Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)
Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля св. апостола Ѳомы.
9. Назидательные уроки изъ евангельской исторіи о явленіи воскресшаго Господа святому апостолу Ѳомѣ.

Изложенное нами Евангельское сказаніе, какъ видите, очень ясно, понятно и не требуетъ толкованія. Поэтому, намъ нужно извлечь изъ него только назиданіе, что мы и намѣрены сдѣлать нынѣ для душевной нашей пользы.

Іисусъ Христосъ многократно являлся ученикамъ Своимъ по воскресеніи, притомъ являлся имъ въ то время, когда они имѣли какую-либо нужду, приходилъ къ нимъ даже и тогда, когда двери дома ихъ были заперты. Это показываетъ, что Онъ очень любилъ апостоловъ, имѣлъ великое попеченіе о нихъ и готовъ былъ всегда оказать имъ нужную помощь. Но Онъ также любитъ и всѣхъ учениковъ Его, также печется о всѣхъ вѣрующихъ въ Него: ибо Іисусъ Христосъ, говоритъ апостолъ, вчера и днесь, той же и во вѣки (Евр. 13, 8), и всякій, соблюдающій заповѣди Его, есть истинный и любимый ученикъ Его (Іоан. 8, 31, 14, 21). Поэтому, въ какихъ бы мы обстоятельствахъ ни находились, какія бы несчастія ни постигли насъ, мы никогда не должны унывать, но всегда должны надѣяться на помощь Спасителя нашего. Онъ утѣшалъ Марію, плакавшую при гробѣ Его, Онъ вразумилъ двухъ учениковъ, шедшихъ въ Эммаусъ въ недоумѣніи о Немъ, утвердилъ въ вѣрѣ Ѳому, не довѣрявшаго Его воскресенію, успокоилъ апостоловъ, когда они изъ боязни іудеевъ заперлись, — и помогъ имъ въ ловитвѣ рыбы на морѣ Тиверіадскомъ; такъ Онъ утѣшитъ насъ въ скорби, вразумитъ въ недоумѣніяхъ, успокоитъ въ бѣдствіяхъ и поможетъ намъ во всѣхъ нуждахъ нашихъ, если только мы будемъ любить Его, вѣровать въ Него и уповать на Него.

Іисусъ Христосъ, являясъ апостоламъ по воскресеніи Своемъ, дозволялъ имъ осязать руки, ноги и ребра Свои, для большаго убѣжденія ихъ въ истинѣ Его воскресенія, и они дѣйствительно осязали пречистое тѣло Его, даже ощупывали язвы гвоздиныя на рукахъ Его и влагали персты свои въ ребро Его, прободенное копіемъ. Это показываетъ, что Іисусъ Христосъ дѣйствительно воскресъ, и воскресъ съ тою плотію, которую имѣлъ во время земной жизни Своей. Если же Онъ воскресъ, какъ предсказалъ (Матѳ. 20, 18-19), то, значитъ, Онъ подлинно имѣетъ животъ въ Себѣ (Іоан. 5, 26), — воистину есть Сынъ Божій, за котораго выдавалъ Себя при жизни. Если Онъ воскресъ: то значитъ и мы воскреснемъ нѣкогда; ибо когда воскресла Глава: то необходимо должны ожить и всѣ члены тѣла ея, т. е. Церкви Христовой. Если Онъ воскресъ съ нашею плотію: то, значитъ, человѣчество не разлучно соединено съ Божествомъ Его и обитаетъ теперь на небѣ; а посему и намъ — человѣкамъ предстоитъ житіе на небесахъ, по неложному Его обѣщанію: гдѣ Я, тамъ и вы будете (Іоан. 14, 3). Поэтому, братія, мы должны радоваться, что, вѣруя во Іисуса Христа, мы вѣруемъ въ Живаго — Истиннаго Бога, тогда какъ иные покланяются бездушнымъ истуканамъ и лживымъ пророкамъ; мы должны утѣшать себя мыслію о будущемъ воскресеніи нашемъ и не должны страшиться смерти, потому что она для насъ есть только переходъ изъ временной къ вѣчной жизни; наконецъ, мы должны съ упованіемъ ожидать вѣчнаго блаженства на небѣ въ сожитіи со Христомъ и поэтому заботливо приготовляться къ нему, очищая себя отъ всякія скверны плоти и духа, дабы грѣхи наши не заградили намъ входа въ Царствіе Небесное, въ которое, по свидѣтельству тайновидца, не войдетъ ничто нечистое (Апок. 21, 27).

Ап. Ѳома не хотѣлъ вѣрить воскресенію Іисуса Христа, доколѣ не увидитъ язвы гвоздиныя на рукахъ Его и не вложитъ руки своей въ ребра Его. Не будемъ, братія, осуждать сего апостола за такое недовѣріе воскресенію Христову, — и другіе ученики Іисуса Христа не вѣрили сначала воскресенію Его, когда имъ возвѣстили о немъ жены мѵроносицы и два ученика, ходившіе въ Эммаусъ (Лук. 24, 13-31), и недовѣріе ихъ въ семъ случаѣ весьма извинительно, потому что воскресеніе изъ мертвыхъ есть такое необычайное событіе, которому разсудительный человѣкъ не можетъ легко вѣрить. Но первоначальное недовѣріе Ѳомы и другихъ апостоловъ воскресенію Христову не должно возбуждать въ насъ невѣрія въ это великое и радостнѣйшее для насъ событіе, а напротивъ, убѣждать насъ въ немъ и утверждать нашу вѣру въ Христа. Ибо если апостолы вначалѣ не довѣряли воскресенію Христову, то это показываетъ, что они не были легковѣрны, если же впослѣдствіи повѣрили ему и не только проповѣдовали о немъ всему міру, но даже умирали во свидѣтельство истинности его: то это служитъ явнымъ доказательствомъ, что они твердо убѣдились въ воскресеніи Іисуса Христа, что они дѣйствительно видѣли Воскресшаго, осязали Его, бесѣдовали съ Нимъ. А поэтому, мы, братія, можемъ несомнѣнно вѣрить ихъ свидѣтельству, что Іисусъ Христосъ дѣйствительно воскресъ, и вмѣстѣ съ ними должны исповѣдывать Его своимъ Господомъ Богомъ.

Увѣривъ апостола Ѳому въ воскресеніи Своемъ, Іисусъ Христосъ сказалъ ему: ты повѣрилъ, потому что увидѣлъ Меня: блаженни не видѣвшіе и увѣровавшіе. Въ этомъ случаѣ Спаситель какъ бы такъ говоритъ: ты хорошо сдѣлалъ, что, увидѣвъ Меня, повѣрилъ воскресенію Моему; но еще лучше сдѣлаютъ — блаженни будутъ тѣ, кои, не видѣвши Меня тѣлесными очами, повѣрятъ Моему воскресенію и исповѣдуютъ Меня своимъ Господомъ.

Почему же блаженны такіе люди?

Потому, во-первыхъ, что если бы они, подобно ап. Ѳомѣ, недовѣряли воскресенію Христову, и, не довольствуясь евангельскимъ свидѣтельствомъ о Немъ, хотѣли еще для убѣжденія въ немъ, а слѣдовательно и въ Божественности Іисуса Христа, видѣть Спасителя тѣлесными очами: то легко могли бы навсегда остаться и погибнутъ въ невѣріи своемъ, потому что Іисусъ Христосъ, по вознесеніи на небо, не является людямъ чувствеино. Бывшія явленія чувственно св. ап. Павлу и многимъ св. мученикамъ и нѣкоторымъ угодникамъ Божіимъ есть случаи особенные, исключительные.

Во-вторыхъ, они блаженны потому, что, вѣруя воскресенію Спасителя и исповѣдуя Его своимъ Господомъ на основаніи того, что говорится о Немъ въ Евангеліи и апостольскихъ писаніяхъ, чрезъ это ясно показываютъ, что они твердо вѣрятъ тому, что говорилъ Спаситель, не сомнѣваются въ Божественности Его потому, что не видѣли Его тѣлесными очами, и усердно желаютъ спастися чрезъ Него. Наконецъ, блаженны они потому, что за живую и дѣятельную вѣру ихъ Господь проститъ имъ всѣ грѣхи ихъ, удостоитъ ихъ благодатнаго Своего общенія и даруетъ имъ вѣчное спасеніе въ Царствѣ Небесномъ (Дѣян. 10, 43).

Имѣя это въ виду, не будемъ, братія, сожалѣть о томъ, что мы не видимъ Спасителя тѣлесными очами, но станемъ взирать на Него очами вѣры, и, соединяя съ вѣрою любовь къ Нему, постараемся благоугождать Ему исполненіемъ святыхъ Его заповѣдей. Въ награду за это, щедрый и многомилостивый Господь сдѣлаетъ насъ причастниками такихъ благъ на небѣ, какихъ теперь и представить невозможно. Довольно сказать, что тамъ не будетъ ни печали, ни воздыханія, но жизнь безконечная и радость безпредѣльная.(Апок. 21, 1-4). Аминь. (Сост. по «Избр. слов.». Платона, митр. Кіевскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 44-47.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0