Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Тридцатый день.

Поуч. 2-ое. Святитель Михаилъ, первый митрополитъ кіевскій.

(Наше идолопоклонство).

I. Уже болѣе 900 лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ предки наши приняли христіанскую вѣру при св. равноапостольномъ князѣ Владимірѣ и его великомъ сотрудникѣ въ дѣлѣ распространенія св. вѣры — первомъ митрополитѣ кіевскомъ, св. Михаилѣ, память коего совершается нынѣ.

II. Слава и благодареніе Богу: времена язычества кончились, но кончилось ли идолопоклонство? Свободны ли отъ идолослуженія мы, принявшіе законъ Христовъ? – Нѣтъ. Кончилось поклоненіе истуканамъ, вещественнымъ идоламъ, но не кончилось поклоненіе духовнымъ идоламъ, служеніе діаволу. Духовные идолы — это страсти грѣховныя: кто служитъ, угождаетъ имъ, тотъ служитъ діаволу. Три такихъ главныхъ идола, которымъ, къ несчастію, и мы, христіане, нерѣдко поклоняемся и служимъ: это — наше честолюбіе, міролюбіе и плотоугодіе. Все, еже въ мірѣ, говоритъ св. ап. Іоаннъ, похоть плотская, и похоть очесъ, и гордость житейская (1 Іоан. 2, 16).

а) Первый духовный идолъ есть честолюбіе и гордость. Еже есть въ человѣцѣхъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ (Лук. 16, 15), говоритъ Господь. И этому идолу, діаволомъ измышленному, первымъ поклонникомъ и служителемъ сдѣлался самъ же діаволъ, когда отрекся отъ повиновенія Творцу и возмечталъ быть богомъ. Этому идолу, по обольщенію діавола, поклонились и прародители наши, когда возмечтали быть яко бози. Этому идолу поклоняются и служатъ всѣ, кто мечтаетъ о своихъ достоинствахъ, кто любитъ честь и славу, кто ищетъ отличій и преимуществъ предъ другими. И чего они не приносятъ въ жертву этому идолу! Вотъ одинъ добивается высокаго званія и мѣста, чтобы величаться предъ другими и любоваться мыслію: нѣсмь якоже прочіи человѣцы (Лук. 18, 11). Такое гордое расположеніе есть служеніе духу гордыни. Вотъ другой служитъ именно для почестей и наградъ, несетъ труды и подвиги, нещадя ни времени, ни силъ, ни здоровья своего — для чего? Чтобы получить то или другое отличіе. Такое честолюбивое служеніе есть жертва бѣсу тщеславія. Вотъ третій благотворитъ, жертвуетъ на богоугодныя заведенія, строитъ или украшаетъ даже храмы Божіи — да для чего? Для славы своей, для полученія похвалы отъ общества и отъ начальства. Что же это, какъ не жертва бѣсу славолюбія? Вотъ еще иной роскошествуетъ, ведетъ знакомство съ большими и знатными людьми, и все для чего? Для своего тщеславія... Такая тщеславная расточительность своего достоянія есть жертва бѣсу самоугодія. Всѣ эти и подобныя имъ жертвы со стороны человѣка суть именно жертвы идольскія. Вѣдь разсудите сами: кому въ такихъ случаяхъ служитъ человѣкъ, для кого трудится, кому дѣлаетъ угожденіе и честь? Богу ли? Нѣтъ, а своимъ порочнымъ желаніямъ и страстямъ. Стало быть и служитъ имъ, и въ нихъ, и чрезъ нихъ начальнику пороковъ и страстей — діаволу съ его клевретами.

б) Второй идолъ духовный есть міролюбіе. Этому идолу поклоняются и служатъ преимущественно любостяжатели и сребролюбцы. Ап. Павелъ любостяжаніе именно называетъ идолослуженіемъ (Кол. 3, 5). Любостяжатели, жакъ извѣстно, все вниманіе, всѣ заботы, всѣ труды обращаютъ на то, чтобы пріобрѣсть земныя сокровища, а пріобрѣтенныя умножать всякими, какими возможно, способами, а сребролюбцы берегутъ свои сокровища, считая ихъ дороже своей души, и ежели когда одолжаютъ другихъ, то только для своей корысти, чтобы потомъ взять свое съ лихвою. Скажите же: кому они посвящаютъ свои труды и свою жизнь, ежели не имѣютъ въ виду ни Бога, ни души своей, ежели только насыщаютъ свою страсть къ земнымъ сокровищамъ и благамъ? Кому?... Мамонѣ. Тому же идолу поклоняются и служатъ и любители щегольства и нарядовъ, которые приносятъ этой безумной страсти непрестанныя, безчисленныя и самыя цѣнныя жертвы... И ужъ именно служатъ, какъ рабы своему господину, какъ твари своему богу! Имже бо кто побѣжденъ бываетъ, сему и работенъ есть, говоритъ ап. Петръ (2 Петр. 2, 19).

в) Третій духовный идолъ есть плотоугодіе. Св. ап. Павелъ служеніе плоти и чреву именно считаетъ идолослуженіемъ, и говоритъ, что чрево для чревоугодниковъ есть богъ. Таковіи, говоритъ онъ, Господеви нашему I. Христу не работаютъ, но своему чреву (Рим. 16, 18), имже богъ чрево (Фил. 3, 19). О, какой въ самомъ дѣлѣ великій богъ у насъ — чрево! Цѣлую жизнь мы служимъ ему, все достояніе свое отдаемъ въ жертву ему, всѣ труды несемъ, всѣ заботы употребляемъ, всѣ непріятности переносимъ для него, какъ бы только угодить ему. Мало того, что непрестанно заботимся о томъ, что ямы или что піемъ (Мѳ. 6, 31), но еще стараемся наслаждаться пищею, хотимъ ясти, пити и веселитися (Дук. 12, 19). Какъ же поэтому не богъ — чрево наше, ежели мы такъ усердно служимъ ему, такъ заботливо угождаемъ ему и такъ много жертвуемъ ему?

III. Немало и другихъ похотей плоти и даже страстей безчестія (Рим. 1, 26), которымъ иные изъ носящихъ имя христіанъ не отказываются служить и жертвовать всѣмъ, не оставляя ничего для пользы души, какъ будто жизнь ихъ только и есть, что на землѣ... Такъ вотъ видите, братія, — и христіане не всѣ свободны отъ идолослуженія. Значитъ, и мы должны чаще напоминать себѣ заповѣдь Божію: не сотвори себѣ кумира. А такихъ духовныхъ кумировъ много, такъ много, что едва не равняется числу бѣсовъ, лукавыхъ и нечистыхъ духовъ. Св. Ефремъ Сиринъ въ молитвѣ своей показалъ, конечно, только часть нашихъ страстей, когда упомянулъ о духахъ праздности, унынія, любоначалія и празднословія. И ежели каждая страсть, великая ли или малая, для человѣка есть идолъ, которому онъ поклоняется и служитъ, то какое же должно быть множество этихъ идоловъ и у христіанъ, какъ скоро они живутъ въ порокахъ и страстяхъ? Ахъ, братія! Страшно и подумать о такомъ идолослуженіи! А оно дѣйствительно есть. Дѣйствительно, многіе, очень многіе и христіане боготворятъ свои страсти, а чрезъ то совершаютъ духовное идолослуженіе. И какое богопротивное, душепагубное идолослуженіе! Вѣдь христіане вступили въ завѣтъ съ Богомъ, отреклись сатаны и всѣхъ дѣлъ его, и сочетались Христу; вѣдь они должны служить и поклоняться единому Богу, а не врагамъ своимъ, — исполнять волю Творца своего, а не волю лукавыхъ демоновъ, — вѣдь душа христіанская должна быть храмомъ Божіимъ, а не вмѣстилищемъ страстей... О, возлюбленные! Позаботимся внести свѣтъ христіанства въ наши умы и сердца, въ наши дѣла и поступки, во всю жизнь нашу. Какъ отвергнуты нами всѣ кумиры вещественные, идолы языческіе, такъ отвергнемъ и всѣ плотскія и душевныя страсти; поставимъ въ душахъ нашихъ на мѣсто ихъ — христіанскіе, божественные образы: смиреніе, вѣру, повиновеніе Богу, любовь, благотвореніе къ ближнему, воздержаніе отъ страстей грѣховныхъ, съ соблюденіемъ себя въ чистотѣ души и тѣла. Такъ будемъ служить Богу живу и истинну (Евр. 9, 14), и поклоняться Ему духомъ и истиною (Іоан. 4, 23), и тогда, только тогда мы будемъ истинными христіанами, людьми дѣйствительно призванными изъ тьмы въ чудный Божій свѣтъ (1 Петр. 2, 9), и наслѣдниками по упованію жизни вѣчныя (Тит. 3, 7). Боже нашъ, слава Тебѣ! (Сост. по «Сѣятелю благочестія» прот. Нордова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 355-357.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0