Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)
Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля святой Пасхи.
7. Воскресеніе Іисуса Христа предзнаменуетъ наше воскресеніе изъ мертвыхъ.

Христосъ Воскресе!

И подлинно, если воскресъ Іисусъ Христосъ, — то почему же нельзя воскреснуть нѣкогда и всѣмъ людямъ? Онъ былъ такой же истинный человѣкъ, какъ и всѣ мы (Флп. 2, 2). Правда, будучи истиннымъ человѣкомъ, Онъ былъ вмѣстѣ и Богъ и воскресъ силою своего Божества, а не человѣчества. Но развѣ мы, люди, не имѣемъ въ тѣлесномъ составѣ своемъ души, которая справедливо называется искрою Божества? Эта искра, какъ отблескъ присносущнаго свѣта, никогда не можетъ угаснуть. Что же? ужели она, по смерти своей, вѣчно будетъ таиться подъ пепломъ истлѣвшей плоти, или станетъ блуждать подобно огнямъ, носящимся иногда надъ могильными холмами, и никогда не вспыхнетъ въ новомъ тѣлѣ для жизни? Согласны, что сія Божественная искра не то, что полнота Божества, тѣлеснѣ обитавшая въ Іисусѣ Христѣ (Кол. 2, 9); что для возсозданія истлѣвшаго человѣческаго тѣла къ новой жизни нужна та же божественная сила, которая вдохнула нѣкогда бытіе человѣку, создавъ его изъ праха. Но почему сія сила не можетъ такъ же животворно воздѣйствовать въ насъ по смерти, какъ она дѣйствовала во Христѣ когда Онъ умерщвленъ бывъ плотію, ожилъ духомъ? (1 Петр. 5, 18). Почему не можетъ оживотворить мертвенныя тѣлеса наша Тотъ, Кто воздвигъ Христа изъ мертвыхъ (Рим. 8, 11)? Почему не можетъ сего сдѣлать самъ Іисусъ Христосъ, Который по собственнымъ словамъ Его, есть воскресеніе и животъ нашъ? (Іоан. 11, 25).

Всемогущій Богъ и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ сказалъ: грядетъ часъ въ оньже вси сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25); а что сказалъ Іисусъ Христосъ Свидѣтель вѣрный и истинный (Апок. 3, 14), то несомнѣнно сбудется. По воскресеніи Его, мы ни мало не можемъ сомнѣваться въ исполненіи сего обѣщанія: ибо если Онъ самъ могъ воскреснуть якоже рече, то тѣмъ легче можетъ воскресить другихъ. Онъ показалъ уже опытъ воскресенія мертвыхъ: по смерти Его, говоритъ евангелистъ, гробы отверзошася и многія тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа, а по воскресеніи Его изшедше изъ гробъ, внидоша во святий градъ, и явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 52-53). Для чего? Для того, конечно, дабы возвѣстить ту истину, что смерть Іисуса Христа попрала нашу смерть, а воскресеніе Его есть залогъ нашего воскресенія. Безъ словъ, однимъ явленіемъ своимъ, они могли внушать разумѣвающимъ, что воздвигшій Господа Іисуса Христа изъ мертвыхъ и насъ со Іисусомъ воздвигнетъ для жизни вѣчной (2 Кор. 4, 14).

Воздадите же благодареніе Господу, что Онъ воскресеніемъ Своимъ изъ мертвыхъ увѣрилъ насъ въ нашемъ безсмертіи за гробомъ и будущемъ воскресеніи. Когда же намъ извѣстно, что мы будемъ жить по смерти нашей и нѣкогда воскреснемъ, то у насъ долженъ произойти другой — вѣрнѣйшій взглядъ на жизнь и наше назначеніе. Если человѣкъ безсмертенъ и нѣкогда воскреснетъ, то я понимаю цѣль настоящей жизни: она есть преддверіе, въ которомъ мы должны приготовить себя къ другой — вѣчной жизни. Если человѣкъ безсмертенъ и нѣкогда воскреснетъ, то мы не напрасно здѣсь трудимся въ добрыхъ подвигахъ, — дѣла наши послѣдуютъ за нами въ вѣчность и получатъ тамъ должную награду. Если человѣкъ безсмертенъ и нѣкогда воскреснетъ, то мы не должны роптать на скорби и несчастія, постигающія насъ въ сей жизни: ибо мы знаемъ, что настанетъ время, когда плачущіи нынѣ утѣшатся, и претерпѣвый до конца спасенъ будетъ. Если человѣкъ безсмертенъ и нѣкогда воскреснетъ, то не будемъ сѣтовать на краткость сей жизни, и безъ ужаса станемъ взирать на свою кончину: ибо за гробомъ блеститъ заря воскресенія и открывается безпредѣльная область жизни безконечной.

Всѣ вѣрующіе во Іисуса Христа нынѣ преисполнены радостію о воскресеніи Его, радуются потому, что воскресеніе Іисуса Христа есть начало, основаніе и залогъ воскресенія всѣхъ умершихъ и нашего будущаго воскресенія. Христосъ воста отъ мертвыхъ, учитъ Апостолъ, начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20).

Іисусъ Христосъ, побѣдившій смерть, вмѣстѣ побѣдилъ адъ: аще и во гробъ снишелъ еси, Безсмертне, но адову разрушилъ еси силу. Возлежа тѣломъ во гробѣ, Онъ душею сходилъ въ адскую темницу не какъ плѣнникъ или узникъ, но какъ имѣющій власть надъ силами ада. Онъ Своею всемогущею силою извелъ изъ ада на свободу не только ветхозавѣтныхъ праведниковъ, съ вѣрою ожидавшихъ Его пришествія, но и великихъ грѣшниковъ, каковы напримѣръ, были современники Ноя, погибшіе въ водахъ потопа. Они не вѣрили Ною, грозившему имъ потопомъ, но когда угроза начала приходить въ исполненіе, и вода постепенно стала заливать даже высокія мѣста, многіе изъ нихъ пришли въ раскаяніе, и потому, когда Спаситель пришелъ въ адъ, они съ радостію услышали Его благовѣстіе и удостоились прощенія и освобожденія изъ адскихъ узъ.

Съ воскресеніемъ Христовымъ и небо, и земля, и преисподняя исполнились свѣта. Новымъ свѣтомъ озарилось и самое небо, ибо открылась св. ангеламъ высочайшая тайна любви Божіей, непощадившей для спасенія падшаго человѣчества Своего возлюбленнаго и Единороднаго Сына, когда уничтоженное естество наше въ лицѣ Сына Божія превознесено и прославлено славою Божественною. Исполнилась свѣта и самая преисподняя, когда явился тамъ Побѣдитель смерти и ада съ свѣтоносною хоругвіею воскресенія, когда всѣ плѣнники его озарились свѣтомъ пришествія Христова и вышли изъ ада торжествующимъ сонмомъ съ побѣдною пѣснію въ слѣдъ побѣдоноснаго Вождя своего. Но свѣтъ воскресенія Христова возсіялъ, братія, преимущественно на нашей землѣ и для насъ, человѣковъ.

Что стала земля, на которой воскресъ Христосъ? Это уже не страна проклятія, въ которую изгнанъ человѣкъ преслушанія ради; она есть благословенная нива, на которой растетъ и спѣетъ пшеница Христова — избранные Его, доколѣ соберутся они въ житницу небесную. Это — училище, въ которомъ воспитываются сущіи о Христѣ Іисусѣ въ жизнь вѣчную. Это предмѣстье небеснаго града, въ которомъ сыны и наслѣдники царства трудятся и подвизаются въ упованіи наслѣдія царства Божія, уготованнаго имъ отъ сложенія міра. Земныя страданія, которымъ подвергаются на землѣ сыны Царствія Небеснаго, освятились страданіями Богочеловѣка, и вмѣсто вѣстниковъ гнѣва Божія, сдѣлались для насъ залогомъ славы вѣчной. Что теперь гробъ нашъ? Это уже не безотрадное мѣсто истлѣнія, а вечернее ложе, на которомъ будетъ покоиться преутружденное жизненною борьбою тѣло наше до радостнаго утра воскресенія, до того часа, когда взойдетъ надъ нами незаходимое Солнце правды. Это Божія нива, на которой сѣется тлѣнное, чтобы возстать въ нетлѣніи; сѣется не въ честь, чтобы возстать въ славѣ, сѣется тѣло душевное, да возстанетъ тѣло духовное.

Что для насъ теперь страна загробнаго бытія нашего? До воскресенія Христова это была для насъ область недовѣдомая; а когда воскресъ Христосъ и вошелъ въ славу Свою, она есть царство славы для избранныхъ Его. Во вратахъ ея мы отложимъ земное наше тѣло, какъ обветшавшую одежду, и, воспріявъ тѣло небесное, просвѣтимся яко солнце во царствіи Отца нашего, во свѣтлостяхъ святыхъ Его; подобны Ему будемъ и узримъ Его якоже есть. Соборъ святыхъ ангеловъ съ любовію и радостію пріиметъ насъ въ свѣтлое, мирное и блаженное общество свое и успокоитъ насъ, какъ странниковъ, въ небесныхъ обителяхъ своихъ. Агнецъ, закланный от сложенія міра, явится намъ во всемъ сіяніи славы Своей, во всемъ свѣтѣ Своего Божественнаго величія. Мы будемъ торжествовать на брачной вечери Его ту вѣчную Пасху, которой настоящая Пасха наша есть только образъ и предначертаніе, и, преобразуясь отъ славы въ славу, обрящемъ въ Немъ и жизнь и безсмертіе, и радость, и блаженство, и торжество нескончаемое, и субботу вѣчную. О Пасха велія и священнѣйшая, Христѣ! подавай намъ, истѣе Тебѣ причащатися, въ невечернемъ дни Царствія Твоего! (Сост. по «Полн. собр. проповѣдей» Димитрія, архіепископа Херсонск. и Одесск., т. 1-й и др. источниковъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 36-39.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0