Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать девятый день.

Пред. Киріакъ отшельникъ.

(О чтеніи житій святыхъ).

I. Пр. Киріакъ, память коего празднуется нынѣ, родился въ Карѳагенѣ и былъ сынъ священника. Съ малыхъ лѣтъ Киріакъ пристрастился къ чтенію книгъ. Отъ утра и до вечера онъ сидѣлъ за книгами, изъ которыхъ узнавалъ о дѣлахъ Божіихъ, направленныхъ ко спасенію человѣка. Вотъ онъ изучилъ библейскую исторію и приступилъ къ чтенію житій святыхъ. Это чтеніе окончательно утвердило его сердце, онъ выучилъ многія житія на память и захотѣлъ въ своей жизни подражать имъ. Онъ удалился въ пустыню и провелъ всю жизнь въ подвигахъ.

II. Читайте, братія, житія святыхъ, и вы, подобно Киріаку, найдете для себя много примѣровъ, достойныхъ подражанія. Примѣръ святыхъ наставитъ и ободритъ васъ на добрыя дѣла.

а) Велика и можно сказать неисчислима польза отъ чтенія житій святыхъ.

Уже одно то, что на чтеніи житій св. мучениковъ и другихъ подвижниковъ благочестія воспитывались древніе христіане, отличавшіеся такимъ высокимъ благочестіемъ, что мы даже дивимся ихъ святости жизни, что чтеніе спасительныхъ житій святыхъ, въ которыхъ изображены высокіе подвиги благочестія, многихъ грѣшниковъ заставляло призадумываться надъ своею порочною жизнію и обращало ихъ на путь христіанской жизни, — что чтеніе житій святыхъ было любимымъ чтеніемъ нашихъ предковъ, почерпавшихъ изъ нихъ и страхъ Божій, и любовь къ Богу, и состраданіе къ ближнимъ, и полную преданность Промыслу Божію, и дивное терпѣніе въ перенесеніи самыхъ тяжкихъ испытаній, посылаемыхъ имъ, - уже одно это говоритъ о великой, несравненной пользѣ чтенія духовныхъ повѣствованій о жизни святыхъ.

Прекрасно говоритъ о воспитательномъ вліяніи житій святыхь одинъ глубокій знатокъ духовной письменности. «Въ сихъ книгахъ церковь ежедневно указуетъ намъ, говоритъ онъ, на высокіе образцы духовнаго совершенства, стараясь пробудить въ насъ духъ святого подражанія святымъ людямъ; изображаетъ дѣянія древнихъ христіанъ, дабы смирить гордый духъ вѣка и нашей природы; выводитъ предъ очи наши примѣры строжайшаго покаянія и самоотверженія, дабы съ одной стороны предохранить насъ отъ ежедневныхъ грѣхопаденій, съ другой — опытно вразумить, какъ возставать намъ отъ грѣхопаденій, съ глубокимъ сокрушеніемъ сердечнымъ, но безъ отчаянія.

Ея священныя сказанія по мѣстамъ обширны, дабы насыщать душу, въ которой раскрылся ненасытимый вкусъ къ духовному; по мѣстамъ кратки, дабы не обременить души лѣнивой; по мѣстамъ оразноображены краткими словами нравоучительными, дабы дѣяніе находило свою основу въ отвлеченномъ правилѣ и истинѣ, а истина отвлеченная тотчасъ-же подтверждалась дѣяніемъ и примѣромъ; они почти всегда просты, потому что истинны, и люди, собиравшіе сіи сказанія, обыкновенно поставляли себѣ правиломъ изреченіе: не буди, ми лгати на святыя; въ нѣкоторыхъ мѣстахъ удивительно какъ простодушны, потому что люди, въ нихъ изображенные, были дѣти не свѣта, а царствія Божія, упростившіе природу свою до невинной природы младенческой, по слову Спасителя: аще не обратитеся, и не будете яко дѣти, не внидете въ царствіе Божіе; повсюду назидательны и для благочестиваго человѣка пріятны, не смотря на простоту формы, на языкъ безыскусственный, заботящійся не о томъ, какъ онъ разсказываетъ, а о томъ, что повѣетвуетъ. Свѣтскій вкусъ, конечно, не найдетъ въ нихъ того огня, той живости и занимательности, какія любитъ находить въ повѣствованіяхъ мірскихъ; но за то они не учатъ тому тонкому нечестію и благовидному разврату, которыми часто дышитъ плотская и страстная повѣсть свѣта». («Чтенія о церковной словесности или гомилетикѣ» ордин. профес. кіевской духовной академіи Я. Амфитеатрова, ч. I, стр. 263).

б) Но какъ намъ, братія, надо читать житія святыхъ и что слѣдуетъ соблюдать, чтобы чтеніе житій было и благоугоднымъ, и душеполезнымъ? Житія святыхъ, братіе, — не простое свѣтское писаніе, а духовное и спасительное, а потому и читать ихъ нужно не только со вниманіемъ, но и благоговѣніемъ.

аа) Неспѣшно читая, нужно прежде всего созерцать, т.-е. живо напечатлѣвать въ умѣ и сердцѣ дивные подвиги земной жизни и славу небеснаго прославленія святого, а затѣмъ чаще останавливаться и предаваться благоговѣйному размышленію по поводу прочитаннаго.

бб) Необходимо, далѣе, углубляться внутрь себя и чутко прислушиваться къ голосу совѣсти, обличающей нашу грѣховность, зорко присматриваться, какое мы ничтожество и какая у насъ нищета духовная, въ сравненіи съ этими богатырями духа, исполинами вѣры!..

вв) Послѣ того, братіе мои, здѣсь же неотложно возбуждайте въ себѣ и укрѣпляйте добрыя намѣренія итти по стопамъ св. наставниковъ въ вѣрѣ и добродѣтеляхъ.

гг) Вмѣстѣ съ чтеніемъ житій дома, должно внимательно и благоговѣйно созерцать икону святаго въ церкви; слушать все, что читается, поется и говорится здѣсь — въ церкви Божіей о св. угодникахъ Божіихъ.

Нельзя не привести здѣсь нѣкоторыхъ совѣтовъ святителя Тихона задонскаго касательно чтенія вообще книгъ православно-христіанскаго содержанія.

«Нѣтъ никакой пользы, говоритъ онъ, книгу читать и не дѣлать того, чему книга учитъ. По этому читающему книгу должно исполнять нижеслѣдующее: 1) долженъ читать наипаче священное писаніе, а по немъ — и другія христіанскія православныя книги, — читать не много листовъ и страницъ, ибо много перечитавшему не можно все выразумѣть и въ памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много разсуждать, что читается, ибо такъ лучше читаемое понимается и въ памяти углубляется, и тѣмъ умъ просвѣщается. 3) Смотрѣть, что изъ читаемаго въ книгѣ понятно или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и впередъ поступай (т.-е. читай). Непонятное или отъ слѣдующаго чтенія изъяснится, или повтореннымъ другимъ чтеніемъ, съ помощію Божіею, пояснится. 4) Чего учитъ книга уклоняться, чего учитъ искать и дѣлать, о томъ старайся, чтобъ самымъ дѣломъ исполнять. Отъ зла уклоняйся и твори доброе: сему всякая христіанская православная книга учитъ. 5) Когда умъ отъ книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то отъ чтенія книги злѣйшій будешь, нежели былъ. Понеже злѣйшіе бываютъ ученые и разумные глупцы, нежели простые невѣжи. 6) Помни, что лучше любить по-христіански, нежели разумѣть высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить. Разумъ кичитъ, а любовь созидаетъ. 7) Чему самъ съ помощію Божіею научишься, тому и иныхъ при случаяхъ любовно учи, дабы сѣмя посѣянное росло и плодъ творило, достойный небеснаго царствія». (Изъ твореній св. Тихона задонскаго).

III. Молитвами преподобнаго отца нашего Киріака да дастъ намъ Господь и любовь къ чтенію душеполезныхъ житій святыхъ, и подражаніе имъ! (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 351-353.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0