Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать шестой день.

Поуч. 3-ье. Св. апостолъ и евангел. Іоаннъ Богословъ.

(Какъ намъ относиться къ грѣхамъ нашихъ ближнихъ?)

I. Въ день преставленія св. славнаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова, учившаго болѣе всего о христіанской любви и даже на смертномъ одрѣ не переставшаго учить объ этой великой добродѣтели, безъ которой нѣтъ возможности спастись, весьма благовременно будетъ побесѣдовать съ вами, братія, о томъ грѣхѣ, который чаще всего разрушаетъ христіанскую любовь между людьми: мы говоримъ о грѣхѣ презрительнаго осужденія нашихъ ближнихъ, въ случаѣ ихъ нравственныхъ паденій.

II. А. Разсмотримъ прежде всего впечатлѣніе, производимое на насъ паденіями нашихъ братьевъ, и увидимъ потомъ, что нужно дѣлать для ихъ обращенія.

Предъ вами свѣтское общество, составленное не изъ тѣхъ необразованныхъ, грубыхъ и лишенныхъ съ дѣтства всякаго нравственнаго вліянія людей, которые встрѣчаются тысячами на улицахъ. Здѣсь все люди, получившіе хорошее воспитаніе, способные понимать и восхищаться всѣмъ прекраснымъ, доступные иногда самымъ великодушнымъ порывамъ... Въ этотъ-то избранный кружокъ вдругъ приносится вѣсть... Это — сообщеніе, которое, какъ говорятъ, каждый долженъ хранить про себя... О чемъ-же идетъ дѣло? Объ проступкѣ, паденіи, позорѣ, который открывается вскорѣ... Замѣчаете-ли вы дѣйствіе, произведенное имъ? Замѣчаете-ли вы взгляды, блистающіе злобной радостью? Слышите-ли вы, какъ дотолѣ вялый разговоръ оживляется, перерываясь бурными взрывами, подобно пламени, раздуваемому со стороны? Слышите-ли вы эти многочисленные вопросы? Наблюдаете-ли вы, съ какимъ живымъ интересомъ собираются малѣйшія подробности объ упомянутомъ паденіи; слѣдите-ли вы за выраженіемъ лицъ, показывающихъ, что знаютъ болѣе, чѣмъ желаютъ сказать; за вѣроломными намеками, прикрывающимися ложнымъ соболѣзнованіемъ? Правда-ли все это? Преувеличиваю-ли я, утверждая, что легкомысліе и безчинства другихъ суть любимая пища для разговоровъ во всѣхъ сословіяхъ общества, и что, если отнять изъ этихъ разговоровъ клевету, то вы отнимете всю ихъ прелесть, и что будто бы ничто не водушевляетъ такъ бесѣды, какъ злословіе? Намъ говорятъ, братія, что человѣкъ добръ. Да, я знаю хорошо, что всѣ заботятся о сохраненіи приличій, и что мы, русскіе, менѣе всего нуждаемся въ этомъ напоминаніи. Но кто не знаетъ, что есть ученое состязаніе словомъ, въ которомъ пріобрѣтаютъ удивительную сноровку? Кто не знаетъ, что существуетъ тонкое искусство изящно метать отравленную стрѣлу, искусство смертельно ранить улыбкой, и намекать на все, не утверждая ничего?

Что же находится въ нашемъ сердцѣ, и какія мрачныя страсти дѣйствуютъ тамъ? Какъ! паденіе одного изъ близкихъ намъ лицъ можетъ быть для насъ предметомъ тайной радости? Развѣ мы также предпочитаемъ не вѣрить въ добро? Развѣ мы надѣемся возвыситься, унижая другихъ? Развѣ мы разсчитываемъ, что ихъ паденіе обнаружитъ и провозгласитъ наше превосходство? Развѣ мы намѣреваемся очиститься ошибками другихъ, подобно человѣку, моющемуся грязью? О, можно-ли радоваться тому, что душа преступна. Радоваться этому и называться христіаниномъ! Радоваться этому и слѣдовать за І. Христомъ! Братія, подмѣтивъ въ другихъ или въ самихъ себѣ проблескъ этой зловѣщей радости, можно устрашиться того, что скрываетъ сердце человѣка. Послѣ этого становятся понятными ужасныя слова, которыя примѣняются къ человѣческой природѣ, «достойной», по словамъ апостола Павла, быть «ненавидимой и ненавидящей другъ друга».

Одинъ изъ нашихъ ближнихъ палъ!.. Итакъ, если вы дѣйствительно проникнуты духомъ Христа, то позвольте мнѣ выразить впечатлѣніе, которое произведетъ это паденіе на вашу душу.

а) Онъ палъ. Но вы, осуждающіе его, развѣ никогда не падали сами? Будетъ ли вамъ пріятно, когда враждебный голосъ начнетъ разсказывать ваше предосудительное прошлое, и развѣ васъ не успокоивала та мысль, что забвеніе похоронило его навсегда?

Ваша жизнь, вы скажете, была свободна отъ большихъ погрѣшностей. Согласенъ. Но себѣ-ли вы обязаны этимъ? Если вамъ недоставало случаевъ для паденія, то не стремилось-ли ваше сердце къ нимъ тысячу разъ, не жаждало-ли и не домогалось-ли ихъ? Покажите-ка намъ, если осмѣлитесь исторію вашей внутренней жизни! Разскажите намъ о тѣхъ тайныхъ мысляхъ, которыхъ никто и не подозрѣвалъ, о тѣхъ постыдныхъ вожделѣніяхъ, глухихъ страстяхъ, недостойыыхъ желаніяхъ и успѣхахъ самолюбія, которыя вы лелѣяли и осуществляли, по заранѣе обдуманному плану, въ ущербъ смиренію и къ скорби другихъ... Всего этого не видѣлъ ни одинъ человѣческій взглядъ. И въ то время, какъ эта бездна грѣха бродила въ вашей головѣ и душѣ, ваша внѣшняя жизнь была всегда благоустроена, всѣми признаваема и уважаема. Предположимъ, теперь, что въ одну изъ тѣхъ минутъ, когда страсть зажгла ваше сердце и обольстила вашу совѣсть, явилось искушеніе, дѣйствительное, живое, со всѣми своими прелестями и очарованіемъ, что сталось бы съ вами? Куда дѣвалась бы гордость безпорочной жизни и безпозорнаго прошлаго? Предположимъ, что это первое паденіе обратило на себя взглядъ человѣка, который по недостатку терпимости осудилъ-бы и изобличилъ васъ, какъ вы осуждали ближняго, что сталось бы съ вами? Богъ васъ пощадилъ въ Своемъ милосердіи. Тысячи обстоятельствъ отвращали ваше паденіе, но будьте увѣрены, что предоставленные своимъ инстинктамъ вы погибли-бы, и что высшая причина вашего спасенія заключается не въ васъ самихъ.

б) Вашъ ближній палъ! Но знаете-ли вы его исторію? Знаете-ли вы, какія заблужденія окружали его, какія обольщенія обуревали, какія искушенія застилали ему свѣтъ, загромождали ему путь? знаетели вы, что въ роковой часъ паденія ему недоставало братской руки, могущей его поддержать и спасти, и что эта рука могла быть вашей?

в) Вашъ ближній палъ!.. Но зналъ-ли онъ то, что знаете вы? Было-ли у него прошлое, полное благословеній и чистыхъ вліяній, могущихъ его предохранить? Извѣдалъ-ли онъ, подобно вамъ, отъ своей колыбели молитвы, слезы, предостереженія матери-христіанки? Было-ли ему открыто евангеліе съ самаго начала? Видѣлъ-ли онъ на своемъ пути крестъ, простирающій къ нему надежду спасенія? Слышалъ-ли онъ многочисленныя предостереженія, въ которыхъ никогда не нуждались вы? Итакъ въ глазахъ Бога, взвѣшивающаго все на Своихъ вѣсахъ, кто изъ васъ виновнѣе? Кому Онъ далъ больше талантовъ? Къ кому Онъ будетъ требовательнѣе?

Вотъ, братія, первое впечатлѣніе, которое должно производить на насъ паденіе одного изъ нашихъ ближнихъ; оно должно являться скорбнымъ обращеніемъ къ самому себѣ, искреннимъ смиреніемъ предъ Богомъ.

Б. Первое побужденіе влечетъ другое: это дѣйствительное и глубокое состраданіе къ тому, кого постигло зло.

а) Читая прекрасныя главы, въ которыхъ евангеліе разсказываетъ намъ о рожденіи Спасителя, и въ особенности о дивномъ гимнѣ, которымъ ангелы оглашали равнины Виѳлеема, вы, быть можетъ, никогда не размышляли, сколько трогательнаго въ томъ обстоятельствѣ, что ангелы, т. е., существа, остающіяся чистыми, первые радуются и благословляютъ Бога за спасеніе падшаго человѣчества? Такимъ образомъ, чѣмъ ближе къ Богу и чѣмъ святѣе любовь, изъявляемая Ему, тѣмъ болѣе способны къ состраданію и милосердію. И зачѣмъ ссылаться на ангеловъ, когда Тотъ, Кому поклоняются сами ангелы, Кого писаніе называетъ святымъ и праведнымъ, представляется намъ всюду безконечно сострадательнымъ и милосердымъ къ павшимъ существамъ!

б) Человѣкъ нуждается въ другомъ человѣкѣ, чтобы открыть свое сердце. «Исповѣдайте другъ другу свои согрѣшенія», сказалъ апостолъ Іаковъ. Что-же дѣлаемъ мы изъ этой заповѣди? Намъ говорятъ, что достаточно исповѣдываться Богу чрезъ таинство покаянія. Чтобы быть прощенну — да, безъ сомнѣнія; но, кромѣ сего вы увидите, что въ сущности человѣка заключается тайная, но настоятельная потребность быть прямо на виду у человѣка. Свѣтъ видитъ только наружную и поверхностную сторону нашей жизни, сторону, подъ которой она представляется въ благопріятномъ видѣ. Но бываютъ минуты, когда требуется, чтобы открылась дѣйствительность, объявилась сущность этой жизни, чтобы по крайней мѣрѣ одинъ изъ подобныхъ намъ зналъ все то, что скрываетъ въ насъ нужда и искушенія. На это насъ толкаетъ не откровенность, но глубокая потребность быть понятымъ, облегченнымъ, утѣшеннымъ, и развѣ мы не знаемъ, сколько благотворнаго и спасительнаго въ подобныхъ признаніяхъ? Развѣ мы не знаемъ, что нѣкоторыя искушенія, окружающія насъ, неопредѣленныя и смутныя, теряютъ свою силу и прелесть отъ одной только передачи ихъ словами? Развѣ мы не знаемѣ, сколько можетъ дать намъ силы и утѣшенія выслушивающее, понимающее насъ благовоспитанное сердце? И если кто нуждается въ сочувствіи, такъ это павшій. Найдетъ-ли онъ его у васъ, братія? Найдетъ-ли онъ милосердіе, готовое выслушать его на столько, что-бы хранить его признаніе? Найдетъ-ли онъ то серьезное вниманіе, котораго никто не чуждается, и которое одно лишь заслуживаетъ довѣрія? Первое искушеніе часто имѣетъ рѣшительныя послѣдствія. Униженіе, служащее его продолженіемъ, можетъ превратиться въ исправленіе, или выродиться въ горечь, а потомъ въ возмущеніе. Можетъ быть, отъ насъ самихъ зависитъ этотъ грозный выборъ.

в) Открыть наше сердце павшему — значитъ много, но однако это недостаточно. Наше призваніе, братія, должно стремиться къ тому, чтобы обратить его.

«Если человѣкъ впадаетъ въ согрѣшеніе, исправляйте его», говоритъ св. апостолъ. Прекрасное, трогательное выраженіе! Оно намъ напоминаетъ Того, о Которомъ писаніе говоритъ, что Онъ «и трости сокрушенны не преломитъ»: сокрушенной-же тростью является надломленная душа, объятая грѣхомъ; ее слѣдуетъ вразумлять осторожно до тѣхъ поръ, пока она будетъ въ состояніи снова стремиться къ небесамъ.

Это дѣло — трудное и высокое, потому, что есть дѣло Божіе. Да, но оно исполняется людьми, потому что Ему угодно было сдѣлать насъ Своимъ орудіемъ. Если вы спросите у меня: «какъ опредѣлить его ходъ?» Что я могу сказать? Все зависитъ здѣсь отъ характеровъ, и каждый нуждается быть изслѣдованнымъ и понятымъ. Скажу вамъ только: исполняйте дѣло І. Христа въ духѣ І. Христа, т.-е., любите вашихъ ближнихъ любовью безъ слабости и святостью безъ гордости. Не льстите, такъ какъ І. Христосъ никому не льстилъ; показывайте павшимъ путь узкій и тернистый, говоря имъ, если понадобится, о тяжести креста и самоотверженіи, требуемыхъ Богомъ. Все это является не тою легкою религіей, которая когда-нибудь овладѣетъ сердцами, и не тою низменною нравственностью, которою удовольствуются души: одни тѣ много получатъ, которые много спрашиваютъ и много понесутъ въ жизни.

Итакъ, должно обращать падшія души, но не забудемъ также, что ихъ не обращаютъ безъ личнаго, проникнутаго христ. любовію участія, — не обращаютъ денежнымъ пожертвованіемъ, которое избавляло-бы насъ отъ личнаго старанія и самоотверженія, отъ личной любви. Напрасно мы мечтали-бы объ общихъ мѣрахъ церкви, или какой-бы ни было организаціи, могущей спасти человѣчество разомъ. Напрасно вы стали-бы бросать груды золота на такъ называемыя дѣла христіанскія. Все это не поможетъ ничему, если каждый съ занимаемаго имъ мѣста не будетъ дѣйствовать на окружающихъ его, и не озаритъ каждаго изъ нихъ тѣмъ могуществомъ любви, котораго ничто не замѣнитъ. Трудитесь въ той скромной средѣ, въ которой вы поставлены Провидѣніемъ, дѣйствуйте на души, довѣряющіяся вамъ, и если, по недостатку вѣры, васъ охлаждаетъ мысль о незначительности вашихъ усилій въ массѣ человѣчества, взгляните на І. Христа, спасающаго сначала Іоанна, потомъ Симона, потомъ Магдалину, Закхея, и мн. др. лицъ, т.-е., существъ неизвѣстныхъ, о которыхъ никто не думалъ до Него, ихъ возлюбившаго и обратившаго, какъ и претерпѣвшаго за весь міръ и искупившаго его отъ грѣха, проклятія и вѣчной смерти.

Обратить падшую душу! Знаете-ли вы, что это значитъ! Не спрашивайте у міра, который пренебрегаетъ этимъ, но слушайте ангеловъ съ неба, радующихся грѣшнику. І. Христосъ изумляетъ и восхищаетъ во всѣхъ дѣлахъ Своего служенія и жизни. Никогда Онъ не трогалъ болѣе душу человѣка, какъ подъ видомъ добраго пастыря, несущаго свою потерянную овцу, усталаго, измученнаго и не знающаго отдыха до тѣхъ поръ, пока заблудшая овца не будетъ возвращена въ стадо (Іоан. X).

Изслѣдуйте, если хотите, Его жизнь и скажите намъ, если осмѣлитесь, что Онъ не былъ ниспосланъ Богомъ. Я-же вѣрю моему сердцу и въ этой любви, склонившейся къ падшему человѣчеству, узнаю присутствіе и посредничество Бога. И гдѣ-же Ему быть, какъ не здѣсь?

Итакъ, для исполненія этого благаго дѣла Онъ васъ призываетъ въ свою очередь. О, братья! павшія души здѣсь возлѣ васъ: онѣ страдаютъ, плачутъ, стонутъ, или, что еще печальнѣе, ожесточаются и богохульствуютъ. Останетесь-ли вы безчувственными, когда можете своею любовью спасти нѣкоторыхъ изъ нихъ и привести съ собою къ дому Отца; когда вы можете на землѣ раздѣлить радость ангеловъ въ ожиданіи, пока вступите вы, окруженные всѣми спасенными вами, въ вѣчныя селенія! (См. Бесѣды, Берсье).

III. Еще одно слово. Братія! Развѣ вы никогда не спрашивали себя съ испугомъ, не погубили-ли вы какую-нибудь душу? Развѣ вы знаете, каковы были неизбѣжныя послѣдствія вашей прежней легкомысленности; развѣ знаете, сколько грѣшниковъ толкнули вы на дурной путь? Что сдѣлали вы изъ тѣхъ, которыхъ Богъ довѣрилъ вашему великодушію и попеченію? Что сдѣлали вы во времена вашего невѣрія, сомнѣнія и прочихъ заблужденій? Увы! что сдѣлали вы изъ нихъ съ того времени, какъ называетесь христіаниномъ? Знаете-ли вы, каковы были въ одинъ изъ несчастныхъ дней послѣдствія рѣзкаго и презрительнаго слова, легкомысленнаго сужденія, вожделѣннаго взгляда, примѣра суетности? Знаете-ли вы, куда вѣтеръ разнесъ эти сѣмена смерти, и по какому роковому вліянію чужая душа была отвѣтственна за ваше собственное заблужденіе? Знаете-ли вы, что изъ толпы тѣхъ несчастныхъ, которыхъ Богъ въ послѣдній день отвергнетъ отъ лицезрѣнія Своего, быть можетъ, не одинъ можетъ обратиться къ вамъ съ горестнымъ воплемъ: «ты, ты погубилъ меня!» Я этого не знаю, вы, быть можетъ, сами не знаете этого, одинъ Богъ знаетъ все.

Но, если ваша совѣсть шевелится,и вы слышите недовольство собою, крикъ, исходящій изъ неумолимаго прошлаго, внимайте себѣ: есть еще время дѣйствовать и спасать заблудшихъ ближнихъ нашихъ: Божественное слово говоритъ вамъ: «братья! Если кто изъ васъ уклонится отъ истины, и обратитъ кто его, пусть тотъ знаетъ, что обратившій грѣшника отъ ложнаго пути спасетъ душу отъ смерти и покроетъ множество грѣховъ». (Сост. свящ. Гр. Дьяченко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 337-341.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0