Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)
Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля святой Пасхи.
8. Слово въ недѣлю святыя Пасхи.

Христосъ Воскресе!

Простремъ взоры далѣе, и посмотримъ, какъ свѣтъ воскресенія Христова раскрываетъ намъ тайны нашей будущей жизни. Воскресеніе Христово есть доказательство и залогъ того, что, вѣруя во Христа Спасителя и послѣдуя ученію Его, и мы, хотя умремъ, но опять воскреснемъ. Какъ несомнѣнно воскресеніе Христово, такъ несомнѣнно и то, что мы, вѣрующіе во Христа, воскреснемъ къ жизни вѣчной. Вѣруяй въ Мя, говоритъ Христосъ, аще и умретъ, оживетъ. И всякъ живый и вѣруяй въ Мя не умретъ во вѣки (Іоан. 11, 25-26). Аще ли Духъ воскресившаго Іисуса отъ мертвыхъ живетъ въ васъ, учитъ Апостолъ, воздвигій Христа отъ мертвыхъ, оживотворитъ и мертвенная тѣлеса ваша живущимъ Духомъ Его въ васъ (Рим. 8, 11). Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, первенецъ изъ умершихъ, пишетъ святый Павелъ. «Какъ въ Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ всѣ оживутъ. Каждый въ своемъ порядкѣ: первенецъ Христосъ, потомъ Христовы, въ пришествіе Его» (1 Кор. 15, 20. 22-23).

Такія радостныя надежды подаетъ намъ воскресеніе Господа Спасителя! А при свѣтѣ сихъ надеждъ, посмотрите, какъ все измѣняется предъ нашими взорами! Безъ надежды на воскресшаго Господа Іисуса наша земная жизнь мрачна и прискорбна. Много видимъ и испытываемъ здѣсь такого, что тяжело для мысли и для чувства. Напримѣръ, видимъ, какъ часто добродѣтельные стенаютъ подъ гнетомъ скорбей и несчастій; а живущіе неправдою наслаждаются многими выгодами и удовольствіями жизни. И вообще, образъ этого міра мраченъ и скученъ для неимѣющихъ надежды въ будущемъ: такое въ немъ непостоянство и превращеніе! Смертные люди непрерывно смѣняютъ одни другихъ, повинуясь всеобщему закону смерти, и цѣлые народы и царства слѣдуютъ тому же порядку; и вся природа, насъ окружающая, также, кажется, то поднимается къ совершенству, то клонится къ упадку и разрушенію. Тяжело помышлять обо всемъ этомъ безъ свѣтлой надежды на будущее. Смотрите же на это при свѣтѣ, возсіявшемъ изъ гроба воскресшаго Христа Жизнодавца: и вамъ все представится въ иномъ положеніи; мрака сомнѣній не увидите; все свѣтло и понятно.

Здѣсь мы на пути; идемъ къ вѣчности. Здѣсь страна пришельствія, или мѣсто нашего приготовленія, а отечество наше на небѣ. Здѣсь мы сѣемъ, трудимся въ потѣ лица, терпимъ скорби и болѣзни; а плоды подвиговъ, каждый по своему труду, будемъ пожинать въ обителяхъ небесныхъ. Пусть земная наша жизнь и все насъ окружающее течетъ и проходитъ, подобно быстрому потоку, или разсѣевается подобно песку, разносимому вѣтромъ; но для вѣрующихъ въ воскресшаго Господа и это непостоянство и эта скоротечность служатъ утѣшительными предвѣстниками близкаго разсвѣта невечерняго дня небеснаго Царства Христова, въ которомъ не будетъ мрака, не будетъ ночи скорбей и болѣзней, а будетъ вѣчный свѣтлый день блаженства, предъ лицемъ незаходимаго Солнца, Господа Бога. Пусть наше земное тѣло блекнетъ, вянетъ и засыхаетъ, подобно кратковременному растенію: рано или поздно, слѣдуя закону своей природы, оно неминуемо должно умеретъ и предаться тлѣнію, — но не всегда. Оно, подобно пшеничному зерну, сѣется въ землю для того только, чтобы затѣмъ, подобно тѣлу Іисуса Христа, воскреснутъ къ жизни и славѣ. Апостолъ пишетъ о будущемъ воскресеніи тѣла: сѣется въ тлѣніе, востаетъ въ нетлѣніи, сѣется не въ честь, востаетъ въ славѣ; сѣется въ немощи, востаетъ въ силѣ; сѣется тѣло душевное, востаетъ тѣло духовное (1 Кор. 15, 42-44). Такъ, при свѣтѣ воскресенія Христова, и мы можемъ взывать съ Апостоломъ: «Смерть! гдѣ твое жало? Адъ! гдѣ твоя побѣда? Благодареніе Богу, даровавшему намъ побѣду Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ» (1 Кор. 15, 55. 57).

Такъ много радостей, братія, даруетъ намъ Христосъ Спаситель Своимъ воскресеніемъ! Поэтому-то намъ такъ радостно повторять торжественный гласъ Церкви: Христосъ воскресе!

Два слова, — и какъ много говорятъ они уму и сердцу каждаго христіанина! Два слова, — и какую дивную вѣсть они передаютъ или напоминаютъ намъ! Сколько протекло столѣтій, какъ эта радостная вѣсть стала переходить изъ устъ во уста, отъ однихъ къ другимъ, отъ предковъ къ потомкамъ, изъ рода въ родъ, и между тѣмъ она не перестаетъ быть новою, радостною, торжественною, несравненною, единственною вѣстію!

Вѣсть о воскресеніи Христовомъ есть вѣсть о совершившемся искупленіи всего міра, есть вѣсть о совершившемся спассніи всего рода человѣческаго отъ грѣха, проклятія и вѣчной смерти, вѣсть о возстановленіи рода человѣческаго и примиреніи его съ Богомъ; вѣсть о томъ, что отъ временъ древнихъ обѣтованный Спаситель міра умеръ за грѣхи міра, нисходилъ во адъ, разрушилъ врата его, и узниковъ ада, чаявшихъ избавленія, вывелъ на свободу; Своею смертію и воскресеніемъ сокрушилъ смерть и всѣмъ вѣрующимъ въ Него открылъ путь къ вѣчной жизни.

А это было предметомъ вожделѣнныхъ надеждъ и пламенныхъ желаній древнихъ патріарховъ, пророковъ, всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ и всѣхъ благочестивыхъ израильтянъ, жившихъ до пришествія Спасителя въ міръ. Всѣ они, патріархи и пророки, благочестивые цари, и всѣ вѣровавшіе въ обѣтованнаго Искупителя, устремляли свои взоры къ сему великому событію, вѣрою утѣшались и подкрѣплялись въ скорбяхъ и трудныхъ обстоятельствахъ земной жизни, и, не получивъ обѣщаннаго и ожиданнаго, отходили къ отцамъ своимъ, путемъ смерти (Евр. 11, 39).

Объ этомъ великомъ и всерадостномъ днѣ Самъ Спаситель говорилъ іудеямъ: «Авраамъ, отецъ вашъ, радъ бы былъ, дабы видѣлъ день Мой» (Іоан. 8, 56). И еще говорилъ ученикамъ Своимъ: «Блажени очи видящіи, яже видите. Глаголю бо вамъ, яко мнози пророцы и царіе восхотѣша видѣти, яже вы видите, и не видѣша; и слышати, яже слышите, и не слышаша» (Лук. 10. 23-24). Хотѣли и жаждали они видѣть день спасенія, и не видѣли; хотѣли и жаждали слышать слово о совершившемся спасеніи человѣковъ, и не слыхали.

А мы, братія, видимъ нынѣ сей день, егоже сотвори Господь, сей день, въ который воскресеніемъ Господа Іисуса Христа совершилось спасеніе міра; мы слышимъ благовѣстіе о Христѣ, Побѣдителѣ смерти и ада, знаемъ путь ко спасенію. Знаемъ, что Іисусъ Христосъ Своею смертію попралъ нашу смерть, разрушилъ адъ, и Своимъ воскресеніемъ отворилъ входъ къ истинной жизни и блаженному безсмертію всѣмъ приходящимъ къ Нему съ вѣрою, надеждою и любовію. Такъ въ Христовомъ гробѣ открылся неисчерпаемый источникъ Божественнаго свѣта и спасительной Благодати для всѣхъ истинно вѣрующихъ въ Іисуса Христа.

Такъ, братія, по слову Господа Спасителя, блаженны и мы: потому что видимъ и слышимъ то, что желали видѣть и слышать многіе пророки и цари, но не видали и не слыхали. Взирайте же очами вѣры на воскресшаго Господа Іисуса Христа; размышляйте о Его великихъ и неизреченныхъ благодѣяніяхъ, явленныхъ всему міру и каждому изъ насъ; прославляйте Его, и радуйтесь.

Радуйтесь всѣ. Ибо Христосъ, какъ умеръ за грѣхи всего міра, такъ и воскресъ для спасенія всѣхъ, и Своимъ воскресеніемъ всѣмъ открылъ путь къ вѣчной блаженной жизни. Это видимое солнце, своимъ благотворнымъ свѣтомъ озаряющее вселенную, представляетъ намъ образъ невидимаго, незаходимаго Солнца всего міра, Господа Іисуса Христа. Это видимое солнце восходитъ и свѣтитъ для всѣхъ, и свою животворную теплоту разливаетъ на всѣхъ и на все, что является предъ нимъ: такъ и Іисусъ Христосъ, однажды зашедшій естествомъ человѣческимъ на западъ смерти и нисшедшій до ада, — въ третій день возсіялъ отъ гроба, какъ лучезарное солнце, и болѣе не заходитъ, но непрерывно свѣтитъ и вѣчно будетъ свѣтить, и разливаетъ лучи Своего спасительнаго свѣта на всѣхъ, вѣрою и любовію приближающихся къ Нему. Іисусъ Христосъ всѣхъ призываетъ къ тому спасенію, которое Онъ содѣлалъ посредѣ земли Своими безпредѣльными заслугами. Предъ Нимъ нѣтъ различія между знатнымъ и незнатнымъ, богатымъ и бѣднымъ, многоученымъ и неученымъ, между поломъ мужескимъ и женскимъ, между старцемъ и юношею. Іисусъ Христосъ для всѣхъ равно доступенъ; всѣ могутъ вѣровать въ Него, уповать на Него и любить Его всѣмъ сердцемъ и всею душею; никого не отвергаетъ и всѣмъ Онъ раздаетъ Свои благодатные, спасительные дары, по нуждѣ и по достоинству каждаго.

Итакъ нынѣ радость у всѣхъ общая. Христосъ Спаситель содѣлалъ спасеніе для всѣхъ, и призываетъ ко спасенію всѣхъ, — и Онъ со Своими спасительными дарами доступенъ и близокъ всѣмъ. Радуйтеся, братія, всѣ радуйтесь!

Радуйтеся, мужи и жены, старцы и юноши, богатые и бѣдные, старшіе и младшіе по общественнымъ преимуществамъ, — радуйтесь о воскресеніи Христовомъ: ибо изъ гроба Христова возсіяло спасеніе, радостное и вожделѣнное для всѣхъ.

Радуйтесь, радующіеся, или счастливые въ этой жизни: ибо изъ гроба Христа льется радость несравненная ни съ какими земными радостями; благо спасенія, которое даруетъ намъ Христосъ, несравненно ни съ какими земными благами.

Радуйтесъ, скорбящіе, убогіе, страждущіе подъ бременемъ болѣзней или тяжкихъ обстоятельствъ: ибо радость о спасеніи выше всѣхъ временныхъ скорбей, болѣзней и страданій. Нынѣшнія временныя страданія, говоритъ Апостолъ, ничего не стоютъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ, если, по благодати Христа Спасителя, содѣлаемся наслѣдниками благъ небесныхъ и участниками Его вѣчной славы (Рим. 8, 18). Христосъ Спаситель и въ настоящей жизни для всѣхъ, прибѣгающихъ къ Нему, есть Помощникъ несчастныхъ, Утѣшитель скорбящихъ, Врачъ больныхъ, Покровитель и Отецъ вдовицъ и сирыхъ, Надежда безнадежныхъ.

Да радуемся, братія, всѣ, взывая и повторяя другъ ко другу: Христосъ воскресе! Нѣтъ въ мірѣ выше и вожделѣннѣе для насъ блага, какъ спасеніе, даруемое воскресшимъ Христомъ Спасителемъ. Нѣтъ на землѣ выше и вожделѣннѣе для насъ благополучія, какъ быть участниками въ семъ благѣ, т. е. быть въ числѣ спасаемыхъ вѣрою въ Іисуса Христа. И нѣтъ никого изъ насъ, кому бы не былъ открытъ путь ко спасенію чрезъ Іисуса Христа, по неизреченной благости Господа Бога, Иже всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися, и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4).

Да радуемся, братія, всѣ; и, радуясь, будемъ благодарить Христа Спасителя за великія и неизреченныя милости Его къ намъ; будемъ всегда прославлять Его тридневное воскресеніе, всегда стремиться къ Нему крѣпкою вѣрою, пламенною любовію и непоколебимою надеждою, и всегда благоговѣйно поклоняться Ему, со Отцемъ Его и Святымъ Духомъ, нынѣ и во вѣки вѣковъ. Аминь. (Изъ «Сбор. проп.» Евсевія, архіеп. Могилевскаго, 1870 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 39-44.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0