Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)
Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля святой Пасхи.
3. О явленіяхъ воскресшаго Господа апостоламъ въ день Воскресенія.

Подходитъ къ нимъ какой-то незнакомецъ и спрашиваетъ ихъ: о чемъ — это вы такъ разсуждаете между собою и отъ чего вы такъ печальны? Удивлъ такой вопросъ учениковъ Христовыхъ. Неужели ты, одинъ изъ пришедшихъ въ Іерусалимъ, не знаешь о происшедшемъ во дни эти? сказали они подошедшему путнику. О чемъ? спросилъ ихъ спутникъ. А что было съ Іисусомъ Назарениномъ, Который былъ Пророкъ сильный въ дѣлѣ и словѣ предъ Богомъ и предъ всѣмъ народомъ, — какъ предали Его первосвященники и начальники для осужденія на смерть и распяли Его. Но мы не того ждали отъ Него; мы надѣялись, что Онъ есть Тотъ, Кому назначено избавить насъ, израильтянъ. И вотъ теперь уже третій день истекаетъ, какъ совершилось все это. А между тѣмъ нѣкоторыя женщины изъ нашихъ изумили насъ, — онѣ были рано утромъ у гроба и не нашли тѣла Его, и, возвратившись, сказывали, что видѣли Ангеловъ, которые говорятъ, что Онъ живъ. И пошли нѣкоторые изъ нашихъ ко гробу, нашли все такъ, какъ женщины говорили, но Его не видѣли.

Тогда приставшій къ нимъ путникъ замѣтилъ имъ: напрасно они колеблются, — страданія Христовы были предсказаны пророками и слѣдовательно должны были постигнуть Мессію. Не такъ ли надлежало пострадать Христу и войти въ славу Свою? сказалъ Онъ имъ и въ доказательство привелъ всѣ пророчества о страданіяхъ Мессіи, начавъ отъ Моисея. Ученики дивились. Между тѣмъ въ разговорѣ незамѣтно подошли и къ Еммаусу. Незнакомецъ показывалъ видъ, что онъ хочетъ идти далѣе. Но ученики начали уговаривать Его переночевать съ ними, такъ какъ наступилъ вечеръ. Путникъ согласился. Вошли они въ домъ и возлегли за столъ подкрѣпить себя пищею. Путникъ взялъ хлѣбъ, благословилъ его, преломилъ и подалъ имъ.

Какъ все это живо напоминало имъ ихъ Дорогого Учителя! Вѣдь точно такъ и Онъ дѣлалъ предъ вкушеніемъ пищи. Они стали вглядываться въ черты Незнакомца, — и вдругъ видятъ предъ собою Христа. Но лишь только познали они Его, Онъ сейчасъ же сдѣлался невидимъ и скрылся. Не горѣло ли въ насъ сердце наше, когда Онъ дорóгой изъяснилъ намъ писанія? сказали они другъ другу и тутъ же поздно вечеромъ возвратились въ Іерусалимъ къ прочимъ апостоламъ и сказали, что Христосъ воскресъ. Воистину воскресъ, сказали имъ апостолы, и явился Онъ Симону Петру. Но какъ явился Онъ Петру, подробностей объ томъ явленіи въ Евангеліи нѣтъ. Явившись ему отдѣльно и раньше другихъ, Господь, конечно, изрекъ ему наединѣ совершенное прощеніе за его трикратное отверженіе отъ Господа.

Въ самый же день Воскресенія, поздно вечеромъ, десять учениковъ собрались вмѣстѣ и говорили о явленіяхъ воскресшаго Господа. Прощенный Петръ былъ тутъ же; не было одного Ѳомы. Двери были заперты изъ боязни нападенія отъ іудеевъ. Вдругъ сквозь заключенныя двери является среди нихъ Самъ воскресшій Христосъ. «Миръ вамъ», сказалъ Онъ имъ, они же смутились. Не духъ ли это, не призракъ ли стоитъ предъ ними? подумали они; Христосъ не одобряетъ такое ихъ сомнѣніе. Для чего, говоритъ Онъ, такія мысли входятъ въ ваши сердца? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Самъ, осяжите Меня и разсмотрите; потому что духъ плоти и костей не имѣетъ, какъ видите у Меня, — и сказавъ это, показалъ имъ руки и ноги Свои. Ученики возрадовались, увидѣвши Господа. Но при радости, или лучше сказать, отъ чрезмѣрной ихъ радости имъ не доставало все еще полной вѣры, — имъ хотѣлось бы еще болѣе убѣдиться, что это дѣйствительно такъ. И вотъ Господь спрашиваетъ у нихъ: нѣтъ ли у нихъ здѣсь чего съѣстнаго? Они подали ему часть печеной рыбы и сотоваго меду, и Онъ предъ ними съѣлъ. И ихъ сомнѣніе замѣнилось теперь полнѣйшею вѣрою и радостію. Спаситель долго съ ними бесѣдовалъ, объяснилъ имъ всѣ тѣ пророчества, въ которыхъ говорится о страданіяхъ, смерти и воскесеніи Его. «Миръ вамъ», заключилъ Онъ Свою бесѣду. «Какъ послалъ Меня Отецъ, такъ и Я посылаю васъ. Пріимите Духа Святаго. Кому простите грѣхи, тому простятся, на комъ оставите, на томъ останутся». При этомъ Онъ дунулъ на нихъ и сталъ невидимъ. Когда пришелъ къ нимъ Ѳома, всѣ говорили ему: — мы видѣли Господа. Но онъ отвѣчалъ: если не увижу на рукахъ Его ранъ отъ гвоздей, и не вложу руки моей въ бокъ Его, не повѣрю.

Когда явился Христосъ апостоламъ? Въ то время, когда бесѣдовали о Немъ. Пятый разъ является Онъ, и каждый разъ — тѣмъ, которые заняты были Имъ, о Немъ думаютъ, о Немъ говорятъ.

Пойми изъ сего, христіанинъ, что и къ тебѣ тогда будетъ близокъ Господь, когда часто будешь размышлять о Немъ, часто молиться Ему, часто читать Слово Его, посѣщать храмъ Его, часто приступать къ Св. Тайнамъ Его, когда будешь стараться творить добро во имя Его.

Христосъ явился апостоламъ сквозь заключенныя двери. Это показываетъ, что тѣло Спасителя по воскресеніи стало не такое, какое было прежде. Это было уже тѣло тонкое, легкое, духовное, не знающее никакой преграды для сообщенія съ тѣмъ или другимъ мѣстомъ; тѣло, осіяваемое духовнымъ свѣтомъ, — сквозь которое проникалъ свѣтъ Божества. Подобны, братіе, будутъ и наши тѣла по воскресеніи. Но для этого нужно теперь — при жизни не дѣлать ихъ орудіемъ грѣха, блюсти въ чистотѣ.

Миръ вамъ, сказалъ Христосъ явившимся апостоламъ. Значитъ вотъ что всего необходимѣе обществамъ, семействамъ и всѣмъ намъ для счастія земного. Гдѣ нѣтъ мира, тамъ — вражда, раздѣленіе, прекословіе, взаимное противодѣйствіе, злоба, ненависть. Гдѣ же взять мира? Христосъ миръ нашъ, Онъ преподалъ миръ апостоламъ, преподастъ и намъ.

Апостолъ Ѳома долго не вѣрилъ воскресенію Господа; но его невѣріе не походило на невѣріе іудейскихъ начальниковъ, которые слышали о воскресеніи Христа отъ стражей-очевидцевъ и все-таки не повѣрили. Невѣріе этихъ лицъ происходило отъ упорства, ожесточенія, гордости, злобы. Но Ѳома не вѣрилъ отъ радости, все одно какъ и мы не вѣримъ тому, чему особенно рады, что особенно намъ пріятно. Зато когда увѣрился, онъ исповѣдывалъ, что Христосъ — Господь нашъ, Царь и Владыка, Начальникъ и Совершитель нашего спасенія. (Сост. изъ разн. поуч.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 27-29.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0