Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 2-ое. Препод. Сергій, радонежскій чудотворецъ.

(Противъ вспыльчивости).

I. Не погрѣшимъ, братія, если скажемъ, что нынѣ ублажаемый преп. Сергій есть учитель многихъ христіанскихъ добродѣтелей.

На этотъ разъ укажемъ на его необыкновенное владѣніе всѣми движеніями своего сердца, благодаря чему онъ подавлялъ всѣ проявленія вспыльчивости. Оскорбленный сильно однажды старшимъ братомъ своимъ Стефаномъ, онъ тотчасъ оставилъ свой монастырь, гдѣ хотѣлъ первенствовать его братъ, и не обнаружилъ ни одного признака вспыльчивости и раздраженія. Между тѣмъ мы весьма часто предаемся вспыльчивости.

Есть въ нравственной жизни человѣка состояніе, въ которомъ душа, кажется, добрая и подчиненная христіанскому закону, предается порывамъ чувствъ, совершенно противныхъ духу христіанства. Есть какое-то духовное воспламененіе, — есть минуты, въ которыя иногда мрачное чувство оскорбленія, негодованія, мести, вырывается изъ подъ власти разумнаго управленія и является въ словахъ или дѣйствіяхъ, оскорбительныхъ закону евангелія. Это состояніе хорошо выражаетъ русскій языкъ, называя вспыльчивостію. Не знаю, то ли хочетъ сказать это народное слово, что тогда человѣкъ уподобляется сосуду, наполненному самою ѣдкою и самою мелкою пылью: приближьтесь къ нему съ самымъ легкимъ дыханіемъ, — и онъ засыплетъ, заслѣпитъ и задушитъ васъ пылью? Или то, что въ сіе время человѣкъ подобенъ хворосту, который воспламеняется отъ малой искры и производитъ самыя непріятныя послѣдствія? Первое качество достаточно объясняется изъ свойствъ русскаго языка; на послѣднее указывается въ притч. Соломон. XXVI, 21: Огнище углію, и дрова огневи, мужъ клеветливъ въ мятежъ свара. Такъ, какъ угли возгораются отъ искры и дрова отъ огня, вспыльчивые люди рождаютъ мятежи и свары! Подобно сему въ книгѣ Сираха: рвенiе скорое возжигаетъ огнь и сваръ наглый проливаетъ кровь. Аще подуеши на искру, возгорится (Сир. XXVIII, 13, 14).

II. Много люди страждуть отъ внезапной воспламенительности; нерѣдко таланты свертывались, какъ распускающійся цвѣтокъ, потому что судья или отъ порыва негодованія, или отъ завистливаго подозрѣнія воспламенялся гнѣвомъ, при каждомъ изъявленіи его; много проливали слезъ сироты отъ того, что благодѣтель въ воспламененіи язвитъ ихъ презрительнымъ взглядомъ, гордымъ и укорительнымъ словомъ, буйнымъ движеніемъ.

Много терпитъ дружество и, наконецъ, самая сладостная семейная жизнь теряетъ сладость, ежели одно изъ главныхъ ея звеньевъ не владѣетъ чувствомъ негодованія. Лучше жити въ землѣ пустѣ, говоритъ премудрый, нежели жити съ женою сварливою, гнѣвливою. (Притч. XX, 19).

Не говори: это временно и маловажно! Тебѣ кажется маловажно, а Господь исчитаетъ слезы сироты, которыя она проливала отъ твоей строптивости; собираетъ воздыханія домашнихъ твоихъ, которыя выходятъ не рѣдко отъ твоего вспыльчиваго свойства; слышитъ потаенныя жалобы подчиненныхъ, которые не знаютъ, какъ угодить тебѣ, всегда безпокоятся, всегда боятся, всегда тяготятся своею участію. Съ другой стороны, посмотри, какъ далеко увлекаетъ человѣка воспламененнаго чувство гнѣва: рвеніе скорое, говоритъ премудрый, — возжигаетъ огнь, а сваръ наглый проливаетъ кровь. (Сир. ХХѴШ. 13). Но отъ чего это происходитъ?

Отъ чего самые добрые люди, самые благодѣтельные иногда предаются сей воспламенительности? Обыкновенно говорятъ: ихъ вывели изъ терпѣнія частыми ошибками, пустыми просьбами, докуками; они были изнурены, обезсилены предшествовавшими трудами и занятіями; разстроены какимъ-нибудь непріятнымъ впечатлѣніемъ, предрасположены невыгоднымъ о тебѣ слухомъ, заняты другимъ, болѣе важнымъ дѣломъ. Вотъ обыкновенныя извиненія, которыми хотятъ оправдать свои безразсудные порывы гнѣва и негодованія! Не будемъ объяснять, въ какой мѣрѣ они могутъ быть позволены въ мірѣ христіанскомъ; скажемъ только одно, что они не объясняютъ главныхъ причинъ сихъ безпорядочныхъ дѣйствій.

III. Мудрые міра умѣютъ управлять своими чувствами и скрывать ихъ, потому что этого требуютъ или приличіе, или ихъ своекорыстныя исканія. Небесная мудрость даетъ также своимъ поклонникамъ силу удерживать противныя Христу движенія членовъ. Есть у ней свои оковы и узы, которыя она тайно возлагаетъ на рамена и смиряетъ горделивую поступь. О сихъ узахъ говоритъ книга премудраго Сираха: введи нозѣ твои въ оковы ея, (т.-е. премудрости). Подложи рамо твое и носи и, и не гнушайся узами ея. (Сир. VI, 25). Ты уже много сдѣлалъ, ежели опуталъ себя этими узами премудрости и не позволяешь, что-бы ни руки, ни взоръ, ни языкъ не приходили въ движеніе по внутреннему порыву гнѣва, неудовольствія, или другой страсти. Постарайся еще о томъ, чтобъ и сердце твое не теряло духовнаго мира, не волновалось ни отъ гнѣва, ни отъ огорченія, а сего достигнешь, ежели будешь безпрестанно предъ очами имѣть Господа Іисуса, кроткаго и смиреннаго сердцемъ. Аминь. (Сост. по «Словамъ», прот. С. Терновскаго, Москва, 1860 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 325-326.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0