Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 4-е. Преп. Сергій.

(Женскіе наряды и уборы).

I. Въ день нынѣ прославляемаго преподобнаго Сергія, радонежскаго чудотворца, отличавшагося среди другихъ добродѣтелей необыкновенною любовію къ простотѣ и скромности въ одеждѣ, нерѣдко покрытой заплатами, душеспасительно будетъ побесѣдовать съ вами о женскихъ нарядахъ и уборахъ, которые совершенно удалились отъ простоты и скромности прежняго времени. Вотъ какъ о семъ говоритъ великій нашъ отечественный учитель церкви, святитель Тихонъ задонскій.

II. «Доколѣ не согрѣшили прародители наши, Адамъ и Ева, дотолѣ не имѣли нужды въ одеждѣ, ибо не видѣли наготы своей; а когда согрѣшили, то увидѣли наготу свою и стали стыдиться, а потому и принуждены были искать, чѣмъ бы прикрыть свою наготу. И отверзошася очи обѣма, и разумѣша, яко нази бѣша; и сшиста, листвiе смоковное, и сотвориста себѣ препоясанія (Быт. 3, 7). А Богъ, милосердствуя о нихъ, сдѣлалъ для нихъ ризы кожаны, и облече ихъ (21).

Видишь ли, что начало одежды есть грѣхъ? Грѣхъ открылъ имъ наготу ихъ, которая потребовала прикрытія. Посему св. Андрей критскій и оплакиваетъ сіе (въ своемъ Великомъ Канонѣ): сшиваше ризы кожаны грѣхъ мнѣ, обнаживый мя первыя боготканныя одежды.

Отсюда видишь, какъ худо дѣлаютъ тѣ люди, которые ищугь украшенія въ одеждахъ и дѣлаютъ одежду не ради прикрытія наготы и согрѣванія тѣла, но ради украшенія и щегольства. Они поставляютъ себѣ въ честь и украшеніе то, что свидѣтельствуетъ о безчестіи и безобразіи; они ищутъ похвалы въ томъ, что обличаетъ грѣхъ... Всѣ животныя какъ созданы отъ Бога, такъ и живутъ донынѣ, не нуждаются въ прикрытіи, довольствуются естественнымъ одѣяніемъ. Одинъ человѣкъ лишился сего за грѣхъ, и у нихъ же заимствуетъ одежду и ею прикрывается... И вотъ что странно или лучше — достойно всякаго сожалѣнія: онъ чужою кожею прикрывается и этимъ гордится, — онъ ставитъ себѣ въ честь то, что должно бы подавать ему, яко бѣдному, скудному, нагому и лишенному, случай къ смиренію... (т. II, 145). Украшеніе въ одеждѣ есть доказательство нерадѣнія о душѣ. Кто печется о тѣлесномъ украшеній, тому недосугъ пещися о душевномъ. Идѣже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будетъ (Мѳ. 6, 21). Наряды щегольскіе показываютъ, что сердце желаетъ суетной чести и славы, а это и закону Божію противно: не любите міра, ни яже въ мірѣ (1 Іоан. 2, 15). Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2).

Сіи наряды не обходятся безъ обиды ближнему, а посему и безъ оскорбленія Самого Бога: вѣдь они не обходятся безъ затратъ, а тратится то, что собирается, а часто и сдирается съ подобныхъ себѣ людей. Пусть имѣніе нажито и праведнымъ трудомъ: но вѣдь есть на свѣтѣ нагая братія, есть трясущіеся отъ голода и мороза братія Христовы, есть въ темницѣ за долги и оброки заключенные, есть лишившіеся домовъ своихъ отъ пожаровъ, есть и другіе несчастливые: вотъ на кого слѣдуетъ употреблять излишекъ достатковъ своихъ! Но — до нищихъ ли тому, у кого на сердцѣ одно тщетное желаніе нарядовъ? Ему надо нарядить себя, жену, дѣтей, даже слугъ и коней, украсить самый домъ свой!...

Еще хуже дѣлаютъ женщины, натирающія свои лица бѣлилами и румянами (стр 146). Судите сами: если бы художникъ написалъ хорошее изображеніе чьего-нибудь лица, а другой, неискусный, переправилъ бы это изображеніе по своему, — всякій сталъ бы смѣяться такому безумному дѣлу, а художнику это было бы немалою обидою. Вотъ — то же дѣлаютъ и тѣ женщины, которыя бѣлятъ и румянятъ свои лица. Богъ и Создатель нашъ, какъ премудрый живописецъ, даетъ каждому человѣку весь составъ тѣла и души, а вмѣстѣ съ тѣмъ и изображеніе лица. Но когда люди подкрашиваютъ лица свои, то они передѣлываютъ дѣло рукъ Его святыхъ, а чрезъ то оскорбляютъ Бога — Создателя своего, и вмѣстѣ сами себя отдаютъ разумнымъ людямъ въ посмѣяніе, а юнымъ сердцамъ въ соблазнъ. Вотъ куда ведетъ украшеніе женскихъ лицъ! Таковыя передѣлываютъ дѣло Божіе, какъ будто нехорошо содѣланное — а вѣдь о семъ и помыслить страшно! И сіе дѣлаютъ тѣ, которыя исповѣдуютъ Христа Сына Божія, за грѣхи наши распятаго и умершаго!... О хитрость діавольская!. . Безъ поджоги горитъ юная плоть, а тутъ отъ безстыдныхъ женщинъ еще покладывается поджога!

Горе имъ, — онѣ огонь прилагаютъ къ огню! И какъ имъ не стыдно въ народъ выходить? Скажи, скажи пожалуйста, ради чего ты съ таковою личиною въ люди выходишь? Показать себя хочешь? Подлинно, ты показываешь себя, показываешь и то, что кроется въ твоемъ сердцѣ! И видятъ люди, но одни отворачиваются отъ тебя, какъ отъ страшилища, а другіе обращаютъ на тебя очи свои и зачинаютъ болѣзнь, и раждаютъ беззаконіе... Худо дѣлають таковыя, но много — много хуже и на погибель себѣ дѣлаютъ тѣ, которыя въ такомъ видѣ въ самые храмы Божіи, гдѣ святыя и страшныя тайны совершаются, гдѣ Самъ Богъ таинственно присутствуетъ, дерзаютъ входить... (т. IV, 366—367). Таковымъ безстыднымъ женамъ приличествуетъ оное Божіе слово: храмъ Мой храмъ молитвы наречется: вы же сотвористе его вертепъ разбойникомъ (Мѳ. 21, 13), (т. II, 147). Скажи мнѣ: зачѣмъ ты въ сіе святое и священное мѣсто пришла? — Скажешь: Богу молиться? — Но развѣ въ этихъ нарядахъ приходятъ на молитву? Въ молитвѣ мы предъ Богомъ стоимъ, съ Богомъ бесѣдуемъ, у Бога милости просимъ: такіе ли наряды требуются здѣсь? Молитвѣ приличны воздыханія, слезы, плачъ, колѣнопреклоненія, біеніе въ перси, а не украшенія тѣла. Если ты и воздыхать и плакать будешь, — твои уборы обличатъ тебя и покажутъ твое лицемѣріе... Нѣтъ, ты пришла сюда себя показать, а не молиться? Смотри же, чтобы не выйти отсюда съ еще болѣе тяжкимъ грѣхомъ. Свято и страшно мѣсто сіе: это — домъ Божій! Берегись въ такомъ мѣстѣ имѣть сердце, исполненное нечистоты, и другихъ соблазнять, — не безчести храма Божія, чтобы не испытать на себѣ суда Божія! (ІѴ, 279). Помни: такая молитва есть прелесть, а не молитва, гордость и пышность, а не смиреніе; большее оскорбленіе милосердому Богу и прогнѣваніе Его, а не умилостивленіе: еже (что) есть въ человѣцѣхъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ (Лук. 16, 15).

III. А чтобы легче было оставить пристрастіе къ нарядамъ, примѣчай и разсуждай сіе: 1) Всякое излишество, всякая прихоть безъ оскорбленія Богу не бываетъ. 2) Всякое добро, какое ни есть у насъ, — принадлежитъ Богу, а не намъ; мы наги вышли изъ чрева матери, и потому нищи и бѣдны сами по себѣ, а что имѣемъ, — все отъ Бога намъ дано. А посему и имѣніе свое должны расходовать по волѣ давшаго его Бога, а не по своимъ прихотямъ. Ты требуешь отчета у своего прикащика: куда и на что онъ твои деньги издержалъ: потребуетъ и у тебя отчета Господь въ данномъ тебѣ отъ Него богатствѣ. Готовь же Ему отвѣтъ. 3) Украшать тѣло, которое скоро въ прахъ и землю обратится, и нерадѣть объ украшеніи безсмертной души добрыми дѣлами — великое безуміе. 4) Женщины наипаче дадутъ отвѣтъ праведному Судіи за соблазнъ: горе бо человѣку тому, имже соблазнъ приходитъ, глаголетъ Господь! (Мѳ. 18, 7). Страшно соблазнить и одного человѣка, ибо каждый человѣкъ искупленъ кровію Христовою: тѣмъ паче соблазнять многихъ, за которыхъ пролита Христова кровъ! А сколько такихъ, которые прелыцаются сею притворною красотою и погибаютъ! Унаетъ это одинъ Богъ сердцевѣдецъ, Который будетъ судить нелицемѣрно и прельстившихъ и прельстившихся! Внимай сему, жено: всѣмъ бо явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ (2 Кор. 5, 10). 5) О еслибы женщины, называющія себя христіанками, почаще взирали душевными очами на простое лицо Христово, которое за грѣхи и беззаконія наши потерпѣло біеніе и оплеваніе, и не имѣло вида, ниже доброты: онѣ никогда не захотѣли бы украшать свое тѣло и лица свои на прельщеніе душъ человѣческихъ, которыя Онъ искупилъ Своею смертію! Но видно, забыли онѣ оное великое и страшное дѣло, когда только объ одной суетѣ помышляютъ! 6) Пусть же помнятъ онѣ, что по лицу, нынѣ раскрашенному, будутъ нѣкогда черви ходить и ползать, и тѣло, которое нынѣ благовонными мастями пахнетъ, будетъ издавать тогда смрадъ нестерпимый, а потомъ обратится въ прахъ. 7) Какъ всѣ сіи женскіе суетные наряды Богу ненавистны, можетъ всякій самъ прочитать и видѣть въ третьей главѣ книги св. пророка Исаіи» (особенно ст. 16-25). (II, 148-150). (Сост. по твор. св. Тихона задонскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 328-330.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0