы въ день воскресенія Христова. Получивши отъ мѵроносицъ вѣсть о воскресеніи Христовомъ, они колебались вѣрить не потому, что не хотѣли вѣрить, а потому, что истина воскресенія Христова, по своей необычайности, превышала силу ихъ вѣры. Такимъ невѣрующимъ былъ особенно ап. Ѳома: онъ повѣрилъ только тогда, когда самъ увидѣлъ воскресшаго Господа, могъ осязать Его и вложить руку свою въ бокъ Его. Такое невѣріе нельзя назвать тяжко преступнымъ, однако нужно стараться избѣгать его, какъ нравственнаго недуга, недостатка.

Есть невѣріе озлобленное, злонамѣренное. Это — невѣріе, которымъ страдаютъ люди, не хотящіе вѣрить, хотя вѣра настойчиво стучится въ ихъ душу, хотя истина неотразимо представляется ихъ уму и имѣетъ за себя очевидныя доказательства. Это ожесточеніе противъ вѣры и истины, подобное сатанинскому. Такимъ ужаснымъ невѣріемъ страдали первосвященники и книжники іудейскіе. Они слышали истинно-божественное ученіе Христа, видѣли чудеса Его, но ожесточенно смежали очи ума своего предъ очевидною истиною и, несмотря на неотразимое свидѣтельство чудесъ Христовыхъ, не хотѣли признать Христа обѣтованнымъ Мессіею. Подобны имъ и многіе современные намъ невѣры. Эти люди, считающіе себя представителями науки и мечтающіе быть преобразователями человѣчества, отвергаютъ не только частныя истины Божьяго Откровенія, но и самую истину бытія Божія, и никакія, самыя очевидныя свидѣтельства въ пользу истины Божественной вразумить ихъ не могутъ. Пути, по которымъ они доходятъ до этого жалкаго и безусловно-гибельнаго состоянія невѣрія, различны, но корень его одинъ и тотъ же у всѣхъ, — это самолюбіе, умственная гордость, своекорыстіе и упорство. Извѣстно, до какой участи довели іудейскій народъ его слѣпые вожди, первосвященники и книжники. Они исказили его вѣру, извратили нравственность, закрыли отъ глазъ его свѣтъ истины, которую проповѣдывалъ Христосъ, и въ концѣ-концовъ лишили его святаго града и отечества. И въ настоящее время упорные отрицатели Бога истины, считающіе себя ревнителями блага народнаго, а на самомъ дѣлѣ колеблющіе благоустройство и благосостояніе народовъ въ самомъ основаніи, также ведутъ все къ разрушенію, а народы къ погибели.

Есть еще невѣріе легкомысленное. Это — невѣріе тѣхъ, которые сами никогда не пытались изслѣдовать и изучить истину сколько-нибудь самостоятельно и не могли дойти до отрицанія ея путемъ изслѣдованія и сколько-нибудь осмысленнаго сомнѣнія, а вѣрятъ подъ вліяніемъ вождей невѣрія. Они и неспособны къ самостоятельному невѣрію, а какъ попугаи только усвояютъ взгляды и выводы вождей невѣрія, не умѣя часто ничего сказать въ защиту своихъ заблужденій. Вообще, невѣры этого рода — люди, безъ твердыхъ убѣжденій, увлекающіеся вѣтромъ всякаго ученія, легко пристающіе къ невѣрію, если оно въ модѣ и проповѣдники его имѣютъ нѣкоторую силу и славу, хотя бы то и печальную. Въ наше время это — большею частію люди, не получившіе правильнаго, основательнаго образованія, а между тѣмъ растратившіе добрыя и святыя народныя убѣжденія, которыя были имъ внушены въ семействѣ и церкви. Нужно стараться положить преграды размноженію легкомысленныхъ невѣровъ, обыкновенно набираемыхъ изъ недоучившихся юношей и дѣвицъ, чрезъ доброе нравственно-религіозное воспитаніе въ семьѣ и школѣ и чрезъ основательное образованіе.

Потщимся, братія, отвращаться всякаго рода невѣрія, какъ недуга и преступленія, а особенно невѣрія озлобленнаго, злонамѣреннаго и проповѣдниковъ его. Невѣровъ по безразсудству, думающихъ чужимъ умомъ, нужно вразумлять и обращать на путь истины; для внушенія же имъ твердой вѣры нужно самимъ намъ вѣровать искренно и твердо, безъ малѣйшихъ колебаній и сомнѣній. (Изъ «Сборника кр. поуч.», свящ. Андрея Смирнова).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 47-51.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0