Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 1-е. Св. муч. Каллистратъ.

(Уроки изъ его жизни: а) увѣщанiе совершать ночныя молитвы и б) любить Господа превыше всего).

I. Св. Каллистратъ, память коего празднуется нынѣ, имѣлъ дѣдомъ своимъ нѣкоего воина, по имени Неокора, который служилъ при Понтійскомъ Пилатѣ и былъ свидѣтелемъ страданія и смерти Спасителя. Неокоръ видѣлъ чудеса, сопровождавшія смерть и воскресеніе Спасителя, увѣровалъ въ Него и былъ крещенъ апостолами. Возвратившись въ родной городъ Карѳагенъ, Неокоръ разсказывалъ всѣмъ о Христѣ, какъ очевидецъ, и утвердилъ въ семьѣ своей вѣру Христову. Подражая дѣду и отцу своему, Каллистратъ училъ вѣрѣ Христовой своихъ сотоварищей воиновъ и передавалъ имъ то, что унаслѣдовалъ отъ отца и дѣда. Но такая дѣятельность не могла укрыться отъ язычниковъ, тѣмъ болѣе, что она сопровождалась благочестивою жизнію. На св. Каллистрата было донесено, что онъ проводитъ ночи въ молитвѣ, при которой съ любовію воспоминаетъ имя Христа Спасителя, за Котораго онъ съ радостью всегда былъ готовъ пострадать. Онъ былъ призванъ къ допросу, на которомъ, непоколебимо исповѣдавъ себя христіаниномъ, пострадалъ вмѣстѣ съ 49 другими воинами. Каллистрата предали жестокимъ мученіямъ и онъ былъ посѣченъ мечемъ на мелкія части. Это было въ царствованіе Діоклитіана.

II. Братіе-христіане! Поревнуемъ благочестивой жизни св. муч. Каллистрата.

а) По примѣру св. мученика Каллистрата, который любилъ проводить ночи въ молитвѣ, обращенной къ Господу нашему І. Христу, что и было причиною его мученическихъ страданій и смерти, и мы отдадимъ часть ночи, даже хоть нѣсколько минутъ ночного сна на молитву. Среди окружающей тишины и безмолвія, когда ничто насъ не развлекаетъ, когда суета дня оставляетъ насъ на нѣсколько часовъ въ покоѣ, когда такъ легко заглянуть въ глубь своей души, станемъ по пробужденіи хоть на нѣсколько мянутъ на молитву и вознесемъ свои благодарственныя, хвалебныя, просительныя и покаянныя молитвы къ нашему небесному Отцу, Который, какъ Духъ вездѣсущій и всевѣдущій, съ высоты Своего престола милостиво услышитъ молитву рабовъ Своихъ, къ Нему обращающихся съ вѣрою, надеждою и любовію.

«Не для того дана ночь, учитъ златословесный учитель вселенской церкви св. Іоаннъ Златоустъ, чтобы мы всю проводили ее во снѣ и бездѣйствіи. Свидѣтели тому ремесленники, погонщики муловъ, торговцы, церковь Божія, возстающая среди ночи. Возстань и ты, посмотри на хоръ звѣздъ, на глубокую тишину, на великое безмолвіе, и удивляйся дѣламъ Господа твоего. Тогда душа твоя бываетъ чище, легче и бодрѣе, бываетъ особенно способна воспарять и возвышаться; самый мракъ и совершенное безмолвіе много располагаетъ къ умиленію. Если взглянешь на небо, испещренное звѣздами, какъ бы безчисленнымъ множествомъ глазъ, то получишь совершенное удовольствіе, помысливъ тотчасъ о Создателѣ. Если представишь, что тѣ, которые въ теченіе дня шумятъ, смѣются, играютъ, проводятъ время на зрѣлищахъ, обижаютъ, лихоимствуютъ, досаждаютъ, дѣлаютъ безчисленное множество золъ, теперь нисколько не отличаются отъ мертвыхъ, то познаешь все ничтожество человѣческаго самолюбія. Сонъ пришелъ и показалъ природу, какъ она есть; онъ есть образъ смерти, онъ есть образъ кончины. Если взглянешь на улицу, не услыншшь ни одного голоса; если посмотришь въ домѣ, увидишь всѣхъ лежащими какъ бы во гробѣ. Все это можетъ возбудить душу и привести на мысль кончину міра».

«Тогда не безпокоитъ тщеславіе; ибо какъ это возможно, когда всѣ спятъ и не видятъ? Тогда не нападаетъ лѣность и безпечность; ибо какъ это возможно, когда столь многое возбуждаетъ душу? Послѣ такихъ бдѣній бываютъ и сонъ пріятный и видѣнія чудныя».

«Не считай препятствіемъ этому то, что ты мужъ только одинъ и что она жена только одна, продолжаетъ тотъ же отецъ церкви. Идѣже бо ести два, говоритъ Христосъ, собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). А гдѣ присутствуетъ Христосъ, тамъ великое множество; гдѣ Христосъ, тамъ необходимо бываютъ и ангелы, и архангелы, и прочія силы. Посему вы — не одни, когда съ вами Господь всѣхъ. И еще послушай, что говоритъ премудрый: лучше единъ праведникъ, нежели тысяща грѣшшкъ (Сир. 16, 3). Нѣтъ ничего безсильнѣе многихъ грѣшниковъ, и ничего сильнѣе одного, живущаго по закону Божію».

«Но, скажешь, продолжаетъ тотъ же св. отецъ церкви, я утомился въ продолженіе дня, и не могу. Это — отговорка и предлогъ. Повѣрь мнѣ, не столько огонь истребляетъ ржавчину металла, сколько ночная молитва — ржавчину грѣховъ нашихъ. Устыдимся, если не кого другого, то хотя ночныхъ стражей. Они, повинуясь человѣческому закону, обходятъ во время стужи, громко крича и проходя по улицамъ, часто подъ дождемъ и оцѣпенѣвъ отъ холода, для тебя, для твоей безопасности и для сбереженія твоего имущества. Тотъ о твоемъ имуществѣ оказываетъ такое попеченіе; а ты не оказываешь даже о душѣ своей. И притомъ я не заставляю тебя ходить, подобно ему, подъ открытымъ небомъ, ни громко кричать и надрываться; но находясь въ томъ же самомъ жилищѣ, въ тойже самой спальнѣ, преклони колѣна, обратись съ молитвою ко Господу».

«Для чего Самъ Христосъ на горѣ пробылъ въ молитвѣ всю ночь? спрашиваетъ тотъ же великій учитель церкви (Лук. 16, 12). Не для того ли, чтобы подать намъ Собою примѣръ? Тогда растенія возстановляютъ свои силы, т. е. во время ночи; тогда особенно и душа еще болѣе ихъ принимаетъ въ себя росу. Что днемъ попаляется солнцемъ, то освѣжается ночью. Ночныя слезы лучше всякой росы нисходятъ и на пожеланія и на всякое пламенное разженіе, и не попускаютъ потерпѣть ничего вреднаго. Если она не будетъ питаться этою росою, то будетъ сожигаться во время дня». (См. 26 бесѣду Іоан. Злат. на Дѣян. св. ап.).

б) Второй урокъ благочестивой жизни св. муч. Каллистрата состоитъ въ томъ, что мы должны по примѣру его любить Господа до готовности положить жизнь свою за св. имя Его. Богъ, источникъ всякой истины, всякой красоты и всякаго добра, есть вмѣстѣ съ тѣмъ нашъ всеблагій Отецъ, непрестанно изливающій на насъ Свои милости, конца и числа которымъ нѣтъ.

Даже и простое чувство благодарности, котораго не лишенъ ни одинъ человѣкъ, подскажетъ ему, что онъ долженъ любить Бога больше всего на. свѣтѣ. Пусть только на минуту его мысль отрѣшится отъ земныхъ интересовъ и сдѣлаетъ самое краткое обозрѣніе тѣхъ дивныхъ дѣлъ любви и милосердія Божія къ человѣку, какими онъ осыпанъ съ минуты своего рожденія и до самой своей смерти на землѣ и какими будетъ наслаждаться, если заслужитъ, въ продолженіе всей безконечной вѣчности за гробомъ. Но при видѣ дивныхъ и безчисленныхъ благодѣяній Божіихъ, явленныхъ сначала въ твореніи человѣка и возведеніи его на высочайшую грань бытія и жизни, отдѣляющую міръ чувственный отъ міра духовнаго, а затѣмъ, въ искупленіи его отъ страшныхъ бѣдствій грѣха смертію Господа нашего Іисуса Христа, смертію не иного кого, но Самого Сына Божія, мысль наша цѣпенѣетъ отъ благоговѣйнаго изумленія предъ величіемъ любви Божіей къ человѣку и растворяется въ слезахъ благодарнаго сердца. «Благодарю Тебе, Господа моего, благодателя прещредраго, яко сотворилъ мя еси по образу Своему и по подобію и отъ небытія въ бытіе привелъ мя еси, славою и честію вѣнчалъ еси» (Псал. VIII, 6), можемъ только сказать словами св. Димитрія ростовскаго, сердце котораго постоянно горѣло пламенемъ божественной любви: «не сотворилъ мя еси звѣремъ, ни скотомъ, ни инымъ коимъ животнымъ, но человѣкомъ, разумною тварію: безсмертіемъ и самовластіемъ душу мою почтилъ еси. Аще бо и разлучаемся временно плотію, но на лучшее переселеніе приходимъ, душею же безсмертнѣ пребываемъ во вѣки, не на тысячу лѣтъ, ни на двѣ или три тысячи, но во вѣки вѣчные, концы не имущіе».

III. Молитвами св. муч. Каллистрата да утвердитъ насъ Господь въ святой и пламенной любви къ Себѣ и да превратитъ наше каменное сердце въ плотяное, любящее Бога, почитающее Его и благодарящее его. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 341-343.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0