Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Тридцатый день.

Поуч. 1-ое. Святитель Михаилъ, первый митрополитъ кіевскій.

(Православная вѣра естъ даръ Божій; ея нужно твердо держаться).

I. Святитель Михаилъ, память коего празднуется нынѣ, былъ достойнымъ преемникомъ подвиговъ и благочестія великихъ архипастырей восточныхъ, которые были преемниками власти и духа апостольскаго, — онъ пришелъ къ намъ изъ Греціи съ апостольскою ревностію, съ духомъ пастырской любви и мудрости, воодушевлявшимъ древнихъ святителей восточныхъ. Первымъ дѣломъ перваго архипастыря кіевскаго было крещеніе двѣнадцати сыновей св. князя Владиміра и всего народа кіевскаго; потомъ святитель съ отеческою кротостію и любовію заботился объ утвержденіи вѣры новообратившихся и о распространеніи вѣры между невѣрными сынами земли русской. Усердно строилъ храмы въ Кіевѣ и другихъ городахъ и весяхъ; поставлялъ и наставлялъ пресвитеровъ; избирая опытныхъ наставниковъ, поручалъ имъ воспитаніе и образованіе дѣтей, убѣждая научать ихъ съ кротостью особенно страху Божію, благонравію и цѣломудрію.

Но великій свѣтильникъ церкви русской просіялъ далече свѣтомъ благихъ дѣлъ своихъ, — не въ одномъ градѣ Кіевѣ. Святитель Михаилъ предпринялъ трудное путешествіе въ Новгородъ, и потомъ посѣтилъ землю ростовскую, просвѣтивъ многихъ невѣрныхъ вѣрою Христовою, пронося всюду живоносные глаголы евангелія Христова, дѣйственнымъ словомъ Божіимъ разгоняя тьму идолослуженія и нечестія. Подобно солнцу обходилъ онъ землю русскую, просвѣщая, утѣшая и укрѣпляя вѣрующихъ отеческими бесѣдами и молитвеннымъ ходатайствомъ предъ Господомъ Богомъ. И во всю жизнь свою святителъ Михаилъ являлъ себя ревностнымъ и вмѣстѣ кроткимъ и смиреннымъ пастыремъ, неутомимымъ служителемъ церкви Христовой, постоянно прилагавшимъ труды къ трудамъ, — благосердымъ отцемъ своихъ пасомыхъ.

Пастырская доблесть его засвидѣтельствована была по блаженномъ его отшествіи ко Господу, когда всѣ его пасомые и первѣе всѣхъ св. Владиміръ неутѣшно оплакивали кончину архипастыря и отца — великаго свѣтильника земли русской «Многъ плачъ и рыданіе граду Кіеву его отшествіемъ къ Богу сотворися». — Наконецъ святость жизни его была открыта для всего міра Самимъ Богомъ, чрезъ явленіе его нетлѣнныхъ мощей, покоющихся въ Кіево-печерской лаврѣ, которымъ и мы, отдаленные потомки первыхъ его слушателей и пасомыхъ, благочестно поклоняемся.

II. Настоящее празднество въ честь святителя Михаила, перваго митрополита кіевскаго, перваго архипастыря всероссійскаго, напоминаетъ намъ, братія, величайшую милость Божію къ нашииъ предкамъ и каждому изъ насъ, т.-е. дарованіе нашему отечеству православной вѣры, обращеніе нашихъ предковъ ко Христу чрезъ православную церковь восточную, и вмѣстѣ съ симъ нашъ первый долгъ къ св. вѣрѣ — твердо и непоколебимо держаться ея до послѣдней минуты нашей жизни.

Обратимъ благоговѣйное вниманіе на вѣру, дарованную намъ Господомъ, и мы ясно увидимъ, что это подлинно величайшая милость, принесшая съ собою безчисленныя другія милости Божіи, — драгоцѣннѣйшій даръ, за который мы обязаны любвеобильному Спасителю вѣчною благодарностію.

а) Долго предки наши жили во тьмѣ идолопоклонства, въ невѣдѣніи истиннаго Бога Спасителя; долго пребывали въ духовной бѣдности, отчужденные отъ сокровищъ жизни Божіей, блуждая внѣ св. церкви Христовой, которая есть единственный ковчегъ спасенія для падшаго человѣка, единственное тихое пристанище для всѣхъ людей, обуреваемыхъ волнами житейскими. Наконецъ, настало время, прореченное св. апостоломъ Андреемъ, пришелъ день спасенія для земли русской когда св. евангеліе Христово, свѣтлѣйшее солнца, озарило небеснымъ свѣтомъ землю русскую, обогатило ее неоцѣненными сокровищами и неисчислимыми благами, пріобрѣтенными для рода человѣческаго пострадавшимъ Спасителемъ нашимъ. Вѣруемъ, и по мѣрѣ вѣры уразумѣваемъ, а по мѣрѣ вѣры и уразумѣнія исповѣдуемъ, что предкамъ нашимъ спасительно было принять вѣру именно въ то, а не другое время, отъ православной церкви греческой, а не отъ другого какого-либо общества. Въ обыкновенной жизни случается, что мать, еще нося во чревѣ дитя, заранѣе приготовляетъ все необходимое для жизни и покоя будущаго семьянина, все, что только можетъ изобрѣсть ея материнская любовь: такъ и матерь нашей церкви — православная церковь восточная, по силѣ живущаго въ ней Духа Святаго, приготовила все для юной дщери своей. Тамъ вѣра Христова, насажденная св. апостолами, всегда сохранялась во всей чистотѣ и неприкосновенности — непоколебимо утверждена была вселенскими соборами, ограждена спасительными установленіями мудрыхъ пастырей и благочестивыхъ царей, объяснена и изложена въ богомудрыхъ писаніяхъ св. и богоносныхъ отцовъ.

Тамъ истина и святость евангелія, сладость и животворность вѣры Христовой, были запечатлѣны кровію безчисленнаго сонма мучениковъ и исповѣдниковъ, испытаны и засвидѣтельствованы множествомъ подвижниковъ — вольныхъ мучениковъ царствія ради небеснаго. Тамъ вѣра перешла чрезъ огонь испытанія, искушена въ горнилѣ лютѣйшихъ несчастій и гоненій и чудесно сохранилась среди бурь и треволненій.

Тамъ священное богослуженіе — это боголѣпное облаченіе и свѣтлое украшеніе вѣры, богослуженіе, служащее необходимымъ средствомъ къ укрѣпленію и умноженію вѣры и любви, составляющее сладостнѣйшую пищу для благочестивой души, приведено въ стройный чинъ, украшено благолѣпными обрядами и умилительными пѣснопѣніями. И эту-то вѣру удостоились принять блаженные предки наши и передали намъ — потомкамъ своимъ. Этимъ-то богослуженіемъ плѣнились предки наши такъ, что нѣкоторые изъ нихъ, находясь въ первый разъ въ греческомъ храмѣ, подумали, что они на небѣ, въ свѣтлыхъ обителяхъ небеснаго царствія, и завѣщали намъ любить это благолѣпное служеніе Богу—Спасителю! Эта-то вѣра и доселѣ сіяетъ въ землѣ русской и озаряетъ всѣхъ вѣрныхъ сыновъ церкви и отечества! — Это-то богослуженіе доселѣ питаетъ и утѣшаетъ сердца всѣхъ скорбящихъ и жаждущихъ спасенія и жизни вѣчной. Да будетъ же за все это слава и благодареніе Господу, обогатившему землю русскую Своимъ неоцѣненнымъ сокровищемъ!

б) Что же дѣлать намъ, православные, при такой благости къ намъ Господа? Чѣмъ благодарить Его за Его милости, въ которыхъ — основаніе нашего временнаго благополучія и залогъ вѣчнаго спасенія? Прежде и больше всего мы должны всячески хранить драгоцѣнный даръ, принесенный нашимъ предкамъ святйтелемъ Михаиломъ и неуклонно держаться праваго исповѣданія вѣры. Да скажетъ каждый изъ насъ самому себѣ: «держи, еже пріялъ, до послѣдняго твоего издыханія», съ благодарностію и благоговѣніемъ храни драгоцѣнное сокровище, дарованное тебѣ милосердымъ Отцомъ небеснымъ единственно вслѣдствіе страданій Единороднаго Сына Своего! Евангеліе Христово да будетъ единственнымъ свѣтильникомъ нашей жизни, руководствомъ для ума, пищею для сердца. Мы будемъ безотвѣтны предъ Богомъ, если среди обильнаго свѣта небеснаго захотимъ остаться во мракѣ; если среди моря благъ духовныхъ будемъ въ жаждѣ и алчбѣ; если и въ раю Божіемъ — въ св. церкви Христовой — станемъ искать запрещенныхъ плодовъ суемудрія и нечестія, извращая заповѣди и уставы церковные, переданные намъ блаженными предками нашими. Мы будемъ постыжены на судѣ Божіемъ самими невѣрными, которые обличатъ насъ въ неразуміи и неблагодарности предъ Богомъ — Спасителемъ и Благодѣтелемъ; самые святые ходатаи наши не защитятъ насъ предъ правосудіемъ Божіимъ: самое священное Имя «православный», которымъ мы привыкли украшать себя и все народное, послужитъ къ нашему осужденію. Васъ точiю познахъ отъ всѣхъ племенъ, скажетъ намъ Господь, сего ради отмщу на васъ вся грѣхи ваша (Амос. 3, 2).

III. Да хранимъ же сокровище небесное — святую вѣру въ чистотѣ совѣсти и непорочности сердца, подобно благочестивымъ предкамъ нашимъ! Будемъ всегда дорожить имъ, подобно человѣку, который, нашедши сокровище, скрытое на полѣ, отъ радости пошелъ, продалъ все, что имѣлъ, и купилъ то поле съ сокровищемъ; подобно благоразумному купцу, который, нашедши драгоцѣнный бисеръ, пошелъ, продалъ все, что имѣлъ, и купилъ тотъ бисеръ (Мат. 13, 44—46). Въ дѣлѣ храненія вѣры да поможетъ намъ Самъ Господь, даровавшій вѣру, — да помогутъ всѣ святые угодники Божіи и присноублажаемый нами святитель Христовъ Михаилъ, выну ходатайствующій о насъ предъ великимъ Архіереемъ — Господомъ нашимъ I. Христомъ. (Сост. Гр. Д–ко по «Воскр. чтен.» за 1853—4 года, стр. 223—6; сн. «Воскр. чт.» 1884 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 353-355.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0