Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 1-е. Преподобный Сергій, радонежскій чудотворецъ.

(Уроки изъ жизни преподобнаго Сергія: любовь къ уединенію, смиреніе и воздержаніе).

I. Сегодня, брат. хр., православная церковь воспоминаетъ и прославляетъ своими пѣснопѣніями святую жизнь и блаженную кончину угодника Божія Сергія, радонежскаго чудотворца. — Этотъ св. мужъ скончался назадъ тому свыше 500 лѣтъ, Происходилъ онъ изъ знатнаго рода и былъ сынъ благочестивыхъ родителей. Какъ Государь, для блага своего отечества и своихъ подданныхъ, приглашаетъ людей изъ разныхъ странъ и званій, такъ и небесный нашъ Царь и Отецъ избираетъ для Себя служителей изъ разныхъ сословій, призывая для великихъ духовныхъ подвиговъ людей не изъ одного какого-либо рода, но отъ всякаго званія и, осѣняя Своихъ избранниковъ благодатію Св. Духа, являетъ ихъ и проводниками небесныхъ даровъ къ грѣшникамъ и угодными Ему за людей молитвенниками.

Въ отроческихъ лѣтахъ Варѳоломей (такъ при крещеніи назвали преподобнаго Сергія) былъ почти не способенъ къ ученію, но Господь, для явленія Своего благоволенія къ будущему Своему служителю, чудеснымъ образомъ ниспослалъ ему великія душевныя дарованія, именно когда одинъ инокъ-старецъ благословилъ пр. Сергія и далъ ему часть просфоры, тогда Варѳоломей сталъ быстро и хорошо понимать ученіе.

Въ молодыхъ лѣтахъ св. Сергій по смерти родителей своихъ удалился въ дикую пустыню, въ которой вмѣстѣ съ братомъ св. Стефаномъ устроилъ малую деревянную церковь, и такимъ образомъ положилъ основаніе нынѣ знаменитой своей обители.

Живя въ пустынѣ, терпѣлъ онъ не только нужду тѣлесную: страшный голодъ и холодъ, но и великія душевныя бѣды. Встрѣчая тяжкія бѣсовскія навожденія, св. Сергій разрушалъ ихъ сердечною и крѣпкою молитвою ко Господу. Имѣя глубокое смиреніе, преп. Сергій, когда собравшаяся около него братія думала избрать его игуменомъ, долго не соглашался на это и говорилъ, что гораздо лучше повиноваться, чѣмъ начальствовать, и уже послѣ долгихъ просьбъ рѣшился, уповая на Господа, принять управленіе обителію.

За святую жизнь Господь Богъ прославилъ преподобнаго Сергія еще въ раннихъ годахъ. — Не только люди уважали его, но и дикіе звѣри повиновались ему и не причиняли вреда: одинъ большой медвѣдь часто приходилъ къ келліи угодника и получалъ изъ его рукъ пищу. — Строгое благочестіе и христіанское смиреніе привлекли уваженіе препод. Сергію отъ великихъ и знатныхъ людей міра сего. Не только митрополитъ, но и бояре и даже самъ князь уважали св. подвижника. Такъ, когда на землю русскую шелъ грозный Мамай съ страшными татарскими полчищами, великій князь Дмитрій Іоанновичъ приходилъ къ преподобному Сергію за его совѣтомъ и благословеніемъ. Одаренный отъ Господа прозорливостію, св. Сергій, благословляя князя на войну, предсказалъ ему побѣду, что, по молитвамъ угодника, и исполнилось, и отечество наше съ того времени начало освобождаться отъ тяжелаго владычества татарскаго. Бывшій въ тѣ годы въ Москвѣ митрополитомъ св. Алексій — предъ своею кончиною — хотѣлъ поставить преподоб. Сергія своимъ намѣстникомъ и уже возлагалъ на него свой святительскій крестъ, но смиренный подвижникъ уклонился отъ сего великаго служенія, сказавъ святителю Алексію: «отъ юности моея не былъ я златоносцемъ, въ старости же наиболѣе хощу пребывать въ нищетѣ... Ты не найдешь во мнѣ того, чего ищешь, ибо кто я? грѣшный и худшій паче всѣхъ человѣкъ!» Такъ говорилъ о себѣ тотъ смиренный мужъ, который удостоился явленія въ его убогую келлію Божіей Матери съ апостолами Петромъ и Іоанномъ Богословомъ. За 6 мѣсяцевъ пр. Сергій провидѣлъ свою кончину и предалъ духъ свой Господу Богу на 78 году жизни своей, 25-го сентября 1392 года. — Чрезъ 30 лѣтъ послѣ кончины св. Сергія мощи его обрѣтены нетлѣнными и открыты въ основанной имъ Лаврѣ для благоговѣйнаго поклоненія православнаго народа, источая благодатію Божіею многія чудотворенія.

II. Вотъ какъ, пр. хр., подвизался ради спасенія души и окончилъ свою праведную жизнь нынѣ воспоминаемый угодникъ Божій! Онъ указалъ намъ въ жизни своей и поучительные и богоугодные примѣры, слѣдовать которымъ потребно и полезно всякому человѣку, а тѣмъ болѣе православному христіанину.

а) Ни знатность рода, ни богатство, ни честь и слава оть людей не были дороги смиренной и благочестивой душѣ преподобнаго Сергія, ибо онъ видѣлъ, что все земное временно и препятствуетъ полному служенію Господу, а потому, оставивъ міръ съ его суетою, онъ сталъ пріобрѣтать новою богоугодною жизнію вѣчное богатство въ безцѣнныхъ обителяхъ Царя и Отца небеснаго и для этого жилъ въ уединеніи и, пребывая во всякомъ воздержаніи, упражнялся многіе годы въ богомысліи и подвигахъ молитвенныхъ, всегда сохраняя въ душѣ своей глубокое смиреніе. Есть ли, бр. хр., что-либо сходное въ нашей жизни съ подвигами преподобнаго Сергія? Увы, у многихъ изъ насъ, кажется, нѣтъ и тѣни этого великаго образа! Мы слишкомъ высокомѣрны, надменны, грубы и лѣнивы для жизни богоугодной, такъ что смѣло въ наше время можно сказать съ св. пророкомъ: «нѣсть творяй благостыню, нѣсть до единаго! Вси уклонишася, вкупѣ неключими быша... Вси отъ пути своего заблудиша».

б) Св. угодникъ Божій Сергій почти всю жизнь свою проводилъ въ уединеніи и молитвѣ, а мы не хотимъ уединиться отъ своихъ обычныхъ занятій не только въ теченіе одного дня, Господомъ опредѣленнаго на служеніе Ему, но и не многихъ часовъ во время церковной праздничной службы не хотимъ провести безъ разговоровъ и благоговѣйно; мы даже утренняго короткаго, въ воскресный напр. день, времени, когда совершается въ св. храмѣ величайшая служба, не посвящаемъ молитвѣ, а, едва покажется свѣтъ, многіе даже почтенные родители — принимаются за торговлю и заходятъ для увеселенія въ дома нетрезвости и иногда предаются здѣсь всякому безчинію.

Если, пр. хр., въ дни воскресные и праздничные грѣшно — по заповѣди Божіей — заниматься и обычньши дѣлами, то можно ли въ это время безчинствовать? Все это воспомянетъ намъ нѣкогда Господь, но и горькія слезы не помогутъ избавиться отъ Его грознаго гнѣва и наказанія не кающимся.

в) Препод. Сергій, какъ мы видѣли, отличался великимъ смиреніемъ и избѣгалъ всѣхъ мірскихъ почестей и всякой славы. Это смиреніе привлекло на него благодать Божію и сдѣлало его великимъ предъ людьми. На кого воззрю, говоритъ Господь, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ (Исаія 66, 2). На сколько велика, похвальна и богоугодна добродѣтель смиренія, на столько предосудителенъ и богопротивенъ замѣчаемый во многихъ изъ насъ порокъ — гордость: начало грѣха гордыня (Сир. 10, 15), говоритъ Премудрый; Богъ гордымъ противится (1 Петр. 5, 5), говоритъ св. ап. Петръ, смиреннымъ же даетъ благодать. — Какъ для жизни человѣка необходимы мѣсто и жилище, такъ для благодати Св. Духа необходимо въ душѣ нашей смиреніе. За эту добродѣтель Господь возвышалъ людей, даруя имъ и нетлѣніе и силу чудотвореній, — что видимъ и изъ житія нынѣ воспоминаемаго преподобнаго Сергія и изъ жизни, наприм. св. Николая, который смиреніемъ стяжалъ у Господа высокая. — Господь призрѣлъ на смиреніе рабы Своея — Пречистыя Матери и чрезъ то возвеличилъ Ее не только въ сонмѣ святыхъ людей, но и выше херувимовъ и серафимовъ; наконецъ Самъ. I. Христосъ и въ рожденіи, и въ жизни Своей явилъ намъ образъ глубокаго смиренія, да послѣдуемъ стопамъ Его; Онъ смирилъ Себя ради насъ грѣшныхъ даже до смерти крестныя, тѣмъ же и Богъ Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени.

г) Препод. Сергій былъ великій подвижникъ и учитель воздержанія: да подражаемъ и мы ему въ этой добродѣтели.

«Какъ воинъ, учитъ св. Іоаннъ Златоустъ, носящій тяжелое оружіе, сколь онъ ни мужественъ и храбръ, не можетъ быть страшенъ для непріятелей, потому что тяжесть оружія препятствуетъ быстротѣ ногъ и войнской дѣятельности; если же онъ возьметъ оружіе легкое и удобоносимое, то будетъ налетать на противниковъ, подобно птицѣ: такъ и тотъ, кто не утучняетъ своей плоти ни пьянствомъ, ни нѣгою, ни роскошью, но постами, молитвами и великимъ терпѣніемъ въ скорбяхъ дѣлаетъ ее легкою и тонкою, — какъ птица, несущаяся сверху, съ великою стремительностію нападаетъ на полки бѣсовъ, легко низлагаетъ противныя силы и покоряетъ ихъ себѣ».

«Какъ легкіе суда скорѣе переплываютъ моря, а обремененные большимъ грузомъ затопаютъ: такъ и постъ, дѣлая умъ нашъ болѣе легкимъ, способствуетъ ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться къ небу и къ предметамъ небеснымъ, не уважать настоящее, но считать ничтожнѣе тѣни и сонныхъ грезъ. Напротивъ, пьянство и объяденіе, обременяя умъ, утучняя тѣло, дѣлаютъ душу плѣнницею, и стѣсняютъ ее со всѣхъ сторонъ, и, не позволяя ей пользоваться здравымъ сужденіемъ ума, заставляютъ ее носиться по утесамъ и дѣлать все ко вреду собственнаго спасенія». (Изъ твор. св. Іоанна Златоустаго).

III. Будемъ же, бр., призывая на помощь препод. Сергія радонежскаго и другихъ св. угодниковъ, искоренять въ себѣ грѣховныя привычки и своимъ повиновеніемъ св. слову Божію и добрыми дѣлами постараемся быть достойными туне дарованнаго намъ высокаго званія христіанскаго. — Ты же, о всеблагій Господи! не удали щедротъ Твоихъ отъ насъ, но по молитвамъ преподобнаго Сергія, по ходатайству Пречистой Твоей Матери и по Твоей великой милости отврати Лице Твое отъ грѣхъ нашихъ и вся беззаконія наша очисти Твоимъ безмѣрнымъ благоутробіемъ. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 323-325.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0