Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

П

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ; 1895-1985) — подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)
Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля святой Пасхи.
1. Воскресеніе Господа нашего Іисуса Христа.

Когда воскресъ Господь? По предреченію пророковъ и самого Господа (Матѳ. 12, 40) въ третій день, «не ранѣе первыхъ послѣ полуночныхъ часовъ дня послѣ субботняго» (Сл. на Пасху Митр. Филарета).

Какою силою Господь возсталъ отъ мертвыхъ? Славою Отчею (Рим. 6, 4) и собственною силою, какъ Богъ (Іоан. 10, 18). Какъ совершилось и открылось воскресеніе Господне? Совершилось въ глубочайшей тайнѣ, запечатану гробу. Только внезапное сильное потрясеніе земли могло бы сказать умѣющему разумѣть гласъ природы, что изъ сердца ея исходитъ Первенецъ умершихъ. Послѣ сего сошелъ съ неба ангелъ и возвѣстилъ людямъ о воскресеніи Господа. Видъ Его былъ, какъ молнія, одѣяніе бѣло, какъ снѣгъ (Матѳ. 28, 3). «Отваливъ камень отъ гроба, онъ привелъ въ ужасъ и тѣмъ удалилъ Стражей, чтобы открыть свободный доступъ ко гробу мѵроносицамъ и апостоламъ» (Митр. Филар.).

Утромъ рано, еще сущей тьмѣ, спѣшили нѣсколько благочестивыхъ женъ ко гробу, чтобы помазать благовоннымъ мѵромъ тѣло Спасителя. Любовь къ Господу придавала слабымъ бодрость, мужество, силу. Онѣ не знали не только о совершившемся событіи, но даже и о печати архіерейской и стражѣ римской. Ихъ смущала только мысль: кто намъ отвалитъ камень отъ дверей гроба? Бѣ до велій зѣло! Одна изъ нихъ, особенно любящая и благодарная, Марія Магдалина далеко упреждаетъ прочихъ, первая приходитъ къ пещерѣ и видитъ: камень взятъ отъ гроба! Подавленная тяжкою мыслію: гдѣ Господь, она устремляется къ апостоламъ Петру и Іоанну. Унесли Господа, сказала она имъ. Тѣ пошли осмотрѣть пещеру и нашли только одежду Его, и не знали, чтó бы это значило. Прочія же мѵроносицы, пришедши ко гробу вскорѣ послѣ Маріи Магдалины и бывшія ранѣе сихъ апостоловъ, входятъ во гробъ и слышатъ отъ Ангела: «что вы ищете живаго между мертвыми? Его нѣтъ здѣсь; Онъ воскресъ. Вотъ мѣсто, гдѣ онъ былъ положенъ. Идите скорѣе, скажите ученикамъ его и Петру, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ и предваряетъ васъ въ Галилеѣ; тамъ Его увидите» (Матѳ. 28, 1-7; Марк. 16, 1-7; Лук. 24, 1-6).

Чрезъ нѣсколько времени опять подошла ко гробу Магдалина и горько плакала. Вотъ свѣтъ нѣкій мелькнулъ въ пещерѣ: она видитъ двухъ ангеловъ, въ бѣломъ одѣяніи сидящихъ: одного у главы и другого у ногъ, гдѣ лежало тѣло Іисуса. Они сказали ей: «Жено! что плачешь?» — «Унесли Господа моего и не знаю, гдѣ положили Его». Въ это время она оглянулась назадъ, и увидѣла Іисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говоритъ ей: «Жено! что плачешь, кого ищешь»? Марія сказала: «Господинъ! если Ты взялъ Его, скажи мнѣ: гдѣ положилъ Его и я возьму Его». Маріе! сказалъ ей воскресшій Христосъ. По этому слову Марія узнала Господа, бросилась къ Его ногамъ со словомъ: Раввуни (учитель!). Не прикасайся ко Мнѣ, сказалъ ей Господь, а иди къ братіи Моей и скажи имъ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему; — совершились смерть Его и воскресеніе; остается вознесеніе, и о Немъ теперь повелѣваетъ Господь возвѣстить ученикамъ, какъ о величайшемъ для нихъ благѣ, потому что Его Отецъ есть и ихъ Отецъ, Его Богъ — и ихъ Богъ. Марія повиновалась и пошла. На дорогѣ она встрѣтилась съ другими мѵроносицами. Вдругъ является всѣмъ имъ Христосъ и говоритъ: радуйтесь! А онѣ отъ радости и благоговѣнія пали къ ногамъ и цѣловали ихъ. Послѣ сего жены пошли къ ученикамъ и разсказали, что онѣ видѣли Воскресшаго, пересказали, что Онъ говорилъ съ ними.

Гдѣ была Матерь Божія въ это радостное утро, отъ кого узнала Она о воскресеніи Своего Божественнаго Сына? — говоря о мѵроносицахъ и апостолахъ, Евангелисты молчатъ о ней. Но хранительница таинъ Божіихъ, Церковь увѣряетъ, что прежде всѣхъ на землѣ Господь явился Матери. Она поетъ Преблагословенной Дѣвѣ: «Воскресшаго видѣвши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы Богоблагодатная Чистая: и еже радуйся первѣе, яко всѣхъ радости вину вопріяла еси, Богомати всенепорочная».

Воскресшій Спаситель первымъ явился женщинамъ, — и женщины сдѣлались первыми провозвѣстницами воскресенія Христова. Здѣсь по ученію Отцевъ Церкви скрывается особая цѣль Промысла. Чрезъ кого подпалъ осужденію родъ человѣческій? кто чрезъ послушаніе діаволу сталъ виновникомъ всѣхъ несчастій человѣка? Жена первая согрѣшила, соблазнила на грѣхъ мужа и сдѣлалась виновницей потери блаженства райскаго и для всего рода человѣческаго. Чрезъ жену же родъ человѣческій услышалъ и радостную вѣсть о снятіи съ него осужденія и о возвращеніи чрезъ воскресшаго Христа потеряннаго блаженства. А Маріи Магдалинѣ первой изъ мѵроносицъ явился воскресшій Христосъ за любовь ея къ Нему. Она неотступно слѣдовала за Нимъ при жизни Его, она служила Ему отъ имѣнія своего, не боялась враговъ Его, стояла при крестѣ Его; она первая, ранѣе другихъ женъ, пошла ко гробу Его и первая, воротившись, сказала ученикамъ о раскрытомъ гробѣ Его; всѣ ушли, а она, любвеобильная, одна стоитъ у гроба и плачетъ.

Поймемъ изъ этого, какъ много значитъ въ дѣлѣ спасенія любовь. Ты особенно радостно встрѣтилъ праздникъ Свѣтлаго Христова Воскресенія, — это тебѣ дано непремѣнно за твою любовь ко Христу, которую ты доказалъ или вниманіемъ къ себѣ, или нѣкоторымъ воздержаніемъ въ продолженіи Великаго поста, или усердною молитвою, достойнымъ соединеніемъ съ Нимъ въ таинствѣ Тѣла и Крови Его, или еще какимъ-нибудь добрымъ дѣломъ, совершеннымъ тобою ради Христа. А тебѣ не дано это чувство, ты безъ особеннаго восторга встрѣтилъ праздникъ, — оглянись на себя, приникни въ домъ души твоей; вѣрно, — онъ заключенъ для Господа, вѣрно, — сердце занято другимъ чѣмъ больше, чѣмъ Христосъ. Да, Господь близокъ особенно къ тѣмъ, кто самъ сердцемъ близокъ къ Нему; любящимъ Его Онъ особенно ощутительно даетъ чувствовать эту близость къ Нему. Будемъ любить Господа всѣмъ сердцемъ, если желаемъ всегда радоваться о Немъ.

Господь, явившись на пути мѵроносицамъ, сказалъ имъ: радуйтесь!

И дѣйствительно, въ день всерадостнаго воскресенія Іисуса Христа христіанинъ и праведный, и грѣшный долженъ радоваться. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24).

Нынѣшній день есть день особеннаго веселія, особенной радости; нѣтъ у насъ праздника веселѣе и радостнѣе настоящаго. И съ какимъ желаніемъ всѣ ожидаютъ его, съ какимъ пріятнымъ безпокойствомъ приготовляются къ нему, съ какимъ удовольствіемъ другъ друга привѣтствуютъ съ наступленіемъ его. При словѣ — Христосъ воскресе! — мы и сами какъ бы воскресаемъ, душа оживаетъ, сердце восхищается. Да, этотъ праздникъ для того и установленъ, чтобы мы радовались и веселились.

Такъ никто изъ насъ не долженъ нынѣ унывать: двери веселія всѣмъ отверсты: входите безъ сомнѣнія; рѣки радости для всѣхъ текутъ: черпайте безъ опасенія.

И какъ не радоваться, какъ не веселиться въ нынѣшній праздникъ! Мы страшимся ада; теперь нечего его страшиться: онъ нынѣ разрушенъ. Мы трепещемъ смерти; теперь нечего ея трепетать: жало ея уничтожено. Мы боимся діавола; нечего и его бояться: онъ низложенъ. Мы желаемъ рая: отверсты райскія двери. Все готово, чего только наша душа желаетъ; все доставило намъ Воскресеніе Спасителя.

Оживимся же настоящимъ торжествомъ, обнимемъ другъ друга, ненавидящимъ насъ простимъ все для Воскреешаго, и будемъ устами и сердцемъ воспѣвать: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ». Аминь. (Сост. по проп. Р. Путятина и «Воск. бес.» изд. Моск. Общ. любит. дух. просвѣщ. за 1891 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 23-26.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0