Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 2-е. Преподобный Савватій соловецкій.

(Не должно уклоняться отъ св. причащенія).

I. Преподобный Савватій, нынѣ воспоминаемый церковью, жилъ при княженіи великаго князя Василія Васильевича Темнаго. Сначала онъ подвизался въ Кирилло-Бѣлозерскомъ монастырѣ, гдѣ отличался строгимъ послушаніемъ настоятелю, примѣрной жизнью и любовью ко всей братіи. Потомъ, ища полнаго уединенія, онъ сначала удалился въ монастырь на островѣ Ладожскаго озера Валаамѣ, а потомъ въ 1429 году перешелъ на необитаемый островъ Соловецкій въ Бѣломъ морѣ. Прибрежные жители дивились рѣшимости Савватія: «какъ этотъ старецъ», говорили они, «можетъ жить на холодномъ, почти безплодномъ островѣ?» а другіе смѣялись надъ нимъ. Сопутствовать Савватію рѣшился только одинъ подвижникъ Германъ. Оба устроили себѣ хижины на островѣ на разстояніи двѣнадцати верстъ отъ берега и поселились тамъ. Жизнь ихъ была очень тяжкая, полная лишеній; съ трудомъ поддавалась обработкѣ каменистая почва острова; зима и осень были очень суровы, стужа и вѣтеръ едва переносимы. Шесть лѣтъ прожилъ Савватій на Соловецкомъ островѣ, терпя труды и лишенія. Однажды Германъ отправился къ устью рѣки Онеги, и Савватій остался одинъ на островѣ. Въ это время было ему извѣщеніе отъ Бога о скорой кончинѣ, и от поспѣшилъ на твердую землю, чтобы найти священника и пріобщиться св. таинъ. На лодкѣ переплылъ онъ море и въ десяти верстахъ отъ устья рѣки Выги встрѣтилъ игумена Наѳанаила, жившаго тамъ при небольшой часовнѣ. Наѳанаилъ пріобщилъ его святыхъ таинъ и Савватій мирно скончался 27 сентября 1435 года. Онъ былъ похороненъ близъ часовни Наѳанаила. Черезъ 30 лѣтъ по кончинѣ преподобнаго Савватія мощи его были открыты нетлѣнными и были перенесены въ Соловецкую обитель.

II. Изъ прочитаннаго краткаго житія преподобнаго Савватія мы видимъ, братіе, какъ дорожили святые Божественной трапезой Тѣла и Крови Христовыхъ, особенно когда предчувствовали близость своей кончины. Съ глубокою грустью приходится отмѣтить то равнодушіе и холодность, съ которыми нынѣ относятся къ этому святѣйшему таинству многія чада церкви.

а) Тайная вечеря и здѣсь та же какъ въ Сіонской горницѣ; Тотъ же Господь и нынѣ учреждаетъ ее; вы сльшите собственное слово Его чрезъ уста священнодѣйствующаго: пійте отъ нея вси; вскорѣ послѣ сего священныя врата отверзаются, является служитель таинства, чтобы пригласить насъ къ исполненію повелѣнія Христова: пійте отъ нея вси; онъ зоветъ васъ: со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите. Но вы приступаете ли вси? — Долготерпѣливе Господи! — часто ни одинъ. — Не смущайтесь много; не укоряя, говорю это; знаю, что въ васъ это не дерзость самочинія, но недостатокъ дерзновенія въ вѣрѣ; что вы поступаете по обычаю, отъ предковъ принятому, вѣками распространенному: но будьте безпристрастны; сличите вашъ обычай съ заповѣдію Христовою: не можете не признать, что обычай могъ бы точнѣе слѣдовать заповѣди; что можно было бы вамъ дѣятельнѣе исполнять слово Христово. Въ начальные вѣка христіанства хожденіе въ воскресные и праздничные дни въ церковь, и пріобщеніе святыхъ таинъ составляло для вѣрныхъ одну почти нераздѣльную обязанность; такъ что есть церковныя правила, которыя осуждаютъ ходящаго въ церковь и исходящаго вонъ безъ святаго причащенія (Апост. прав. 9. Антіох. соб. прав. 2). Вотъ обычай, очевидно болѣе совершенный, нежели нынѣшній! Что же касается до тѣхъ, которые ниже одинъ разъ въ годъ не приступаютъ къ трапезѣ Господней, или совсѣмъ чуждаются ея: судъ ихъ написанъ въ евангеліи: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крове Его; живота не имате въ себѣ (Іоан. VI, 53).

б) Не промолчимъ того, что говорятъ обыкновенно въ свое оправданіе рѣдко приступающіе къ святымъ таинамъ: мы недостойны; мы не готовы. Мысль эта иногда подлинно происходитъ отъ смиренія; и тогда она конечно не повредитъ союзу сихъ душъ со Христомъ, подобно какъ этому не повредило смиренное чужденіе Петрово: изыди отъ мене, яко мужъ грѣшенъ есмь, Господи (Лук. V, 8). Но надлежитъ осматриваться, чтобы подъ благовиднымъ покровомъ имени смиренія не притаилась наша холодность къ вѣрѣ и нерадѣніе о исправленіи жизни. Ты не готовъ: не лѣнись, приготовься. Ты недостоинъ: недостоинъ и ни одинъ человѣкъ общенія со Всесвятымъ, потому что ни одинъ не безгрѣшенъ; но какъ всякому другому, такъ и тебѣ предоставлено вѣровать, каяться, исправляться, быть прощену, и уповать на благодать Спасителя грѣшниковъ и Взыскателя погибшихъ. Ты говоришь, что недостоинъ: напрасно ты пріемлешь на себя чужую должность; удостоить или не удостоить тебя таинства есть долгъ тайнодѣйствователя, а не причастника. Ты недостоинъ: согласимся, что это правда. Что же далѣе? Неужели ты хочешь и оставаться недостойнымъ? Если ты безпечно оставляешь себя недостойнымъ общенія со Христомъ на земли: не подвергаешь ли ты себя явной опасности остаться недостойнымъ общенія съ Нимъ на небеси? Но если ты страшишься своего недостоинства и хочешь отъ него избавиться: то избавишься ли, удаляя себя отъ Христа, отъ Его благодати, отъ Его силы, отъ Его жизни? Не лучше ли, посильно исправляя свое недостоинство, прибѣгать ко Христу въ таинствѣ, чтобы принимать отъ Него помощь и силу къ болѣе совершенному исправленію и преуспѣянію въ благоугожденіи Богу?

IIІ. Христіане! Щедро Господь отверзаетъ для насъ храмъ Свой, уготовляетъ Свою трапезу, призываетъ къ Своей вечери. Надобно стыдиться неблагодарнаго на милостивое приглашеніе отзыва: имѣй мя отречена (Лук. XIV, 18). Надобно страшиться приговора: званніи не быша достойни (Матѳ. XXII, 8). Да возбуждаемъ себя, чтобы какъ можно чаще приступать къ трапезѣ Господней, со внимательнымъ очищеніемъ себя отъ всякія скверны плоти и духа, со страхомъ своего недостоинства, но съ вѣрою въ благодать, съ сердечнымъ алканіемъ и жаждою любви къ сладчайшему Іисусу, Котораго плоть и кровь есть истинный хлѣбъ жизни, и единственная чаша спасенія. Аминь. (Составл. по Ч. М. и проп. Филарета, митр. моск., т. IV, изд. 1882 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 343-344.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0