Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 1-ое. Св. исповѣдникъ Харитонъ [1].

(Уроки изъ его жизни: а) пути промысла Божія, сохраняющаго вѣрныхъ рабовъ своихъ; б) великъ и дорогъ человѣкъ въ очахъ Божіихъ).

I. Св. исповѣдникъ Харитонъ, память коего празднуется нынѣ, жилъ при императорѣ Авреліанѣ въ городѣ Иконіи. Когда объявлено было гоненіе на христіанъ, то представили его на судъ. Начальникъ спросилъ, — почему онъ не поклоняется богамъ, предъ которыми смиряются царь и всѣ народы. Святой отвѣчалъ: «языческіе боги суть бѣсы, которые нѣкогда за гордость были свергнуты съ неба, нынѣ же безумными и прельщенными людьми почитаются за боговъ». Харитона начали мучить, затѣмъ истерзаннаго бросили въ темницу, гдѣ Господъ исцѣлилъ его. Новый царь, вошедшій на престолъ убитаго приближенными Авреліана, побоялся гнать христіанъ и отпустилъ узниковъ Христовыхъ на свободу. Тогда Харитонъ отправился въ Іерусалимъ на поклоненіе гробу Господню, но на дорогѣ, близъ Іерихона, схваченъ былъ разбойниками, которые хотѣли было умертвить его. Связавъ и бросивъ его въ углубленіе своей пещеры, разбойники удалились на свой гнусный промыселъ. Случилось же по устроенію промысла Божія такъ, что змѣй вползъ въ стоявшій въ ихъ пещерѣ сосудъ съ виномъ, и отравилъ вино. Разбойники, напившись отравленнаго вина, погибли. Въ пещерѣ разбойнической и остался св. Харитонъ и началъ проводить подвижническую жизнь. Услышавъ о подвижникѣ въ мрачной пещерѣ, многіе стекались къ нему, и такимъ образомъ устроилась первая, знаменитѣйшая въ Палестинѣ лавра — Фаранская, съ строгою подвижническою жизнію. Святой самъ написалъ уставъ для лавры. Ища безмолвія, Харитонъ удалился изъ лавры въ пустыню:, но и здѣсь явились къ нему ревнители подвижнической жизни, и образовалась новая лавра. Іерихонская. Подобнымъ же образомъ устроена была имъ и третья лавра Суккійская. Передъ смертію, о которой извѣстилъ его Господь, собравъ братію трехъ обителей и давъ имъ наставленіе, по общему желанію братіи, святой заповѣдалъ похоронить тѣло свое въ первой лаврѣ, въ той пещерѣ, гдѣ хотѣіи умертвить его разбойники. Скончался св. Харитонъ въ 350 г.

II. При чтеніи житія препод. Харитона исповѣдника, именно разсказа о спасеніи его отъ разбойниковъ въ пещерѣ, невольно приходятъ на мысль двѣ великія и утѣшительныя истины, неразрывно соединенныя между собой: первая та, что вѣрныхъ Богу христіанъ, надѣющихся на Него и прибѣгающихъ къ Нему, весьма часто спасаетъ Промыслъ Божій посреди самыхъ великихъ опасностей, — вторая та, что человѣкъ, достойный этого великаго названія, именно человѣrъ— христіанинъ, великъ и дорогь въ очахъ Божіихъ.

Раскроемъ эти мысли по твореніямъ св, Тихона задонскаго, премудро и назидательно разсуждавшаго объ этихъ истинахъ, и присоединимъ къ нимъ нѣсколько библейскихъ и церковно-историческихъ примѣровъ.

а) Промыслъ Божій, особенно о человѣкѣ, свят. Тихонъ трогательно раскрываетъ въ своемъ Духовномъ сокровищѣ (Част. 12), углубясь мыслію своею въ обыкновенныя простыя слова: не бойся, я съ тобою. «Бываетъ, такъ въ задонскомъ уединеніи своемъ бесѣдуетъ съ собою св. Тихонъ, — бываетъ, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утѣшаетъ его и говоритъ ему: не бойся, я съ тобою. Такъ милосердый и человѣколюбивый Богъ вѣрной душѣ, находящейся въ искушеніяхъ и напастяхъ, скорбящей и сѣтующей и боящейся, глаголетъ: не бойся, Я съ тобою. Я твой создатель, Я твой промыслитель, Я твой спаситель, Я твой помощникъ и заступникъ; Я, Который въ руцѣ Своей вся содержу, — Я съ тобою (Исх. 49, 14, 15, 43, 23). Такъ былъ Господь съ вѣрнымъ Своимъ Ноемъ, и сохранилъ его отъ всемірнаго потопа. Былъ съ вѣрнымъ Своимъ Лотомъ, и сохранилъ праведника отъ казни содомской. Вылъ съ рабами Своими — Авраамомъ, Исаакомъ и Іаковомъ, и сохранилъ ихъ на земли пришельствія ихъ (Псал. 104, 14). Былъ со Іосифомъ, и въ нашедшихъ ему напастяхъ и искушеніяхъ сохранилъ его и прославилъ его. Былъ со Израилемъ во Египтѣ и во исходѣ его изъ Египта, и раздѣлилъ ему Чермное море, и въ пустынѣ питалъ его чудесною манною и поражалъ предъ лицемъ его враговъ его. Былъ съ Давидомъ, помазанникомъ Своимъ, въ различныхъ искушеніяхъ и гоненіяхъ. Былъ съ Іоною во глубинѣ морской, съ тремя отроками — въ пещи вавилонской, съ Даніиломъ — въ ровѣ и пр... Былъ съ апостолами, былъ съ мучениками и сохранилъ ихъ посреди ужасныхъ мученій; былъ съ пустынниками, жившими въ пещерахъ, вертепахъ и пропастяхъ земныхъ, и сохранялъ ихъ отъ козней вражіихъ; былъ, есть и будетъ до скончанія вѣка съ вѣрными рабами Своими, по неложному обѣщанію: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Господи силъ съ нами буди! «

Приведемъ теперь нѣсколько библейскихъ и церковно-историческихъ примѣровъ промыслительной попечительности Бога о людяхъ.

аа) Господь часто подаетъ чудесную помощь Своимъ истиннымъ рабамъ. Пророкъ Илія не имѣлъ для себя пищи въ пустынѣ и нигдѣ не нашелъ бы ея, потому что былъ голодъ. И — вотъ вороны приносятъ къ нему каждый день хлѣбъ и мясо, притомъ — въ извѣстные часы, утромъ и вечеромъ! Какъ же птицы могли знать о голодѣ пророка и какъ понимали человѣческіе часы для пріема пищи, которыхъ сами не соблюдаютъ? Одно объясненіе вопроса: « Богъ повелѣлъ имъ кормить праведника» (3 Цар. 17, 4, 6). А сколько такихъ же чудесныхъ примѣровъ въ житіяхъ святыхъ!

Муч. Василиска вели на судъ къ мучителямъ: на него надѣли сапоги съ гвоздями внутри и желѣзную цѣпь на шею. Въ одномъ же мѣстѣ воины, сопровождавшіе его, среди знойнаго дня привязали его къ сухому дубу у воротъ, пока сами въ домѣ обѣдали и упивались виномъ. Собрался народъ и смотрѣлъ. Въ высшей степени жалостный былъ видъ свят. мученика, когда онъ, такъ изнуренный и палимый солнцемъ, стоялъ у дуба. Онъ громко проситъ Бога о помощи. И вотъ вдругъ дѣлается землетрясеніе; спадаютъ съ него цѣпь и мѣдные сапоги; наконецъ тотъ дубъ, къ которому онъ былъ привязанъ, зеленѣетъ, покрывается широкими вѣтвями, которыя доставляютъ ему прохладу отъ зноя, а подъ ногами его для утоленія его жажды открываетси ручей воды (Чет.-Мин. 22 мая).

Св. Александръ невскій предъ каждою войною просилъ Бога о помощи, призывая на помощь Божію Матеръ и св. мучениковъ Бориса и Глѣба. И — что же? Борисъ и Глѣбъ видимо явились его воинамъ, обнадеживая побѣдою. Послѣ этого онъ бралъ побѣду за побѣдою. Но Господь помогаетъ на войнѣ только правой сторонѣ, какъ и говоритъ тотъ же Александръ невскій: «врагъ силенъ; но не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ» (Чет.-Мин. 30 августа).

бб) Промыслъ Божій наказываетъ часто грѣшниковъ. Когда дерзкія дѣти наругались надъ прор. Елисеемъ, въ ту жъ минуту выбѣжали изъ пустыни двѣ медвѣдицы и растерзали дерзкихъ (4 Цар. 2).

Въ исторіи страданій великомученицы Варвары читаемъ: когда всѣ уже разошлись по домамъ послѣ казни ея, произнося ропотъ на безчеловѣчіе отца ея, Діоскора, и мучителя Мартіана, вдругъ сдѣлалась гроза и убило молніей этихъ двухъ злодѣевъ. Молнія и сожгла ихъ, такъ что даже костей ихъ не отыскали (Ч.-М. 4 дек.)

Подобнымъ обр., послѣ того какъ великомученица Евѳимія была отдана на съѣденіе звѣрямъ на зрѣлищѣ, сдѣлалась ужасная буря съ землетрясеніемъ, и — всѣ разбѣжались (Чет.-Мин. 16 сент.). Не напрасно же пророки Божіи призывали небо и землю быть свидѣтелями злодѣяній людей. Они говорили: «ужасеся небо о семъ» (Іерем. 2, 12). Такъ слышимъ и въ пѣсни церковной: «ужаснися, бояйся небо! вся тварь содрагашеся страхомъ, зря Тя распинаема на крестѣ! «

вв) Когда Богъ готовитъ кого-либо изъ благочестивыхъ людей, обладающихъ въ то же время природнымъ умомъ, особенными знаніями и опытностью въ жизни, — готовитъ поставить на высокомъ мѣстѣ службы, церковной или гражданской: тогда ведеть этого человѣка путемъ испытаній; наприм. попускаетъ ему терпѣть отъ завистниковъ и клеветниковъ стѣсненія по службѣ. Такой путь жизни прошелъ Iосифъ предъ временемъ своего возвышенія въ Египтѣ; тѣмъ же путемъ по волѣ Божіей былъ веденъ Давидъ до своего воцаренія (Пс 17, 22, 26, 33 и др.); не иначе достигъ возвышенія Мардохей.

Для чего же благочестивымъ предварительно нуженъ этотъ путь? Чтобъ тѣмъ болѣе они удерживались отъ самоувѣренности и научились предавать себя волѣ Божіей; чтобъ тѣмъ больше развили въ себѣ чувства справедливости и милосердія къ другимъ; чтобъ запаслись большею опытностью въ жизни и т. д. За то, чѣмъ дольше продолжается для кого изъ нихъ это испытательное состояніе, тѣмъ менѣе тотъ погрѣшаетъ и тѣмъ успѣшнѣе дѣйствуетъ на высокомъ мѣстѣ, которое будетъ довѣрено ему.

гг) Благочестивыхъ людей Богь выводитъ безопасными изъ самыхъ крайнихъ обстоятельствъ въ ихъ жизни, подаетъ имъ неожиданную помощь, когда они совсѣмъ изнемогутъ въ своихъ страданіяхъ: «многи скорби праведнымъ (сказано) и отъ всѣхъ ихъ избавитъ я Господь» (Пс. 33, 20). Такъ прор. Даніилъ былъ брошенъ въ ровъ на съѣденіе седьми гододнымъ львамъ: но тамъ приноситъ ему пищу другой прор. Аввакумъ, котораго переноситъ къ нему ангелъ изъ дальняго мѣста (Дан. 24, 31 — 39).

Священно-мучен. Поликарпъ имѣлъ ночлегъ въ гостиницѣ. Вдрутъ пробуждаетъ его ангелъ и велитъ ему выйти изъ гостиницы. Но лишь только онъ вышелъ, — гостиница обрушилась и задавила всѣхъ, кто въ ней находился (Чет.-Мин. 23 Февр.).

Великомуч. Ѳеодоръ стратилатъ, распятый на крестѣ, лишенный мучителями глазъ, пораженный стрѣлами изъ лука въ лицо и весь покрытый ранами, изнемогъ духомъ и уже произнесъ жалобу на Промыслъ. Но ночью послѣ этого ангелъ Божій снялъ его со креста, исцѣлилъ отъ всѣхъ ранъ и замѣтилъ ему: «зачѣмъ же ты сказалъ, что Богъ оставилъ тебя!» (Чет.-Мин. 8 Февр.).

дд) Благочестивыхъ людей Промыслъ Божій не оставляетъ безъ взысканія за ихъ прегрѣшенія. Такъ св. царь Давидъ за каждый свой тяжкій грѣхъ терпѣлъ отъ Бога посѣщеніе (2 Цар. 12, 14, 24, 13), между тѣмъ какъ многіе изъ его современниковъ и за многіе свои грѣхи оставались не наказанными; богобоязненный царь Іоасафъ за одно неумѣстное дружество съ порочнымъ Ахаавомъ подпалъ гнѣву Божію (2 парал. 19, 2, 3).

Что же, ужели Богъ менѣе милостивъ къ праведникамъ, чѣмъ къ грѣшникамъ? Нѣтъ! Но тѣ, которые глубоко вѣруютъ въ Промыслъ Божій и, какъ строгіе христіане, привыкли къ лишеніямъ въ жизни, — тѣ болѣе способны вынести наказаніе, чѣмъ маловѣрующіе и изнѣженные: послѣдніе скорѣе, чѣмъ они, пришли бы отъ наказанія къ малодушію. Наказаніями того или другого рода благочестивые люди, какъ золото въ огнѣ, очищаются для царства небеснаго.

ее) Какъ отечески промышляетъ Господь о сиротахъ и какъ нерѣдко изъ среды ихъ воздвигаетъ полезныхъ дѣятелей церкви и общества, это видно изъ многихъ историческихъ примѣровъ.

Кому не извѣстенъ вселенскій святитель Іоаннъ Златоустъ? — Онъ въ младенчествѣ лишился своего отца и остался на рукахъ матери. Господь сохранилъ юнаго Іоанна отъ соблазновъ свѣтской жизни, которыми онъ былъ окруженъ, какъ сынъ и наслѣдникъ богатаго и занимавшаго видное общественное положеніе отца. Съ ранней молодости пробудилась въ немъ склонность къ подвижнической и пустынной жизни. Однѣ слезныя просьбы матери убѣдили его остаться при ней до ея смерти, и какъ только она померла, онъ поспѣшилъ продать имѣніе свое, роздалъ деньги бѣднымъ, освободилъ рабовъ своихъ и сдѣлался инокомъ. Иноческою жизнію онъ приготовленъ былъ къ служенію церкви въ санѣ пресвитера и потомъ епископа, — служенію, на поприщѣ котораго онъ явился свѣтильникомъ церкви не только для современнаго поколѣнія, но и для всѣхъ грядущихъ родовъ.

Мы утомили бы себя и слушателей исчисленіемъ подобныхъ разительныхъ примѣровъ всеблагой и премудрой попечительности Божіей о людяхъ.

б) Разсуждая же о томъ, какъ великъ и дорогъ человѣкъ въ очахъ Божіихъ, о которомъ Господь такъ помышляетъ, святитель Тихонъ задонскій пишетъ «Господи! что есть человѣкъ, яко помниши его? или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его (Пс. 143, 3)? Воистину дивное созданіе Божіе – человѣкъ! Дивный и промыслъ Божій о немъ: созданъ не такъ, какъ прочія твари, созданъ особливымъ совѣтомъ Святыя Троицы: сотворимъ человѣка (Быт. 1, 26) и созданъ по образу Божію и по подобію человѣкъ (Быт. 1, 27). Всѣ вещи созданныя суть свидѣтельства всемогущества, благости и премудрости Божіей; но человѣкъ, кромѣ того, образъ Божій въ себѣ носитъ. Воистину краснѣйшая доброта, любезное благолѣпіе, высочайшее достоинство, честнѣйшее благородіе! Нижайшій Бога, но высшій всѣхъ видимыхъ созданій — человѣкъ».

«Образомъ Божіимъ почтенъ человѣкъ. Прекрасно небо, солнце, луна и звѣзды, и все созданіе Божіе, но прекраснѣе ихъ человѣкъ, яко по образу Божію созданную доброту въ себѣ носитъ. Разсуждай и размышляй, коль славенъ Богъ, несозданная и присносущная доброта. Господи Боже мой, возвеличился еси зѣло, во исѣовѣданіе и велелѣпоту облекся еси, одѣяйся свѣтомъ яко ризою» (Пс. 103, 1, 2).

«Отсюда нѣсколько познаешь, учитъ святитель Тихонъ задонскій, сколь прекрасна душа человѣческая, по образу Божію созданная. Образъ бо долженъ быть подобенъ первообразному. Небо и земля съ исполненіемъ своимъ служатъ и работаютъ человѣку. Но когда палъ и погибъ человѣкъ: чуднымъ и непостижимымъ образомъ возставленъ и взысканъ онъ. Самъ Богъ, что всякій разумъ и удивленіе превосходитъ, Самъ Богъ ради человѣка въ многобѣдный міръ сей пришелъ, и въ человѣка вообразился; пожилъ на земли, трудился, болѣзновалъ, страдалъ и умеръ святѣйшею Своею плотію за человѣка. Не послалъ ни ангела, ни ходатая, но Самъ пришелъ взыскати и спасти погибшаго (Лук. XIX, 10). Такъ человѣкъ, милостивый, человѣколюбивый и чудный о себѣ промыслъ Божій дознавши, какой еще милости не сподобляется отъ Бога! Былъ оскверненъ, опороченъ, грѣшенъ, беззаконенъ, сынъ гнѣва; но омывается, оправдывается именемъ Господа нашего (1 Кор. VI, 11), дѣлается духовнымъ членомъ пренебесныя главы — I. Христа; причащается таинственно животворящаго тѣла и божественныя крови Его; удостояется быть жилищемъ Божіимъ и храмомъ Святаго Духа; сподобляется имѣть общеніе со Отцемъ и Сыномъ Его I. Христомъ, быть чадомъ Божіимъ вѣрою о Христѣ Іисусѣ, наслѣдникомъ Богу, снаслѣдникомъ же I. Христу. Читай апостольскія посланія, и увидишь, что все это и прочее приписуетъ Духъ Святый человѣку – истинному христіанину. Чего еще не достаетъ человѣку? Такъ великой милости, человѣколюбія, чести и блаженства сподобленъ отъ Бога человѣкъ! «

Вотъ что есть человѣкъ и какъ онъ честенъ у Бога! О! когда бы помнилъ и цѣнилъ сіе человѣкъ, и такъ бы почиталъ Бога, какъ онъ почтенъ отъ Бога. Если же такъ почтилъ Богъ человѣка, то кто противу человѣка? Весь свѣтъ, весь адъ и вси діаволы ничто не могутъ противу человѣка. Богъ въ человѣкѣ и за человѣка. Аще Богъ по насъ, кто на ны? дерзаетъ и вопіетъ Павелъ святый (Рим. VIII, 31).

Но что будетъ въ будущей жизни человѣку, по неложному обѣщанію Божію! Какое добро, какое блаженство, какая честь, какая слава! Какъ рѣка, непрестанно потечетъ умомъ непостижимое и языкомъ неизреченное вѣчное его блаженство. Око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Бога любящимъ Его (1 Кор. II, 9). Возсіяютъ люди Божіи, яко солнце, во царствіи Отца небеснаго; будутъ какъ ангелы; будутъ какъ бози вторіи; будутъ царіе и господіе; будутъ царствовати во вѣки вѣковъ. За все сіе да будетъ слава Отцу и Сыну и Святому Духу, такъ возвеличившему родъ нашъ!

III. «Видишь блаженство человѣческое, обращается съ увѣщаніемъ къ христіанину святитель Тихонъ. Но знай твердо, возлюбленне, что все сіе блаженство погубляетъ человѣкъ, когда Богу неблагодаренъ показуется, и беззаконнуетъ; и бываетъ нижайшимъ и бѣднѣйшимъ всякія твари. Итакъ берегись грѣха, какъ ядовитаго змія, да не лишитъ тебя христіанскаго блаженства, и вринетъ въ бѣднѣйшее состояніе». (Изъ творен. св. Тихона задонскаго, т. XIV, изд. 1825 г. стр. 214-218).

Зная, какъ трогательно печется о человѣкѣ Господь и какъ онъ дорогъ въ очахъ Божіихъ, поревнуемъ, возлюбленные братія, о томъ, чтобы исполненіемъ воли Божіей и хожденіемъ во всѣхъ путяхъ заповѣдей Господнихъ быть хотя нѣсколько достойными столь великой любви Божіей къ намъ. (Свящ. Григор. Дьяченко).

Примѣчаніе:
[1] Въ виду значительнаго объема этого поученія оно весьма удобно можетъ быть раздѣлено на два поученія по буквамъ а) и б).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 344-348.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0