Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВѢДНИКИ РОССІЙСКІЕ

Проф. А. А. Бронзовъ († 1919 г.)
Пастырь-мученикъ.
(Памяти прот. Петра Скипетрова).

Это — протоіерей Петръ Ивановичъ Скипетровъ, трагически скончавшійся 19 января. Воистину мученикъ! Въ то время, какъ, исполняя свой пастырскій долгъ, онъ увѣщевалъ насильниковъ, одинъ изъ послѣднихъ въ сатанинскомъ озлобленіи выстрѣлилъ въ него въ упоръ, раздробивъ ему нижнюю челюсть. И добрый пастырь упалъ. Смерть его была неизбѣжна. И лучше было-бы, еслибъ о. Петръ тутъ-же и скончался. По крайней мѣрѣ, ему не пришлось-бы ужасно мучиться чуть-ли не десять долгихъ часовъ... Не успѣли забыть мученика о. Кочурова, какъ предъ нами новый мученикъ о. Петръ. Онъ погибъ въ стѣнахъ столичной Лавры, гдѣ, повидимому, всего меньше можно было бы ожидать торжества грубаго насилія. Но и сюда оно проникло съ улицы, — сюда — въ мѣста покоя, молитвы, уединенія. Думалъ-ли незабвенный о. Петръ, уходя отъ своей семьи къ исполненію своихъ обязанностей, что идетъ на раны, на мученія, на смерть?!

По своему происхожденію «владимірецъ» — о. Петръ родился въ 1863 г. Учился въ Шуйскомъ духовномъ училищѣ, во Владимірской духовной семинаріи и въ столичной духовной академіи, которую окончилъ въ 1890 г., спеціализировавшись въ области Нравственнаго Богословія (его кандидатское сочиненіе было на тему: «Нравственное міровоззрѣніе Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго»). Нравственная чуткость его и тогда уже, какъ и всегда послѣ, была замѣчательна и служила для него всегда надежнымъ и безошибочнымъ маякомъ во всей его жизни. Менѣе чуткій, болѣе теплохладный человѣкъ могъ-бы 19 января — въ этотъ несчастный и небывалый, можно сказать, на Руси день — промолчать и тѣмъ самымъ сохранить свою жизнь, — а предъ своею совѣстью «теплохладные» люди обычно умѣютъ безъ труда оправдываться, — но не таковъ былъ о. Петръ — энергичнѣйшій пастырь, съ его смѣлою христіанскою душою, съ его «Иліиною» ревностью. Если я не обращусь со словомъ увѣщанія, — вѣроятно, думалъ онъ, — то какой-же я буду пастырь?..

Вся его жизнь ушла на служеніе православной церкви: сначала (въ 1883-1884 гг.) въ должности псаломщика, потомъ — діакона (въ 1884-1892 гг.) и, наконецъ, въ санѣ священника (съ 14 сентября 1892 г.). Она протекла въ столицѣ: при Георгіевской Общинѣ сестеръ милосердія, при Исаакіевскомъ каѳедральномъ соборѣ (на вакансіи иподіакона), въ пріютѣ принца П. Г. Ольденбургскаго и, наконецъ, съ 30 іюня 1898 г. при Скорбященской церкви, что на «Стеклянномъ заводѣ». Съ 1 февраля 1912 г. о. Петръ настоятельствовалъ при этой церкви до дня своей мученической и поучительной для всѣхъ насъ кончины.

Но дѣятельность усопшаго не ограничивалась указанными рамками: онъ, сверхъ того, законоучительствовалъ въ начальныхъ Петроградскихъ училищахъ (1886-1892 гг.); исполнялъ обязанности члена попечительетва церкви св. царицы Александры при дѣтскомъ пріютѣ вел. княг. Александры Николаевны (1895-1897 гг.); былъ законоучителемъ въ Громовскомъ пріютѣ преп. Сергія (съ 1 октября 1900 г.); состоялъ слѣдователемъ 5 столичнаго благочиннаго округа (съ 1 іюня 1907 г.), а также — членомъ Правленія столичной духовной семинаріи (съ 1914 г.), членомъ ревизіонной комиссіи по Обществу распространенія религіозно-нравственнаго просвѣщенія въ духѣ православной церкви — членомъ-казначеемъ Общества владимірцевъ въ Петроградѣ (съ 1903 г.).

Широкая и одаренная натура о. Петра искала простора, и всюду сказывались прекрасные плоды его кипучей и просвѣщенной дѣятельности, — дѣятельности любящаго свою родину беззавѣтно велилоросса-владимірца.

Его наружность была типична — великорусская, симпатичнѣйшая. Его рѣчь была неизмѣнно благожелательная, добродушная. Онъ, право, не могъ питать къ кому-либо непріязненныхъ чувствъ, — и самого убійцу своего неразумнаго и темнаго онъ, несомнѣнно, только жалѣлъ въ тѣ минуты, когда сознаніе къ нему возвращалось. Жалѣлъ о нравственномъ убожествѣ поднявшаго на него каинову руку. Недавно трагически погибшій отъ руки убійцы психіатръ П. Я. Розенбахъ отзывался о нынѣшнихъ людяхъ, что они чуть-ли не поголовно сошли съ ума. Впрочемъ, — говорилъ онъ, — умалишенные, которыхъ приходилось ему врачевать, все-же имѣли какую-то логику, — но у нынѣшнихъ грабителей, убійцъ, насильниковъ нѣтъ даже и подобной логики. Такъ, — знаю, — думалъ и о. Петръ Ивановичъ и отсюда естественно могъ только и только скорбѣть о воплотившемъ въ себя діавола убійцѣ, которому онъ не сдѣлалъ никогда ничего дурного, да и не могъ, безусловно не способенъ былъ сдѣлать что-либо подобное.

Не сумѣли мы сберечь этого пастыря. А вѣдь ихъ такъ мало... А вѣдь такъ они нужны особенно теперь: въ это ужасное безвременье, когда все священное попрано, когда все чистое затоптано, когда публично глумятся надъ Самимъ Богомъ, когда въ милліонный разъ распинаютъ Христа, когда отдаютъ Его на поруганіе темной безпросвѣтно толпѣ...

По крайней мѣрѣ, не забудемъ, не должны забыть даннаго имъ, его мученическою кончиною всѣмъ намъ урока! Будемъ-же учиться у него, какъ и намъ жить, какъ и намъ смѣло и безбоязненно проповѣдывать Христа, Его слово правды. Будемъ поддерживать въ себѣ, подобно ему, искорку божественную, чтобъ не превратиться намъ въ существъ, думающихъ только объ одномъ матеріальномъ, объ одномъ Молохѣ...

Безбожники воображаютъ, что они все знаютъ, — и горделиво, подъ пьяный хохотъ безумныхъ слушателей, зачеркнули и Бога, и душу, — и христіанство, и загробную жизнь... Неразумные! Ничего-то они въ дѣйствительности не вѣдаютъ. Не ничтожному червю возставать на Всевышняго!..

Для насъ личности, подобныя о. Петру, всегда будутъ свѣтлыми маяками, одно воспоминаніе о которыхъ всегда благотворнѣйшимъ образомъ станетъ дѣйствовать на нихъ и, будетъ охранять насъ отъ ошибокъ, отъ слабости, отъ паденій... Да. А осиротѣвшая семья мученнка всегда можетъ гордиться славнымъ и отнынѣ незабвеннымъ именемъ его и можетъ смѣло смотрѣть всѣмъ въ глаза…

Лишь недавно (въ 1915 г.) академическій курсъ о. Петра праздновалъ 25-лѣтіе со дня окончанія академіи его многочисленными членами. Я имѣлъ случай отзываться въ печати о славныхъ дѣятеляхъ этого 47-го академическаго выпуска, давшаго и архіереевъ, и іереевъ, и видныхъ представителей на всевозможныхъ поприщахъ государственнаго служенія. Нынѣ о. Петръ своею кончиною вписалъ новую и лучшую страницу въ исторію своего курса...

Вѣчная памятъ новому мученику за христіанскія убѣжденія! Незабвенному о. Петру Ивановичу...

Профессоръ Александръ Бронзовъ.   



Тѣло почившаго было перенесено въ Скорбященскую церковь вечеромъ 21 января. Въ выносѣ и въ совершеніи заупокойной всенощной участвовали митрополитъ петроградскій Веніаминъ, викаріи и многочисленное духовенство. 21 и 22 января у гроба о. Скипетрова перебывали многія тысячи народа. Панихиды «объ убіенномъ за вѣру православную рабѣ Божіемъ протоіереѣ Петрѣ» (такъ возглашалось заупокойное моленіе) совершались непрерывно.

22 января въ Скорбященской церкви на на Стеклянномъ заводѣ состоялось отпѣваніе тѣла умершаго отъ раны о. Петра Скипетрова. Въ служеніи литургіи и въ отпѣваніи приняли участіе митр. Веніаминъ, еп. Прокопій и Артемій и до 25 представителей столичнаго духовенства.

Отдать послѣдній долгъ праху настоятеля явилось множество его прихожанъ.

Митр. Веніаминъ произнесъ краткое слово.

Предположенное погребеніе праха близъ Скорбященской церкви, однако, не состоялось, вслѣдствіе вмѣшательства въ это дѣло мѣстнаго совѣта раб. и сов. депутатовъ.

Наканунѣ, поздно вечеромъ, въ мѣстный комиссаріатъ были вызваны и. о. настоятеля прот. Я. Арсеньевъ, церковный староста Таировъ, предсѣдатель приходскаго совѣта А. И. Копьевъ, гдѣ имъ былъ врученъ запечатанный пакетъ. Въ немъ оказалась бумага отъ совѣта раб. и сов. депутатовъ этого раіона, въ которой отмѣчалось, что хоронить покойнаго около храма нельзя, т. к. вблизи протекаетъ Нева, вслѣдствіе чего можетъ произойти загрязненіе воды.

Объ этомъ было доложено митр. Веніамину, который весь порядокъ похоронъ оставилъ прежній, но далъ указанія похоронить умершаго на Тихвинскомъ кладбищѣ Александро-Невской Лавры.

Сюда послѣ отпѣванія, на рукахъ прихожанъ, прахъ умершаго былъ перенесенъ по тому пути, по которому онъ шелъ въ Лавру въ тотъ день, когда его смертельно ранили. Сдѣлать это было предложено митр. Веніаминомъ. Въ Лаврѣ была совершена литія въ главномъ соборѣ, а затѣмъ около того мѣста, гдѣ былъ раненъ о. Петръ Скипетровъ.

Источникъ: Профессоръ Александръ Бронзовъ. Пастырь-мученикъ. (Памяти прот. Петра Скипетрова). // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Еженѣдельное изданіе. № 2.20 января 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 87-90.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0