Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать шестой день.

Поуч. 1-ое. Преставленіе св. ап. и еванг. Іоанна Богослова.

(О побужденіяхъ къ взаимной любви христіанской).

I. Всѣ апостолы, а за ними пастыри и учители христіанской церкви, внушаютъ намъ взаимную любовь другъ къ другу; но св. Іоаннъ Богословъ, коего память мы нынѣ празднуемъ, по преимуществу можетъ назваться проповѣдникомъ любви. По свидѣтельству одного церковнаго дѣеписателя, онъ непрестанно говорилъ христіанамъ: «чадца, любите другъ друга!» «Возлюбленніи, возлюбимъ другъ бруга!» Вся жизнь его была выраженіемъ любви, которой онъ училъ.

Дѣти мои! станемъ любить не словомъ или языкомъ, но дѣломъ и истиною, говоритъ этотъ апостолъ. Онъ пережилъ всѣхъ апостоловъ и одинъ только изъ нихъ умеръ естественною смертію въ глубокой старости.

II. Празднуя память столь великаго проповѣдника любви, намъ прилично, братія, побесѣдовать нынѣ о любви, чтобы усилить въ себѣ расположеніе къ ней.

Побужденій любить другъ друга очень много: и природа, всѣмъ намъ общая, и наше духовное отношеніе другъ къ другу, и заповѣдь Спасителя нашего, и примѣръ Его, и нравственное достоинство любви, и великая польза отъ ней проистекающая, — все побуждаетъ насъ любить другъ друга.

а) Дѣйствительно, кто мы другь другу по природѣ нашей? — Братія. У всѣхъ насъ на землѣ одинъ прародитель Адамъ, а на небѣ одинъ общій отецъ — Богъ. Значитъ, всѣ мы составляемъ одно великое семейство и поэтому должны любить другъ друга, какъ единокровные.

б) Составляя одно семейство, какъ люди, всѣ мы, по званію христіанъ, находимся еще въ ближайшемъ сродствѣ между собою — составляемъ, по ученію апостола, одно духовное тѣло, у коего глава — Христосъ, а мы члены (Ефес. 5, 23 и 30). — Но въ какомъ отношеніи находятся члены одного естественнаго тѣла? Враждуютъ ли они между собою? Вооружается ли, напр., рука противъ ноги, глазъ противъ уха? Нѣтъ, они дѣйствуютъ согласно между собою, взаимно содѣйствуютъ другъ другу и находятся въ такомъ содружествѣ, что если страдаетъ одинъ членъ, то съ нимъ страждутъ и другіе (1 Кор. 12, 26). — Если же такъ дѣйствуютъ плотскіе неразумные члены: то не паче ли должны поступать такъ мы, разумные члены духовнаго тѣла, коего глава — Христосъ желаетъ, чтобы мы жили въ мирѣ и любви между собою?

в) І. Христосъ паче всего и заповѣдуеть намъ, чтобы мы любили другъ друга. Вспомните, о чемъ Онъ молилъ и что внушалъ апостоламъ предъ страданіемъ Своимъ? Отче Святый, взывалъ Онъ Отцу небесному, соблюди ихъ отъ непріязни,да будутъ они едино, якоже и Мы! Други Мои, говорилъ Онъ апостоламъ, заповѣдую вамъ да любите другъ друга (Іоан. 17, 11 и 15; 15, 17). Видите, какъ сильно желалъ І. Христосъ, чтобы мы жили во взаимной любви! Мы въ точности исполняемъ предсмертныя завѣщанія нашихъ родителей, родственниковъ и другихъ людей: ужели же пренебрежемъ завѣтъ Господа Спасителя нашего, сдѣланный тогда, какъ Онъ шелъ на страданія за насъ, готовился умереть ради нашего спасенія? О, если мы не будемъ исполнять сего священнаго завѣта, то явно покажемъ, что не любимъ І. Христа и недостойны называться учениками Его.

г) І. Христосъ не только заповѣдалъ намъ любить другихъ людей, но и представилъ въ Себѣ Самомъ образецъ любви къ намъ. Для чего Онъ, будучи Богомъ, сошелъ съ небесъ на землю и принялъ на Себя бренную плоть нашу? По любви къ намъ — людямъ. Почему Онъ, невинный, подвергался тяжкимъ страданіямъ и распятъ на крестѣ, какъ беззаконникъ? По той же любви къ намъ людямъ. Почему Онъ долготерпитъ нашимъ грѣхамъ, и не только милуетъ насъ, но еще посылаетъ намъ разные дары благодати? По любви къ намъ. Если же Онъ, существо всевысочайшее, такъ любитъ людей Имъ созданныхъ, то не паче ли должны любить ихъ мы, подобныя имъ творенія? Ибо мы во всемъ обязаны подражать своему Творцу и Искупителю. Это внушаетъ и апостолъ, говоря намъ: аще сице возлюбилъ есть насъ Богъ, и мы должны есмы другъ друга любити (1 Іоан. 4, 11).

д) Мы должны любить другъ друга потому болѣе, что любовь къ ближнимъ имѣеть высокое нравственное достоинство, составляетъ великое совершенство христіанина. Она уподобляетъ насъ Богу, потому что Богъ любы есть (1 Іоан. 4, 8) и во всемъ дѣйствуетъ по любви къ Своимъ твореніямъ, въ особенности же къ намъ — человѣкамъ, которыхъ Онъ такъ любитъ, что Сына Своего единороднаго посла въ мiръ, да живи будемъ Имъ (1 Іоан. 4, 9). Она естъ источникъ и совокупность всего добраго; а поэтому выше всѣхъ другихъ добродѣтелей: нынѣ, говоритъ апостолъ, пребываютъ вѣра, надежда, любы, три сія: больши же сихъ любы, безъ которой всѣ наши знанія, подвиги и самая вѣра не имѣютъ нравственной цѣны. Видите, что значитъ любовь и какъ необходима она для нравственнаго совершенства нашего! Поэтому апостолы, внушая всѣ христіанскія добродѣтели, болѣе всего заповѣдуютъ намъ любить другъ друга. Паче всего, говорятъ они, стяжите любовь, яже есть союзъ совершенства. Прежде всего другъ ко другу любовь прлежну имѣйте, зане любовь покрываетъ множество грѣховъ (Колос. 3, 14; 1 Петр. 4, 8).

е) И какъ хорошо было бы, если бы всѣ люди въ точности исполняли эту апостольскую заповѣдь и жили въ искренней любви между собою! Тогда не было бы тѣхъ золъ, которыя происходятъ отъ непріязни человѣческой, — не было бы сваръ и браней, обмановъ и клеветъ, хищеній и убійствъ, явныхъ и тайныхъ доносовъ и другихъ вредныхъ дѣйствій, которыя такъ много причиняютъ несчастія людямъ. Напротивъ, тогда и тѣ скорби, которыя неизбѣжны въ семъ мірѣ, по естественнымъ законамъ природы, весьма облегчились бы: тогда бѣдные и нищіе находили бы щедрое пособіе у богатыхъ, слабые и немощные — поддержку и покровительство сильныхъ, сирые и вдовицы — необходимое для нихъ призрѣніе. Короче, тогда любовь устранила бы много несчастій, бывающихъ нынѣ въ мірѣ, — усладила бы много горестей, удручающихъ нынѣ человѣчество, пролила бы много радостей и утѣшенія между людьми: ибо любовь, по словамъ апостола, долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидитъ, не превозносится, не гордится, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ, вся покрываетъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ, и не только никому не дѣлаетъ ничего худого, но еще внушаетъ добро творить ненавидящимъ насъ, благословлять клянущихъ насъ и молиться за творящихъ намъ обиды (1 Кор. 13, 4-7. Лук. 6, 27- 28).

III. Возлюбимъ же, братія, другъ друга и будемъ любить искренно, не словомъ или языкомъ, но дѣломъ и истиною (1 Іоан. 3, 18). (Составл. по кн. «Избран. слова и бесѣды», Платона, митр. кіевск., Кіевъ, 1892 г. и др. источ.)

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 333-334.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0