Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВѢДНИКИ РОССІЙСКІЕ

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.)
Новые мученики Россійскіе.

Первое собраніе матеріаловъ.
Предисловіе.

Собирая матеріалы о жизни, страданіяхъ и мученической кончинѣ за вѣру или просто въ вѣрѣ умученныхъ и убіенныхъ въ россійской смутѣ отъ большевицкаго безбожнаго гоненія, мы полагаемъ только начало этому дѣлу. Всѣхъ, кто только можетъ дать имена мучениковъ и свои хотя бы краткія сообщенія о нихъ, или указать на матеріалы о нихъ и фотографіи, а также дать дополненія и поправки къ тѣмъ сообщеніямъ, которыя есть въ этой книгѣ, мы приглашаемъ ихъ непремѣнно сдѣлать это и помочь этому начинанію. Никто не можетъ быть безразличнымъ къ славѣ Церкви Христовой. Страданія за нее не могутъ быть забыты. Да не изгладится, но да прославится память о нашихъ мученикахъ изъ рода въ родъ.

Первый Всероссійскій Священный Соборъ 5/18 апрѣля 1918 г. издалъ опредѣленіе «О мѣропріятіяхъ, вызываемыхъ происходящимъ гоненіемъ на Православную Церковь». Вотъ нѣсколько пунктовъ его, касающихся между прочимъ и нашей задачи собиранія матеріаловъ о мученикахъ:

1) Установить возношеніе въ храмахъ за Богослуженіемъ особыхъ прошеній о гонимыхъ нынѣ за Православную Вѣру и Церковь и о скончавшихъ жизнь свою исповѣдникахъ и мученикахъ.

2) Совершить торжественныя моленія: (а) поминальное объ упокоеніи со святыми усопшихъ и (б) благодарственное о спасеніи оставшихся въ живыхъ.

ПРИМѢЧАНІЕ. Таковыя моленія совершены соборнымъ служеніемъ: заупокойное въ храмѣ Духовной Семинаріи 31 Марта и моленіе въ храмѣ Христа Спасителя 1 Апрѣля.

3). Установить во всей Россіи ежегодное молитвенное поминовеніе въ день 25 Января, или въ слѣдующій за симъ воскресный день (вечеромъ) всѣхъ усопшихъ въ нынѣшнюю лютую годину гоненій исповѣдниковъ и мучениковъ.

4) Устроить въ Понедѣльникъ второй седмицы по Пасхѣ во всѣхъ приходахъ, гдѣ были скончавшіе жизнь свою за Вѣру и Церковь исповѣдники и мученики, крестные ходы къ мѣстамъ ихъ погребенія, гдѣ совершить торжественныя панихиды съ прославленіемъ въ словѣ священной ихъ памяти.

5) Преподать благословеніе отъ Святѣйшаго Собора всѣмъ исповѣдникамъ.

6) Обратиться къ Святѣйшему Патріарху съ просьбою о выдачѣ благословенныхъ Патріаршихъ грамотъ пострадавшимъ за Вѣру и Церковь.

7) Напечатать и раздать Членамъ Священнаго Собора къ ихъ отъѣзду изъ Москвы краткое сообщеніе о пострадавшихъ въ нынѣшніе дни гоненій за Православную Вѣру и Церковь для распространенія среди православнаго народа.

8) Просить Святѣйшаго Патріарха, чтобы въ случаяхъ ареста гонимыхъ за Вѣру и Церковь и впредь согласно уже примѣняемому нынѣ порядку, Его Святѣйшествомъ были дѣлаемы непосредственныя сношенія съ мѣстными властями объ освобожденіи арестованныхъ и одновременно о сдѣланныхъ сношеніяхъ были извѣщаемы мѣстные Епархіальные Архіереи.

9) Поручить Высшему Церковному Управленію собирать свѣдѣнія и оповѣщать православное населеніе посредствомъ печатныхъ изданій и живого слова о всѣхъ случаяхъ гоненія на Церковь и насилія надъ исповѣдниками Православной Вѣры.

Съ такой ясностью осознала наша Святая Церковь наступившій моментъ и оцѣнила значеніе для нея первыхъ жертвъ гоненія. И что она не могла выполнить, попавъ въ полосу тягчайшаго внѣшняго стѣсненія, то осталось завѣтомъ на будущее и въ нѣкоторыхъ пунктахъ безусловнымъ обязательствомъ для той части Русской Церкви, которая могла оказаться свободной отъ гоненій, именно для заграничной ея части. И здѣсь, заграницей, въ частичныхъ и разбросанныхъ замѣткахъ, въ разныхъ печатныхъ изданіяхъ, можно найти о мученикахъ нѣкоторые матеріалы, изъ которыхъ главнымъ образомъ и составленъ настоящій сборникъ. Кто же мученики россійскіе?

Изъ милліоновъ убитыхъ многіе милліоны и сотни тысячъ умерли съ вѣрою, молитвою и покаяніемъ на устахъ и въ сердцѣ. И они прощены, и покрыли свои грѣхи мученичествомъ, и, какъ кающійся разбойникъ на крестѣ, въ день своей смерти получили со Христомъ Царство Небесное.

Но мученики ли изъ нихъ тѣ, кто убиты за политическую неблагонадежность въ отношеніи къ большевицкой власти? Что же такое эта благонадежность для власти безбожниковъ, враговъ всякой вѣры и наиболѣе всякой правды Христовой? Не измѣна ли это Богу, Христовой Церкви и нравственному закону? Если Церковь благословляетъ воиновъ съ оружіемъ въ рукахъ защищать вѣру и правду, то подлинно мученики и тѣ, кто убиты какъ явные противники цинично безнравственной и богоборной государственной власти, которая сама себя открыто считаетъ врагомъ, а не «слугой Божіимъ», каковымъ бы ей подобало быть (Рим. 13, 4).

Мученики и невинныя жертвы суть и всѣ пострадавшіе и умерщвленные за одно свое происхожденіе или только за принадлежность къ извѣстному общественному классу. Эти никогда не предполагали, что быть военнымъ, носить высокій титулъ, быть дворяниномъ, купцомъ, помѣщикомъ, фабрикантомъ или только родиться въ этихъ семьяхъ уже является въ глазахъ какихъ-то людей преступленіемъ, достойнымъ смерти. И въ великомъ множествѣ погибали не только главы такихъ семей, но и самыя семьи. Нѣкая раба Божія, жена дворянина-помѣщика, обнявъ своихъ дѣтей и стоя на молитвѣ въ домовой своей церкви, была умерщвлена вмѣстѣ съ ними ворвавшейся ватагой большевиковъ. И сколько такихъ убійствъ было!

Безчисленное множество наиболѣе благочестивыхъ крестьянъ и рабочихъ были подвергнуты властью тяжкимъ притѣсненіямъ, клеветническимъ обвиненіямъ, лишенію работы и имущества, заключеніямъ въ тюрьмы и лагеря для того только, чтобы терроризировать населеніе и страхомъ принудить его принять тѣ или другія хозяйственныя и политическія ея мѣропріятія. Въ силу только своей вѣры эти люди явились неблагонадежнымъ элементомъ народа для невѣрующей власти, «козломъ отпущенія» и жертвой за грѣхи другихъ.

Ихъ великое множество, этихъ востекшихъ въ Царствіе Божіе съ радостью истинной свободы, очистившихъ въ земномъ страданіи грѣхи свои, омывшихъ и убѣлившихъ одежды свои кровью Агнца, пришедшихъ отъ великой скорби (Откр. 7, 14). Они свидѣтели теперь предъ Богомъ за Землю Русскую и молятся за нее. Каждаго изъ нихъ знаетъ Богъ. Имена и дѣла ихъ — тайна для людей, ибо ихъ никто изъ насъ перечесть не можетъ. Они имѣютъ славу Церкви Небесной.

Но есть для нихъ и слава Церкви земной. Почитая все ихъ великое множество, Церковь имѣетъ среди нихъ общеизвѣстные на землѣ примѣры, объявленные исповѣдническіе подвиги, могущіе служить для подражанія, образцы благочестивой и святой жизни или плодотворной церковной дѣятельности, предшествовавшихъ славной вообще или мученической кончинѣ, наконецъ просто святое и невинное страданіе во Христѣ. Спасая своихъ членовъ, Церковь ищетъ имъ назиданія: она слагаетъ исторію, принимаетъ показанія, воспѣваетъ всѣхъ святыхъ и мучениковъ, находя въ нихъ приращеніе себѣ. Она не оставляетъ свѣчу подъ закрытіемъ, но ставитъ ее на подсвѣчникъ, чтобы свѣтила всѣмъ. Многіе спасаются и иногда или часто едва спасаются сами. Иные же, спасаясь, много послужили спасенію другихъ. Вотъ кто свѣтильники въ Церкви.

Прежде всего велики и преславны тѣ, кто сдѣлались такими свѣтильниками въ Церкви, явивъ всѣмъ свои подвиги благочестія, святости или исповѣдничества, занимая невидное мѣсто въ обществѣ и состоя рядовыми членами массы мірянъ Церкви разнаго званія и положенія. Неизвѣстные и невидные они стали извѣстны и видны всѣмъ.

Тѣ же подвиги, совершенные съ неменьшимъ трудомъ, если еще не съ бóльшимъ, даютъ славу Церкви людямъ высокаго общественнаго и государственнаго положенія. Они естественно видны всѣмъ.

Но есть тѣ, кто были призваны и поставлены быть свѣтильниками Церкви и только оправдали подвигомъ жизни свое положеніе. Можно ли сказать, что ихъ положеніе было легче всѣхъ, хотя къ славѣ Церкви они ближе всѣхъ.

Это свѣтильники-наставники, архипастыри и пастыри Церкви. О нихъ сказано намъ: «Поминайте наставниковъ вашихъ, которые проповѣдывали вамъ слово Божіе, и, взирая на кончину ихъ жизни, подражайте вѣрѣ ихъ» (Евр. 13, 7). Они оказались вѣрными, не отреклись отъ служенія и не принесли жертвъ новымъ идоламъ, хотя были между ними и такіе немногіе, чтобы показать, что это было возможно. Кто умеръ только съ вѣрою и, можетъ быть, по другимъ поводамъ. Но во время гоненій на вѣру этихъ убивали за вѣру, какъ именно свидѣтелей и защитниковъ ея.

Устанавливая предметъ и предѣлы того, что можетъ войти въ собраніе матеріаловъ о мученикахъ, мы имѣемъ поводъ и основаніе дать полный списокъ мучениковъ россійскихъ прежнихъ временъ. Отсюда мы получимъ назидательное сравненіе между мучениками прежними и новыми и списокъ послѣднихъ можетъ быть оправданъ.

Святыхъ въ Россійской Землѣ просіявшихъ и ея Церковью прославленныхъ около пятисотъ. Изъ нихъ мучениковъ поименно извѣстно 61 и другихъ съ ними убіенныхъ и неизвѣстныхъ по именемъ около ста. Такимъ образомъ, количество прославленныхъ мучениковъ на общее число всѣхъ святыхъ россійскихъ достаточно велико. Вотъ имена ихъ, и годы ихъ мученической кончины и дни ихъ церковной памяти.

Ѳеодоръ и Іоаннъ, варяги, первомученики, 984 г. 12 іюля.

Борисъ и Глѣбъ, благов. князья, страстотерпцы. 1015 г. 24 іюля.

Леонтій, Епископъ Ростовскій. 1077 г. 23 мая.

Ярополкъ-Петръ Изяславичъ, благ. Кн. Владиміръ-Волынскій. 1086 г. 21 ноября.

Григорій, преподобномуч. Печерскій. 1095 г. 8 января.

Евстратій, преподобномуч. Печерскій. 1096 г. 28 марта.

Василій и Ѳеодоръ, преподобномуч. Печерскіе. 1098 г. 11 августа.

Кукша, священномуч. Печерскій. 1113 г. 27 августа.

Михаилъ, Князь Муромскій. 1120 г. 21 мая.

Игорь Ольговичъ, блаж. Вел. Кн. Черниговскій. 1147 г. 5 іюня.

Андрей Боголюбскій, бл. Кн. Владимірскій. 1174 г. 30 іюня.

Никита Столпникъ, преподобномуч. Переяславскій. 1186 г. 24 мая.

Авраамій, муч. Болгарскій (на Волгѣ). 1229 г. 1 апрѣля.

Василій (Василько), Кн. Ростовскій. 1238 г. 4 марта.

Георгій Всеволодовичъ, Вел. Кн. Владимірскій. 1238 г. 4 февраля.

Меркурій, муч. Смоленскій. 1238 г. 4 марта.

Евпраксія, бл. Кн. Псковская. 1243 г. 16 октября.

Михаилъ, бл. Кн., и Ѳеодоръ, бояринъ, Черниговскіе. 1246 г. 20 сентября.

Константинъ, бл. Кн. Ярославскій. 1257 г. 3 іюля.

Романъ Ольговичъ, Кн. Рязанскій. 1270 г. 19 іюля.

Іоасафъ и Василій, игумены Псковскіе, и съ ними 17 иноковъ. 1299 г. 4 марта.

Михаилъ, бл. Князь Тверской. 1318 г. 22 ноября.

Іоаннъ, Антоній и Евстафій, муч. Виленскіе. 1347 г. 14 апрѣля.

Іуліанія, благ. Кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря.

Исидоръ, пресвитеръ Юрьевскій, и съ нимъ 72 муч. 1472 г. 8 января.

Макарій, Митрополитъ Кіевскій. 1479 г. 1 мая.

Герасимъ и Питиримъ, епископы Пермскіе. 1430 г. и въ 1455 г. 29 января.

Іоаннъ, муч. Казанскій. 1529 г. 24 января.

Адріанъ, преподобномуч. Ондрусовскій. 1549 г. 26 августа.

Адріанъ, игуменъ Пошехонскій, Давидъ и др. иноки съ ними. 1550 г. 5 марта.

Стефанъ и Петръ, муч. Казанскіе. 1552 г. 24 марта.

Агапитъ, преподобномуч. Маркушевскій. 1569 г. 9 января.

Корнилій, игуменъ Псково-Печерскій. 1570 г. 20 февраля.

Іаковъ и Іоаннъ, отроки Менюжскіе (Новг.). 1570 г. 24 іюня.

Симонъ, блаж. юрод. Юрьевскій. 1584 г. 4 ноября.

Димитрій, Царевичъ Московскій. 1591 г. 15 мая.

Василій, муч. Мангазейскій. 1600 г. 23 марта.

Ермогенъ, Патріархъ Московскій. 1612 г. 17 февраля.

Евфросинъ, преподобномуч. Синозерскій. 1612 г. 20 марта.

Галактіонъ, преподобномуч. Вологодскій. 1612 г. 24 сентября.

Прокопій, блаж. юрод. Вятскій. 1627 г. 21 декабря.

Іовъ, преподобномученикъ Ущельскій. 1628 г. 6 августа.

Симонъ, преподобномуч. Устюжскій. 1644 г. 12 іюля.

Аѳанасій, игуменъ Брестскій. 1648 г. 5 сентября.

Макарій, архим. Овручскій, преподобномуч. Каневскій. 1653 г. 7 сентября.

Іосифъ, Митрополитъ Астраханскій и Терскій. 1671 г. 11 мая.

Павелъ, муч. Русскій (Константиноп. Церкви). 1683 г. 3 апрѣля.

Гавріилъ, младенецъ (Слуцкій). 1690 г. 20 апрѣля.

Пахомій, муч. Русскій (Константиноп. церкви) 1730 г. 7 мая.

Констанцій, священмч. Русскій (Константиноп. церкви) 1743 г. 26 декабря.

При общемъ взглядѣ на этотъ списокъ мы уже видимъ, что новые мученики явились подражателями и продолжателями подвига прежнихъ.

Святитель Филиппъ, Митрополитъ Московскій, мученической смертью запечатлѣлъ свою борьбу за правду Божію съ земной властью, поправшей эту правду. Святѣйшій Патріархъ Гермогенъ положилъ душу свою за свой родной народъ, защищая его отъ иновѣрныхъ. Святитель Іосифъ, Митрополитъ Астраханскій, отъ безбожныхъ мятежниковъ Стеньки Разина «люте пострадалъ». И противъ современныхъ враговъ, соединившихъ въ себѣ все нечестіе прежнихъ, на путь этого же самаго исповѣдническаго подвига стали цѣлые сонмы русскихъ іерарховъ во главѣ со священномучениками Митрополитами Владиміромъ и Веніаминомъ. Этотъ же тяжелый крестъ палъ и на плечи множества пастырей, иноковъ и мірянъ.

А развѣ не сталъ въ одномъ ликѣ святыхъ страстотерпцевъ, благовѣрныхъ князей Бориса и Глѣба, убіенныхъ Святополкомъ Окаяннымъ только для закрѣпленія своей власти, Государь Николай Второй? А зарѣзанный въ Угличѣ царевичъ Димитрій не имѣетъ ли съ собой такого же нѣжнаго, окровавленнаго отрока цесаревича Алексія и также ни въ чемъ неповинныхъ четырехъ прекрасныхъ дѣвъ, сестеръ его? А ихъ мать, соименная святой мученицѣ царицѣ Александрѣ, и также сестра ея, великая княгиня Елизавета Ѳеодоровна, не стали ли первомученицами нашего времени послѣ княгинь Евпраксіи и Іуліаніи?

Мы имѣемъ великое и славное воинство новыхъ страдальцевъ. Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые, мужи и жены, святители и пастыри, монахи и міряне, цари и ихъ подданные составили великій соборъ мучениковъ Россійскихъ, славу нашей Церкви.

Если мѣста страданій и кончины мучениковъ всегда дѣлались священными и особо чтимыми, то вся земля россійская освятилась ихъ кровью. Нѣкоторыя же прежнія святыя мѣста получили сугубое значеніе. Соловецкая обитель, прославленная подвигами Святителя Филиппа, преподобныхъ Зосимы, Савватія, Германа и многихъ другихъ сдѣлалась мѣстомъ заключенія и страданія многочисленныхъ епископовъ и пастырей Церкви. Мѣстомъ же перваго судища и слѣдствія надъ ними сдѣлалась Москва, знаменитая своими святынями и трудами великихъ первоіерарховъ. Петроградъ вдругъ въ эту годину испытаній потерялъ свое первенство среди городовъ и уступилъ свое мѣсто этому сердцу Русскаго народа. Но и онъ впервые сталъ знаменитъ своими исповѣдниками. Этой славы ему не хватало.

Въ исторіи гоненій на христіанство Москва дѣйствительно явилась третьимъ Римомъ и страданія Русской Церкви получили вселенское значеніе по своему масштабу и внутреннему смыслу. Римъ, временъ его апостольскаго православія, претерпѣлъ страшныя гоненія отъ язычества. Греческій православный Константинополь пережилъ крестовые походы отъ потерявшаго православіе того же Рима и тяжкое мусульманское иго. На Москву обрушились страшные удары безбожія, новаго неслыханнаго врага всякой вѣры и особенно христіанства, заявляющаго, при томъ же, претензію на міровое владычество.

Такимъ образомъ, всѣ гоненія на христіанство въ главныя эпохи исторіи происходили только на Православную Вселенскую Церковь (въ Римѣ, въ Константинополѣ, въ Москвѣ). И, прежде всего, на фонѣ ея происходитъ столкновеніе Христа и антихриста. Въ орбиту безбожнаго разрушительнаго вліянія въ данный моментъ вовлечены всѣ православныя страны и народности, части Вселенской Церкви. Гоненія же возрастаютъ въ своей силѣ и тонкости, а враги Церкви — въ духѣ заблужденія и зла: сначала язычество, потомъ ереси, наконецъ безбожіе.

Въ составѣ Вселенской Церкви Русская Церковь наиболѣе молодая и не знаетъ въ своей исторіи массоваго гоненія отъ язычества и ересей, но за то на ея полѣ Вселенская Церковь получила тяжкіе удары отъ безбожія.

Наша Церковь не только заполнила пробѣлъ своей исторіи и не въ началѣ, а въ концѣ тысячелѣтняго своего существованія восприняла мученичество, котораго ей не хватало, но и завершаетъ общій подвигъ Вселенской Церкви, начатый Римомъ и продолженный Константинополемъ.

Дивенъ Промыселъ Божій въ жизни Его Святой Церкви, которая достигаетъ нынѣ своей полноты и славы.

Можетъ быть къ собранію матеріаловъ о мученикахъ нужно было бы предпослать общій очеркъ исторіи гоненія на Церковь во всѣ эти годы, но эту задачу можно выполнить и въ послѣдующемъ дополнительномъ изданіи матеріаловъ, которые мы должны тщательно собирать и подготовлять для лучшихъ временъ и лучшей обработки.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Первое собраніе матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1949. — С. 3-9.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0