Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 5-ое. Преп. Сергій, радонежскій чудотворецъ.

(О святости, какъ обязанности всѣхь и каждаго).

I. Преподобный Сергій, радонежскій чудотворецъ, родился въ Ростовѣ въ 1314 г. отъ знатныхъ и благочестивыхъ родителей, Кирилла и Маріи, и при крещеніи названъ Варѳоломеемъ. Имѣя отъ природы слабыя способности, онъ учился съ большимъ трудомъ и съ малымъ успѣхомъ. Однажды въ лѣсу онъ увидѣлъ стоящаго на молитвѣ инока и сталъ просить, чтобы тотъ помолился объ успѣхѣ его ученья. Старецъ помолился и благословилъ его. Съ тѣхъ поръ отрокъ сталъ успѣвать въ наукахъ. Возрастая, онъ сталъ равнодушенъ къ удовольствіямъ юности, но за то любилъ читать священныя книги и стремился ко всему доброму. Когда родители его переселились въ городъ Радонежъ, близъ Москвы, а старшіе братья женились, Варѳоломей захотѣлъ итти въ монахи: но родители, видя его молодость, удерживали его. По смерти родителей, Варѳоломей, отдавъ наслѣдство младшему брату, искалъ удобнаго мѣста для пустынныхъ подвиговъ. Онъ и старшій братъ его, Стефанъ, поселились въ глухомъ лѣсу близъ Радонежа, — построили здѣсь келью, выкопали пещеру, а потомъ воздвигли малую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефанъ, не могши вынести лишеній пустынной жизни, скоро ушелъ въ одинъ московскій монастырь, а Варѳоломей, будучи 24-хъ лѣтъ отъ роду, постригся подъ именемъ Сергія и, живя одинъ среди лѣса, посвятилъ себя трудамъ, борьбѣ со злыми помыслами, посту и молитвѣ. Дикіе звѣри, по милости Божіей, не трогали его, а одинъ медвѣдь, которому св. Сергій однажды далъ кусокъ хлѣба, сталъ часто приходить къ его пустынной кельѣ и утолялъ свой голодъ изъ рукъ преподобнаго. Когда приходили къ Сергію ревнители иночества, Сергій охотно принималъ ихъ, но, показывая трудность пустыннаго житія, внушалъ терпѣніе и надежду на Бога. Наконецъ собралось къ нему до 12-ти братій, и они стали жить каждый въ особой кельѣ. По временамъ приходилъ къ нимъ священникъ и совершалъ божественную службу. Своего священника у нихъ не было, потому что препод. Сергій по смиренію отказывался отъ сана священника. Наконецъ Сергій уступилъ просьбамъ братіи и принялъ санъ пресвитера, а вмѣстѣ съ этимъ взялъ и должность игумена. Ставъ игуменомъ, онъ не измѣнялъ своего образа жизни: трудился больше всѣхъ, а на братію дѣйствовалъ примѣромъ и кроткими увѣщаніями.

Средства обители были скудны, такъ какъ Сергій не позволялъ братіямъ собирать пособія въ окрестностяхъ, а училъ ихъ надѣяться на помощь Божію. Нуждъ было много; къ обители трудно было добраться чрезъ лѣсъ и болота; по недостатку свѣчей часто служили при свѣтѣ лучины; недостатокъ пропитанія также тревожилъ братію. Однажды голодъ дошелъ до крайности, и братія просили игумена позволить имъ собрать милостыню; но Сергій не дозволилъ, обѣщая помощь Божію. И онъ не обманулся: одинъ благочестивый человѣкъ прислалъ въ обитель съѣстные припасы. Не смотря на смиреніе Сергія, имя его прославлялось всюду. Патріархъ цареградскій Филоѳей прислалъ ему монашеское облаченіе и совѣтовалъ ему завести въ монастырѣ общежитіе. Св. Сергій исполнилъ этотъ совѣтъ. Съ благословенія митрополита Алексія, онъ устроилъ обитель по строгимъ правиламъ общежитія и сталъ принимать странниковъ и нищихъ. Узнавъ случайно, что одинъ изъ братіи желаетъ игуменства, Сергій ночью удалился изъ монастыря на мѣсто, называемое Киржачъ, чтобы основать здѣсь другой монастырь; но потомъ, по просьбѣ братіи, возвратился въ прежнюю обитель. Св. митрополитъ Алексій желалъ поставить преподобнаго Сергія въ епископы, готовя въ немъ себѣ преемника. Онъ хотѣлъ надѣть на него золотой крестъ и предложилъ занять его мѣсто по смерти его. Но препод. Сергій, поклонившись ему, смиренно отвѣчалъ: «отъ юности я не былъ златоносцемъ, а въ старости еще болѣе хочу остаться въ нищетѣ. Ты хочешь возложить на меня бремя выше силъ моихъ; но ты не найдешъ во мнѣ того, чего ищешь; я человѣкъ грѣшный». Но чуждаясь міра, святой Сергій горячо любилъ отечество, сочувствовалъ его бѣдствіямъ и желалъ ему благоденствія.

Господь являлъ преподобному великія знаменія Своей благости. Однажды ночью онъ молился Пресвятой Богородицѣ, прося милостей для обители. Помолившись, онъ сѣлъ отдохнуть; но потомъ вдругъ сказалъ ученику своему Михею: «бодрствуй, чадо, сейчасъ будетъ намъ чудесное посѣщеніе». Только что онъ выговорилъ эти слова, какъ услышалъ голосъ: «Пречистая грядетъ». Святой вышелъ изъ кельи въ сѣни и вдругъ былъ озаренъ необыкновеннымъ свѣтомъ и увидѣлъ Пресвятую Богородицу съ апостолами Іоанномъ и Петромъ. Смущенный, онъ палъ на землю, но Матерь Божіи, прикоснувшись къ нему, сказала: «Не ужасайся, избранникъ Мой. Я услышала молитву твою и не отступлю отъ твоей обители ни при жизни твоей, ни по смерти». Когда видѣніе иcчезло, святой увидѣлъ своего ученика Михея, лежавшаго какъ бы мертвымъ, и поднялъ его. Тотъ сказалъ: «что это за чудное видѣніе? Душа моя едва не разлучилась отъ тѣла». Но святой самъ едва могъ говорить отъ радостнаго трепета и благоговѣнія. Успокоившись, онъ разсказалъ объ этомъ видѣніи нѣкоторымъ изъ своихъ учениковъ. Посѣщеніе Богородицы обыкновенно избражается на иконахъ преподобнаго Сергія. Достигнувъ 78 лѣтъ, преподобный Сергій предузналъ свою кончину и, призвавъ братію, вручилъ игуменство преподобному Никону, причастился св. Таинъ и мирно скончался 25 сентября 1392 г. Чрезъ 30 лѣтъ тѣло преподобнаго Сергія обрѣтено нетлѣннымъ. Основанная имъ обитель процвѣла, возвысилась и стала хранительницею русской земли, особенно во дни смутъ, потрясавшихъ наше отечество.

II. Вся жизнь препод. Сергія показываетъ намъ, братіе, что онъ достигъ святости и угодилъ Богу, почему даже удостоился явленія Царицы небесной. И мы всѣ должны достигать святости.

Быть святыми есть обязанность не однихъ только великихъ подвижниковъ, но и всѣхъ христіанъ.

Братіе, чтущіе святость, какъ преимущество избранныхъ! Помыслимъ о святости, какъ объ обязанности всѣхъ и каждаго.

Если бы гражданину или поселянину сказали: дѣлай то и то, будь приближеннымъ царя, который даетъ тебѣ право на это преимущество, и призываетъ тебя къ нему: съ какою охотою, съ какимъ жаромъ принялся бы онъ за требуемыя отъ него дѣла, хотя бы подвигъ былъ не легокъ и трудъ не кратокъ. Но вотъ провозвѣстникъ воли Царя небеснаго намъ, и послѣдней степени гражданства въ семъ царствѣ недостойнымъ, говоритъ: святи будите; будьте святы нравственно, и потомъ будьте святы блаженно; живите благочестиво и добродѣтелъно, и будьте приближенными Царя небеснаго, Который позволяетъ вамъ не только приближатся къ Нему, но и пребывать въ Немъ и Самъ хощетъ не только приближаться къ вамъ, но и жить въ васъ. Что же? Какъ пріемлется это призваніе? Всѣ ли, — по крайней мѣрѣ, многіе ли послѣдуютъ сему съ готовностію, съ горячимъ усердіемъ, съ неослабною ревностію, съ полною дѣятельностію? Не обыкновеннѣе ли то, что мы думаемъ и говоримъ: гдѣ намъ быть святыми? Мы люди грѣшные; довольно, если какъ-нибудь спасемся покаяніемъ.

а) «Гдѣ намъ быть святыми?» Но подумали-ли мы, чѣмъ же мы будемъ, и что будетъ съ нами, если не станемъ подвизаться, чтобы сдѣлаться святыми? Есть высшія степени святости, на которыхъ сіяютъ особенно избранныя и благодатствованныя души: но святость вообще не есть только частное между христіанами отличіе, которое похвально имѣть нѣкоторымъ, и безъ котораго легко могутъ обойтись другіе. По ученію апостольскому, каждый, кто призванъ святымъ Богомъ къ царствію Божію, иначе сказать, каждый христіанинъ, въ самомъ призваніи семъ и въ мысли о призвавшемъ Богѣ, долженъ находить для себя законъ, обязанность и побужденіе. чтобы ему непремѣнно быть или сдѣлаться святымъ. По звавшему вы Святому и сами святи во всемъ житіи будите, зане писано есть: святи будите, яко Азъ святъ есмь. Если же вы живете безъ старанія и безъ надежды быть святыми: то живете не по звавшему васъ Святому, не соотвѣтствуете достоинству званныхъ Богомъ и сыновъ завѣта Божія, — вы христіане по имени, а не въ существѣ. Къ чему ведетъ такая жизнь, можно усмотрѣть изъ другого апостольскаго изреченія: миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихже кромѣ никтоже узритъ Господа (Евр. XII. 14). Яснѣе: имѣйте миръ со всѣми, имѣйте святость: а безъ мира и безъ святости никто не увидитъ Господа, то-есть, не достигнетъ вѣчнаго блаженства.

Итакъ если мы небрежно и безпечно думаемъ, что намъ не быть святыми: то сами на себя пишемъ приговоръ не узрѣть Господа, быть чуждыми вѣчнаго блаженства.

б) «Мы люди грѣшные», говорятъ. — Кажется, эта истина неоспорима. Ибо, напротивъ того, аще речемъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ и истины нѣсть въ насъ. Но если мы называемъ себя грѣшниками, съ поверхностною мыслію, безъ сокрушенія сердца, безъ отвращенія отъ грѣха, съ безпечностію, съ лукавымъ подразумѣваніемъ, что въ томъ же должны признаться и всѣ прочіе, и что слѣдственно намъ и не стыдно признаваться, и не опасно послѣ признанія оставаться такими же, какими были до признанія: такое признаніе грѣховности конечно не поведетъ къ святости; и въ семъ случаѣ даже говоря истину, яко грѣхъ имамы, себе прельщаемъ, истины нѣсть въ насъ, то-есть, въ нашемъ сердцѣ и въ нашей жизни, хотя и есть звукъ истины въ устахъ нашихъ. Вѣрно слово и всякаго пріятія достойно, яко Христосъ Іисусъ пріиде въ міръ грѣшники спасти (I Тим. I. 15). Но мы обманываемся, если думаемъ, что спасемся, оставаясь грѣшниками. Спасаетъ Христосъ грѣшниковъ тѣмъ, что даетъ имъ средство сдѣлаться святыми.

в) «Какъ-нибудь спасемся покаяніемъ» говорятъ. — Да, покаяніе принадлежить къ числу средствъ спасенія, которыя преподаетъ Христосъ грѣшникамъ, когда проповѣдуетъ: покайтеся и вѣруйте во евангеліе. Но если мы думаемъ, какъ-нибудь покаяться, какъ-нибудь спастися: то слишкомъ легко судимъ о дѣлѣ высокой важности. Угодитъ ли рабъ господину, если будетъ дѣлать его дѣло какъ-нибудь, а не какъ можно лучше? – Конечно не угодитъ. Тѣмъ болѣе не угодитъ человѣкъ Богу, если только какъ-нибудь дѣлать будеть дѣло Божіе, каково есть дѣло нашего спасенія. Притомъ совершенный учитель покаянія, Іоаннъ Креститель, сказуетъ, что истинное покаяніе требуегь чего-то еще въ слѣдъ за собою. Сотворите, говоритъ, плодъ достойный покаяиія (Матѳ. III. 8). Покаяніе очищаетъ землю сердца отъ тернія, воздѣлываетъ, умягчаетъ; вѣра всѣваетъ въ нее сѣмя небесное; возрастаніе сего новаго растенія есть соблюденіе заповѣдей и дѣланіе добра, цвѣтъ его — духовное внутреннее просвѣщеніе, а зрѣлый совершенный плодъ — святость. Надобно, чтобы пшеница достигла зрѣлости, дабы она внесена была въ житницу. Надобно, чтобы человѣкъ достигъ святости, дабы онъ введенъ былъ въ царствіе небесное.

III. По истинѣ, братія, если бы человѣческими только естественными силами надлежало намъ достигать святости: то справедливо было бы отозваться, что это выше нашей возможности. Но когда для сего имѣемъ Божію благодать предваряющую, просвѣщающую, укрѣпляющую, содѣйствующую, охраняющую: никто не долженъ терять надежду достигнуть того, къ чему Богъ и Отецъ Господа нашего I. Христа избра насъ въ Немъ прежде сложенія міра; а Онъ избралъ насъ быти намъ святымъ и непорочнымъ предъ Нимъ въ любви (Еф. I. 3. 4). (Сост. по проп. Филарета, митр. московс., т. IV, изд. 1882 года и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 330-333.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0