Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВѢДНИКИ РОССІЙСКІЕ

Памяти архипастыря-мученика.
(Кіевскаго митрополита Владиміра Богоявленскаго).

Какъ живой стоитъ предъ глазами образъ убіеннаго злодѣями Кіевскаго архипастыря: сосредоточенное, серьезное лицо съ печатью глубокой скорби на челѣ, но въ то же время и съ какимъ-то свѣтлымъ, радостнымъ выраженіемъ глазъ, и столько и тревоги, и рѣшимости во всемъ обликѣ.

Непонятное многимъ смѣшеніе на лицѣ почившаго архипастыря печали и радости было характерною его чертою, въ которой нужно искать разгадки всего духовнаго содержанія его высокой личности. Высокопреосвященный Владиміръ былъ однимъ изъ тѣхъ рѣдкихъ людей, особенно въ нашъ вѣкъ, о которыхъ можно сказать, что онъ былъ вѣренъ до смерти и потому получилъ вѣнецъ живота.

Въ нашъ вѣкъ шатаній и колебаній и мысли, и совѣсти, когда люди больше приспособляются къ обстоятельствамъ, чѣмъ прислушиваются къ велѣніямъ совѣсти, почившій архипастырь явилъ высокій образецъ такой внутренней цѣлостности, стойкости и прямолинейности, что равнаго ему трудно пріискать. Отъ начала до конца, этого скорбнаго мученическаго конца, онъ шелъ, не уклоняясь ни направо, ни налѣво, той дорогой, которую указывало ему велѣніе долга. Люди подходили къ нему съ своими человѣческими мѣрками и оцѣнками, изумлялись его непреклонности, удивлялись на его нечувствительность къ происходящимъ кругомъ перемѣнамъ въ настроеніи. И за это иногда его готовы были даже осудить.

За что же въ сущности?

За то, что, стоя выше суеты человѣческой, онъ смотрѣлъ на все съ точки зрѣнія вѣчнаго, что не хотѣлъ въ своей высокой дѣятельности святителя Церкви Божіей смѣшаться съ грѣшными тѣнями земли, вѣчно суетливо гоняющимися за модой, прислуживающими человѣческимъ интересамъ? Правда, каждый человѣкъ по своему понимаетъ свой путь служенія Богу. И неизбѣжно, конечно, каждый идетъ этимъ своимъ путемъ, по указаніямъ своего внутренняго чувства. Это общая судьба всѣхъ человѣческихъ дѣйствій, всѣхъ человѣческихъ помысловъ. Разница только въ той прямолинейности, въ той свободѣ движенія, съ которою каждый идетъ намѣченнымъ путемъ.

Скорбный ликъ покойнаго выражалъ ту непреклонную отчужденность, съ которою высокопреосвященный шелъ въ жизни, прозорливо провидя всю тщету человѣческихъ надеждъ, всю суету общественныхъ настроеній. Печать скорби объ окружающей тьмѣ заблужденій, пренебреженія къ суетливой угодливости духу времени окружающихъ была всегда ярко выражена на обликѣ почившаго. Но рядомъ съ этою печатью скорби и отчужденія отъ міра и его суеты въ глазахъ почившаго архипастыря вѣчно свѣтился какой-то тихій свѣтъ радости и умиротворенія. Былъ виденъ на его лицѣ, несмотря на мірскія огорченія и борьбу, тотъ благодатный внутренній миръ, который является постояннымъ и неизмѣннымъ слѣдствіемъ сознанія побѣды надъ тѣмъ, что влекло въ рабство грѣху и суетѣ.

Этотъ ласковый огонекъ, который горѣлъ въ очахъ убіеннаго архипастыря, знаменовалъ собою и другое — живую любовь Владыки къ окружающимъ, особенно къ простому народу — къ тѣмъ «униженнымъ и оскорбленнымъ», которыхъ призывалъ подъ Свое легкое иго Христосъ Спаситель. Эта любовь весьма многообразно проявилась въ дѣятельности высокопреосвященнаго Владиміра. Начиная съ его ранней дѣятельности въ духовной школѣ и кончая чредою высокаго святительскаго служенія, которую высокопреосвященный проходилъ во многихъ мѣстахъ, всюду онъ пользовался неизмѣнною любовью окружающихъ. Всѣ видѣли въ немъ добраго, отзывчиваго, внимательнаго и справедливаго начальника, попечительнаго отца и болѣющаго душой за народъ пастыря. Извѣстная теперь всѣмъ по воспоминаніямъ сенатора Кони исторія съ кускомъ «голоднаго хлѣба», вѣрнѣе коры, смѣшанной съ мякиной, которой питался народъ въ голодный годъ въ Самарѣ, вѣдь это только одно изъ многихъ проявленій отзывчивости архипастыря.

Сколько внутренней муки, сколько боли испыталъ Святитель надъ этимъ кусочкомъ хлѣба, пока не излилъ своей наболѣвшей души предъ человѣкомъ, который могъ отвести этотъ ломтикъ голоднаго хлѣба въ Петроградъ и обратить вниманіе власть имущихъ на эти ужасы, которые зачѣмъ-то скрывала мѣстная власть.

Съ какимъ горемъ уже въ послѣдніе годы Петроградское духовенство провожало своего архипастыря изъ Петрограда. Точно оно чувствовало, какая тяжелая судьба ждетъ его въ Кіевѣ. Горе петроградцевъ имѣло своимъ ближайшимъ источникомъ, конечно, сознаніе, что такого внимательнаго и отзывчиваго Владыку, какимъ былъ для духовенства высокопр. Владиміръ, трудно найти.

Его печаль объ униженныхъ и оскорбленныхъ особенно ярко проявилась въ весьма цѣнныхъ бесѣдахъ высокопреосвященнаго, въ которыхъ онъ чаще всего касался соціальнаго вопроса. Его стремленіе къ глубокому и справедливому разрѣшенію этого вопроса, его указаніе на то, что борющаяся съ христіанствомъ соціалъ-демократія обосновываетъ свой успѣхъ только на недостаткѣ нашей христіанской чуткости и нашемъ забвеніи завѣта Спасителя о любви къ ближнему, были весьма своевременнымъ предупрежденіемъ обществу. Владыка говорилъ въ своихъ бесѣдахъ о томъ, что напрасно призывать къ терпѣнію тѣхъ, мѣра терпѣнія у кого уже переполнилась, что всуе призывать и къ экономіи и бережливости тѣхъ, кому нечего сберегать. Но на эти его предостереженія вниманія также не обратили. Бесѣды высокопреосвященнаго Владиміра, посвященныя соціальному вопросу, представляли явленіе рѣдкое и даже одиноко стоящее въ нашей проповѣднической литературѣ по своей вдумчивости и широтѣ кругозора.

Съ народомъ Владыка всегда былъ особенно простъ и обходителенъ. Передаютъ трогательную подробность его послѣднихъ часовъ, когда злодѣи уводили Владыку митрополита изъ его покоевъ, чтобы совершить свое кровавое дѣло. Онъ, конечно, отдавалъ себѣ ясный отчетъ во всемъ и въ томъ, что пришелъ его послѣдній смертный часъ, но не позабылъ проходя остановиться и проститься со швейцаромъ. Умеръ высокопреосвященный Владиміръ въ тотъ моментъ, когда сложилъ персты для крестнаго знамени.

Люди, которымъ не видно внутреннее содержаніе человѣческой души, часто не замѣчали всего величія духа почившаго Святителя. Только близко соприкасавшіеся съ нимъ въ дѣятельности святители, въ томъ числѣ и нынѣшній Святѣйшій Патріархъ Московскій и всея Россіи, знали всю высоту его настроенія и крѣпость и прямоту его духа и глубоко чтили его. На Соборѣ скромный Святитель остался какъ-то въ тѣни, такъ какъ многіе искали видимыхъ, бьющихъ въ глаза преимуществъ: быстроты мысли, энергіи, находчивости, близости къ современному духу. Но Господь на судьбѣ праведника сего, удостоеннаго вѣнца мученическаго, вознесъ его въ мѣру его внутренняго горѣнія духомъ предъ Богомъ, на необычайную высоту. И память его отнынѣ будетъ въ роды родовъ.

Ф. Б.     

Источникъ: Ф. Б. Памяти архипастыря-мученика. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Еженѣдельное изданіе. № 9-10.16 (29) марта 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 358-360.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0