Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВѢДНИКИ РОССІЙСКІЕ


Высокопреосвященный Митрополитъ Кіевскій Владиміръ.

(Некрологъ).

Изъ достовѣрнаго источника изъ Кіева получено извѣстіе о мученической кончинѣ митрополита Владиміра.

Въ ночь на 26-е января въ Кіево-Печерскую Лавру, занятую предъ тѣмъ украинскими войсками (Лавра находится въ районѣ крѣпости, потому лаврское начальство безсильно было не допустить этого), проникли большевистскіе отряды. Вскорѣ послѣ этого неизвѣстные люди направились въ покои митрополита, узнавъ, что онъ — хозяинъ лавры. Произведя обыскъ и отобравъ 100 руб. денегъ, потому что больше у почившаго владыки ихъ не было, они повели его на допросъ къ коменданту, но, очевидно, по дорогѣ рѣшили съ намъ покончить и привели этотъ безумный умыселъ въ исполненіе. Тѣло мученика-святителя найдено на другой или на третій день. На немъ оказалось двѣ огнестрѣльныхъ смертельныхъ раны и три колотыхъ.

3-го февраля на Священномъ Соборѣ получена была эта ужасная вѣсть, подтвердившая ходившіе наканунѣ слухи и печатное сообщеніе въ «Русскихъ Вѣдомостяхъ», которымъ не хотѣлось вѣрить. Тотчасъ же по полученіи извѣстія Святѣйшймъ патріархомъ Тихономъ была совершена панихида во Владимірскомъ храмѣ Епархіальнаго Дома, къ которому примыкаетъ залъ соборныхъ засѣданій. Этотъ храмъ, какъ и весь Епархіальный Домъ, построенъ убіеннымъ мученикомъ, митрополитомъ Владиміромъ и потому здѣсь особенно выразительно звучала ему, какъ храмоздателю, «вѣчная память».


Одною изъ послѣднихъ книгъ высокопреосвященнаго Владиміра была книга о Колизеѣ, о римскомъ Колизеѣ, обагренномъ святою кровью христіанскихъ мучениковъ. Нынѣ Господь судилъ и ему вѣнчаться подобнымъ вѣнцомъ мужественнаго воина Христова, терновымъ вѣнцомъ страданій и мученической кончины. Въ то время, какъ въ губерніяхъ Малороссіи назрѣваетъ и углубляется нездоровое сепаратистическое теченіе и въ церковномъ отношеніи, въ это самое время великая русская Церковь даетъ Украинѣ драгоцѣннѣйшій даръ — мученическую кровь и страдальческій подвигъ ревностнѣйшаго архапастыря, убіеннаго митрополита Владимира, свидѣтельствуя тѣмъ, что не можетъ быть раздѣленій тамъ, гдѣ надвигается одна опасность, гдѣ подымается одна волна гоненій и насилій противъ Церкви. Кровь стрададьцевъ за вѣру, пролитая на улицахъ Петрограда, Москвы, Ярославля, Тулы, Харькова, Кіева, эта невинная кровь, которая вопіетъ отъ земли къ небу, связываетъ всю русскую православную Церковь во-едино для ревностнаго стоянія за Христа и Церковь, за величайшія святыни религіознаго упованія, народнаго духа, общественнаго и государственнаго строительства.

Несмотря на то, что со дня убіенія высокопреосвященнаго Владиміра прошло уже двѣ недѣли, все еще остаются неизвѣстными обстоятельства его мученической кончины. Страна исполнена ужасовъ братоубійственной войны, нечеловѣческой жесткости, тяжкихъ преступленій, страшнаго безумія, — исполнена въ такой мѣрѣ, что вѣсть о новомъ тягчайшемъ злодѣяніи лишь медленно расходится по обширному лицу Русской земли. Достовѣрно извѣстно только, что въ ночь на 26-ое января Владыку Митрополита увели изъ его покоевъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ, а на другой или третій день нашли его у ограды лавры убитымъ, съ нѣсколькими огнестрѣльными и колотыми ранами, раздѣтымъ. Страшная, окаянная ночь! Ужасно преступленіе, жертвой котораго палъ пастырь, всю жизнь отдавшій на служеніе Церкви и православному народу.

Высокопреосвященный Владиміръ, въ мірѣ Василій Никифоровичъ Богоявленскій, родился 2 января 1848 года въ семьѣ священнина с. Малой Моршанки, Моршанскаго уѣзда, Тамбовской губерніи; образованіе получилъ въ Тамбовской духовной семинаріи, а затѣмъ въ Кіевской духовной академіи, по окончаніи которой въ 1874 г. былъ назначенъ преподавателемъ въ родную семинарію сначала гомилетики, а потомъ Священнаго Писанія. Въ 1882 г. онъ оставилъ службу при семинаріи, 31-го января былъ рукоположенъ во священника къ Покровской соборной города Козлова, Тамбовской губерніи, церкви, и весь отдался пастырской дѣятельности, не ограничивая ее предѣлами одного только своего прихода, но и исполняя обязанности депутата на епархіальныхъ съѣздахъ и благочиннаго Козловскихъ градскихъ церквей. Тяжкая болѣзнь свела въ могилу его жену, и семейное горе побудило молодого священника вступить на новый путь служенія Церкви и народу. 8 февраля 1886 года онъ былъ постриженъ въ монашество въ Тамбовскомъ Казанскомъ соборѣ и возведенъ въ санъ архимандрита. Въ этомъ санѣ онъ стоялъ во главѣ сначала Козловскаго Троицкаго, а затѣмъ Новгородскаго Антоніева монастырей. 21 мая 1888 г. архиманаритъ Владиміръ получилъ назначеніе на каѳедру епископа Старорусскаго, викарія Новгородской епархіи, и 13 іюня хиротонисанъ въ епископа митрополитомъ Исидоромъ, въ Петроградѣ, въ Александро-Невской лаврѣ. 19-го января 1891 г. Владыка, былъ назначенъ на самостоятельную Самарскую каѳедру, 18-го октября 1892 г. — экзархомъ Грузіи съ званіемъ члена Св. Сѵнода, 21 февраля 1898 г. — митрополитомъ Московскимъ, 23 ноября 1912 г. — митрополитомъ Петроградсквмъ, ноября 1915 г. — митрополитомъ Кіевскимъ.

Здѣсь, въ древнемъ Кіевѣ, купели русскаго народа, закончилъ свою странническую жизнь святитель, для котораго такъ близки были слова Писанія: «не имамы здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ», который съ дерзновеніемъ могъ повторить слова святого апостола: «Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнію, только бы съ радостью совершить поприще свое и служеніе, которое я принялъ отъ Господа».

Прощаясь съ Московской паствой, растроганный до слезъ многочисленными безхитростными простыми выраженіями ея искренней любви къ нему, высокопреосвященный Владиміръ сказалъ: «Въ настоящее время я чувствую истинную радость, но не потому, что эти привѣтствія льстятъ моему самолюбію, исконному врагу нашего спасенія, — свидѣтельствую это моей архіерейской совѣстью, радуюсь потому, что изъ вашей любви — я усматриваю вашу любовь къ Пастыреначальнику. Онъ — наша жизнь, Онъ — задача нашей жизни, Онъ — альфа и омега». Въ этихъ прощальныхъ словахъ, въ этомъ завѣтѣ Московской паствѣ выразилась вся душа пастыря, радость котораго есть радость о паствѣ во Христѣ, народнаго пастыря въ духѣ и силѣ о. Іоанна Кронштадтскаго, память котораго такъ благоговѣйно чтилъ высокопреосвященный Владиміръ.

Козловъ, Новгородъ, Самара, Грузія, Москва, Петроградъ, Кіевъ — это послѣдовательные этапы многотруднаго служенія Митрополита Владиміра, и на всѣхъ этихъ путяхъ своего служенія убіенный святитель выше всего, прежде всего ставилъ — сохранить народъ въ оградѣ Церкви, оберечь его отъ вліяній сектантской и соціалистической пропаганды, освободить его отъ страшнаго вѣкового недуга пьянства, дать ему свѣтъ истиннаго христіанскаго знанія. «Вы, можетъ быть, скажете, говорилъ высокопреосвященный Владиміръ воспитанникамъ Московской семинаріи, что хлѣбъ церковный въ наше время сталъ черствъ; иногда, молъ, это бываетъ та сухая корка, которая не поддается и молодымъ зубамъ. Но нужно прежде всего думать не о томъ, что взять отъ народа, но о томъ, что мы сами можемъ дать ему. Народъ нашъ бѣденъ, его жизнь разъѣдается еще страшнымъ недугомъ пьянства; часто блуждаетъ онъ въ дебряхъ раскола и сектантства. И нужно прежде всего приложить всѣ усилія къ тому, чтобы поднять народъ, отрезвить его, внести въ его среду свѣтъ истиннаго христіанскаго ученія». Здѣсь дана программа пастырской дѣятельности, которую почившій святитель осуществлялъ прежде всего самъ, и чѣмъ выше становилось его служеніе, тѣмъ выше становилось и осуществленіе этой программы.

Въ Козловѣ Владыка Митрополитъ обращаетъ особое вниманіе на внѣбогослужебныя бесѣды, какъ на одно изъ лучшихъ средствъ духовнаго просвѣщенія прихожанъ. Въ Новгородѣ онъ заботится о развитіи церковнаго учительства, всемѣрно привлекая къ нему новгородское духовенство и первый подавая примѣръ своими бесѣдами въ древнемъ Софійскомъ соборѣ.

Въ Самарѣ онъ организуетъ внѣбогослужебныя собесѣдованія по различнымъ церквамъ, основываетъ въ цѣляхъ распространенія духовнаго просвѣщенія среди народа Алексіевское религіозно-просвѣтительное братство, открываетъ въ зданіи городской думы безплатныя вечернія чтенія религіознаго содержанія, много заботится о благолѣпіи церковнаго богослуженія. Во время голода и холеры, постигшихъ Самарскую губернію именно въ годы служенія здѣсь высокопреосвященнаго Владиміра, раскрылась во всей полнотѣ его пастырская ревность, неутомимая энергія и безконечная преданность своему долгу, непоколебимая и предъ опасностью смерти. Для борьбы съ голодомъ онъ организуетъ епархіальный и уѣздный комитеты, открываетъ при всѣхъ монастыряхъ и состоятельныхъ церквахъ столовыя и чайныя для бѣдняковъ, при школахъ безплатную раздачу пищи всѣмъ ученикамъ и ученицамъ и въ многочисленныхъ печатныхъ воззваніяхъ и поученіяхъ онъ призываетъ всѣхъ придти на помощь голодающимъ. Въ Петроградъ онъ шлетъ чрезъ сенатора Кони кусокъ голоднаго хлѣба, какимъ питались въ Самарѣ, и этотъ кусокъ хлѣба раскрылъ центральной власти, что не о неурожаѣ нужно говорить, но о настоящемъ голодѣ, что бѣдствіе приняло ужасающіе размѣры и что для борьбы съ нимъ нужны чрезвычайныя и рѣшительныя мѣры. Во время холеры, уносившей тысячи жертвъ, вызвавшей панику, когда народъ въ ужасѣ оставлялъ больницы безъ присмотра, умершихъ безъ погребенія, когда народъ избивалъ врачей и санитаровъ, заподозривая ихъ въ распространеніи эпидеміи, владыка устраивалъ общественныя молебствія, обращался къ многочисленнымъ собраніямъ своей паствы со словами утѣшенія и ободренія, самъ служилъ паннихиды по умершимъ отъ холеры и отпѣвалъ ихъ на холерномъ кладбищѣ.

На Кавказѣ, этомъ постоянномъ очагѣ общественныхъ нестроеній и церковныхъ раздоровъ, высокопреосвященный Владиміръ остается тѣмъ же служителемъ мира и любви, какимъ онъ явилъ себя и на свѣщницѣ церкви Самарской, и, прощаясь съ грузинской паствою, говоритъ ей: «За все время пребыванія у васъ жизнь моя текла ровно, спокойно, безмятежно. По крайней мѣрѣ, я не могу припомнить ни одной ссоры, ни одного столкловенія, такъ что во все это время ни разу не заходило солнце во гнѣвѣ моемъ».

Народный характеръ пастырскаго служенія высокопреосвященнаго Владиміра особенно ярко обнаружился за время его дѣятельности въ Москвѣ. Здѣсь, въ центрѣ церковной жизни всей Россіи, подъ сѣнью московскихъ святынь, въ теченіе почти пятнадцати лѣтъ почившій святитель ярко горѣлъ пламенемъ Христовой любви, согрѣвая этимъ пламенемъ не только свою паству, но и далекую Сибирь и всю Россію. Епархіальный домъ въ Москвѣ, созданный по идеѣ и трудами Владыки Митрополита, конкретно выражаетъ, какъ широко понималъ онъ задачи своего служенія. Онъ радовался радостью нескрываемою, когда видѣлъ, что епархіальный домъ обратился въ духовный улей, въ которомъ, какъ трудолюбивыя пчелы, съ утра до вечера работали различныя просвѣтительныя, миссіонерскія и благотворительныя учрежденія. Онъ радовался, что ни одного уголка въ немъ не оставалось не использованнаго. Здѣсь совершались вечерни съ общимъ народнымъ пѣніемъ, устраивались бесѣды религіозно-нравственнаго содержанія съ безплатной раздачей брошюръ, богословскія чтенія, чтенія для фабрично-заводскихъ рабочихъ, разныя лекціи, духовные концерты, чтенія и спѣвки хора рабочихъ; здѣсь происходили собранія различныхъ епархіальныхъ обществъ и учрежденій. Здѣсь нашли себѣ пріютъ редакціи духовныхъ журналовъ, Кирилло-Меѳодіевское братство съ епархіальнымъ училищнымъ совѣтомъ, книжный магазинъ и складъ изданій отдѣла распространенія духовно-нравственныхъ книгъ, православное миссіонерское общество, попечительство о бѣдныхъ духовнаго званія и т. д.

Въ этомъ разнообразіи нуждъ, обслуживаемыхъ епархіальнымъ домомъ, отразилась, какъ въ зеркалѣ, разносторонность архипастырскаго служенія высокопреосвященнаго Владиміра, какъ раскрылась она особенно въ московскій періодъ его дѣятельности. Она направлена была въ сторону созиданія прочныхъ, устойчивыхъ организацій, просвѣтительныхъ и благотворительныхъ, какъ изъ среды пастырей, такъ и мірянъ, — организацій которыя могли бы вести планомѣрную и неуклонную работу въ направленіи послѣдовательной христіанской жизни.

Семья и школа, заводъ и фабрика, всѣ эти и другія отрасли общественной и государственной жизни должны были впитатъ въ себя, какъ основной доминирующій тонъ ихъ дѣятельности, духъ Христова ученія чрезъ Церковь, пастырей и вѣрующій народъ, и въ подвижническомъ служеніи этой цѣли высокопреосвященный Владиміръ никогда не щадилъ ни силъ, ни здоровья, но постоянно стоялъ на стражѣ, готовый къ подвигу и борьбѣ, какъ вѣрный воинъ Христовъ. Онъ заботился о поднятіи образовательнаго уровня пастырей и клириковъ, создавалъ многочисленные кадры народныхъ миссіонеровъ, организовалъ богословскіе курсы для женщинъ, вдохновлялъ трезвенниковъ въ ихъ работѣ, устроилъ курсы для подготовки пастырей въ далекую Сибирь, велъ борьбу съ надвигающейся заразой безбожнаго соціализма, опасность котораго для Россіи всегда была ясна ему, — и на всѣхъ этихъ путяхъ своей дѣятельности явилъ себя пастыремъ мира и любви, непоколебимой стойкости, кристальной честности, безконечной преданности Христу и Церкви.

Петроградскій періодъ служенія высокопреосвященнаго Владиміра отмѣченъ упорной борьбой его противъ алкоголизма, организаціей церковныхъ силъ для огражденія народа отъ этой язвы, которая все шире и шире расползалась и въѣдалась въ тѣло народное, неся съ собой нищету и вырожденіе. Подобно московскому, онъ отмѣченъ также и собираніемъ церковныхъ силъ для борьбы съ сектантствомъ, которое увлекало однихъ, и соціализмомъ, который увлекалъ другихъ. Онъ отмѣченъ напряженнымъ трудомъ его въ цѣляхъ развитія церковнаго учительства, — того дѣла, для котораго онъ неустанно трудился съ перваго и до послѣдняго дня своего служенія предъ Престоломъ Господа, не только устно, но и литературными трудами, откликаясь въ послѣднихъ на язвы и раны какъ церковной, такъ и общественной жизни, идя навстрѣчу запросамъ души и взрослыхъ, и дѣтей.

3-9 декабря 1912 года, конецъ ноября 1915 года, дни прощанія митрополита Владиміра съ московскою и петроградскою паствою, были для него днями и печали при разставаніи съ близкими, а вмѣстѣ и духовной радости, когда подводились итоги его ревностнаго служенія, когда сама нива Христова, на которой трудился святитель, свидѣтельствовала неложно о величіи его труда и подвига. Любовь народа къ своему архипастырю, горѣвшая до того времени тихимъ и ровнымъ свѣтомъ лампады, въ эти дни вспыхивала яркимъ пламенемъ, при свѣтѣ котораго такъ отчетливо, такъ явственно выступала, обрисовывалась дѣятельность Владыки.

Преступною рукою въ тягчайшую годину, какую только знала наша исторія, прервана нить жизни святителя, подвижнически трудившагося на нивѣ Православной Русской Церкви и мученическимъ вѣнцомъ увѣнчавшаго этотъ свой жизненный подвигъ. Но Церковь благоговѣйно сохранитъ благодарную молитвенную память объ архипастырѣ, который на высокой чредѣ своего служенія безраздѣльно отдавался служенію вѣрующему народу, мужественно ведя его отъ вѣкового недуга пьянства, отъ болѣзненныхъ уклоновъ въ расколъ и сектантство, отъ гибельныхъ, какъ особенно показываетъ это наша настоящая дѣйствительность, соціалистическихъ утопій къ немерцающему свѣту Воскресенія Христова.

Источникъ: Высокопреосвященный Митрополитъ Кіевскій Владиміръ. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Еженѣдельное изданіе. № 5.7(20) февраля 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 179-183.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0