Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 1 iюля 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВѢДНИКИ РОССІЙСКІЕ

Проф. А. И. Сагарда († 1950 г.).
Посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона.

Посланіемъ Святѣйшаго Патріарха Тихона въ исторіи не только помѣстной русской Церкви, но и вселенской вписывается новая драгоцѣннѣйшая страница повѣствованія о мужествевномъ служеніи Церкви завѣтамъ Христовымъ, правдѣ и человѣчеству. Оно собираетъ разсѣянныя силы Церкви и подъ ея кровомъ или около ея ограды объединяетъ все, что есть честнаго, разумнаго, здороваго въ странѣ.

Посланіе проникнетъ въ самые захолустные углы, и никакія усилія современной власти не смогутъ предотвратить этого. Грозное слово обличенія и прещенія пройдетъ отъ края и до края по всему лицу Русской земли и дойдетъ до слуха всѣхъ: и тѣхъ, кто стоитъ въ оградѣ Церкви, и тѣхъ, кто находится далеко отъ нея. Приговоръ высшаго суда, суда религіозной совѣсти, христіанскаго сознанія вынесенъ, провозглашенъ, и власти, опирающейся на насиліе, изувѣрству, построившему свою власть на преступности однихъ и невѣжествѣ другихъ, открыто противопоставлена сила духа, мужество совѣсти, твердость исповѣдника, непоколебимая стойкость вѣры, черпающая силы въ непреложномъ обѣтованіи Божественнаго Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолѣютъ ей».

Сотни, тысячи и десятки тысячъ пастырей, это — живые передатчики, призванные долгомъ своего служенія и своей іерейской совѣсти не только огласить посланіе, довести о немъ до свѣдѣнія своей паствы, но и претворить слово въ дѣло, стать первыми въ рядахъ духовныхъ борцовъ за истину Христову, за Церковь Христову, — и они исполнятъ этотъ свой долгъ. Тысячи и сотни тысячъ вѣрующихъ съ чувствомъ благоговѣнія примутъ посланіе, ибо въ глубокой болѣзненной скорби, которой продиктовано это посланіе, нашли свой откликъ и ихъ скорбь, ихъ страданія, вопль ихъ измученной, истерзанной, попираемой совѣсти. Мужественный голосъ вождя Церкви есть голосъ всей Церкви, даже болѣе: всей страны, глубоко взволнованной страшными преступленіями.

Затронуты и подвергаются глумленіямъ не тѣ или другіе политическіе или соціальные устои жизни. Въ водоворотѣ гражданской смуты и борьбы отвергается и попирается ногами на каждомъ шагу, каждую минуту элементарнѣйшее право человѣка — на жизнь, попирается въ неслыханныхъ доселѣ условіяхъ. На позорище всенароднаго безстыдства святотатственно выносятся высочайшія цѣнности религіознаго упованія, драгоцѣннѣйшія святыни человѣческаго духа. «Благодатныя таинства, освящающія рожденіе на свѣтъ человѣка, или благословляющія супружескій союзъ семьи христіанской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушенію чрезъ разстрѣлъ изъ орудій смертоносныхъ (святые соборы Кремля московскаго), или ограбленію и кощунственному оскорбленію (часовня Спасителя въ Петроградѣ); чтимыя вѣрующимъ народомъ обители святыя (какъ Александро-Невская и Почаевская лавра) захватываются безбожными властелинами тьмы вѣка сего и объявляются какимъ-то якобы народнымъ достояніемъ; школы, содержавшіяся на средства Церкви православной и подготовлявшія пастырей Церкви и учителей вѣры, признаются излишними и обращаются или въ училища безвѣрія, или даже прямо въ разсадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православныхъ отбираются подъ предлогомъ, что это — народное достояніе, но безъ всякаго права и даже безъ желанія считаться съ законною волею самого народа». Это слова изъ посланія святѣйшаго патріарха, и мы знаемъ, что они говорятъ только о томъ, что каждый день совершается у насъ. За тѣ немногіе дни, которые прошли со времени написанія посланія, появились новые декреты, произошли новые факты, которые находятся въ полномъ соотвѣтствіи съ прежними. Обстрѣляна разрушена величайшая святыня Украины, Кіево-Печерская лавра. По новому декрету, который названъ совѣтомъ народныхъ комиссаровъ, очевидно въ ироническомъ смыслѣ, декретомъ о свободѣ совѣсти, православные приходы лишены всякихъ юридическихъ правъ; у нихъ отнята самая возможность дальнѣйшаго существованія, и даже вопросъ о томъ, имѣютъ ли право вѣрующіе молиться въ своемъ храмѣ, выстроенномъ ихъ трудомъ, на ихъ трудовые гроши, долженъ будетъ рѣшаться мѣстными самочинными организаціями и можетъ быть рѣшенъ ими въ отрицательномъ смыслѣ.

Посланіе святѣйшаго патріарха дойдетъ до слуха всѣхъ вѣрующихъ, ибо то, что преисполняетъ сердце кормчаго православной Церкви глубокою болѣзненною скорбію, преисполняетъ его и сердца всѣхъ вѣрныхъ чадъ Церкви. Оно найдетъ могучій откликъ, ибо безстрашно, мужественно вскрываетъ подлинныя гнилыя и зловонныя язвы нашей дѣйствительности.

Политическіе въ собственномъ смыслѣ этого слова вопросы въ посланіи не затрогиваются. Осуждается не партія съ ея политической программой, но преступная воля, превращающая страну въ сплошной пожаръ гражданской войны и въ безкрайное море крови. Осуждается не власть, хотя бы партійная и односторонняя, но власть, которая «проявляетъ всюду только самое разнузданное своеволіе и сплошное насиліе надъ всѣми и въ частности надъ святою Церковью православной». Осуждается не опредѣленный государственный строй, но «дѣло сатанинское». Здѣсь вскрывается подлинная сущность переживаемой нами трагедіи. Съ вѣковыхъ вершинъ христіанской истины съ полной отчетливостью обрисовывается дѣйствующая причина тѣхъ ужасовъ нашей жизни, которые не поддаются никакому описанію, того безумія, которое охватило громадную часть многомилліоннаго народа, того безстыдства, которое нагло торжествуетъ свою побѣду во всѣхъ почти городахъ и селахъ. Изъ-за прекрасныхъ словъ о братствѣ и равенствѣ, изъ-за понятныхъ все-таки словъ о классовой борьбѣ выступаетъ темная мрачная сила зла, апокалипсическій звѣрь изъ бездны; въ страданіяхъ и бѣдствіяхъ родины переворачивается страница общей міровой трагедіи: борьбы добра и зла. Прямыя линіи переживаемыхъ нами событій уходятъ въ безконечную даль вѣчной борьбы Христа и сатаны. Отсюда понятно и грозное слово обличенія и прощенія вождя русской Церкви: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавыя расправы. Вѣдь то, что творите вы, не только жестокое дѣло, это — поистинѣ дѣло сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому въ жизни будущей — загробной и страшному проклятію потомства въ жизни настоящей — земной. Властію, данною намъ отъ Бога, запрещаемъ вамъ приступать къ Тайнамъ Христовымъ, анаѳематствуемъ васъ, если только вы носите еще имена христіанскія и хотя по рожденію своему принадлежите къ Церкви православной».

Но истина Христова не только раскрываетъ подлинную природу переживаемыхъ нами событій. Она диктуетъ также и опредѣленную линію поведенія. Она требуетъ отъ вѣрныхъ жертвеннаго подвига.

Кровь мучениковъ за Церковь Христову уже пролита, она проливается. Страданія пришли, они усугубятся еще. Русская Церковь въ терновомъ вѣнцѣ подымается на свою Голгоѳу, и вождь ея, тишайшій, кроткій, незлобивый, вѣрный пастырь Христовъ, Святѣйшій Патріархъ Тихонъ, зоветъ всѣхъ вѣрныхъ чадъ Церкви подняться вмѣстѣ съ нимъ на Голгоѳу любви Христовой и силѣ внѣшней противопоставить силу святаго воодушевленія, крѣпкаго стоянія за Церковь даже до смерти. Этотъ призывъ не остается и не останется безотвѣтнымъ. Церковь, о которой легкомысленно утверждали, что она въ параличѣ, Церковь объ одеждахъ которой метали уже жребій, нынѣ собираетъ всѣхъ вѣрныхъ и подымается въ лучезарной красотѣ терноваго вѣнца Христова.

Источникъ: А. Сагарда. Посланіе Святѣйшаго Патріарха. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Еженѣдельное изданіе. № 3-4.31 января 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 149-151.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0