Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать третій день.

Поуч. 2-ое. Зачатіе св. славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Іоанна.

(О томъ, какъ подражать св. Іоанну Крестителю).

I. Съ перваго раза кажется довольно странно, отъ чего Іоаннъ, который долженъ былъ предшествовать благодати, доступной всѣмъ человѣкамъ, воспитывается и проводитъ большую часть жизни въ пустыни. Уготовляющій путь Спасителю, который дѣлилъ трапезу съ мытарями, держитъ такой строгій постъ. Но такъ нужно было Іоанну приготовиться къ его высокому служенію. Живя въ пустынѣ, онъ удобнѣе хранилъ общеніе съ Богомъ. Здѣсь онъ не видитъ развратныхъ обычаевъ міра; порочные примѣры не могли для него сдѣлаться обыкновеноыми, и онъ, какъ представитель закона, встрѣчая ихъ, обличаетъ ихъ со всею строгостію. Привыкши въ пустынѣ питаться акридами и дикимъ медомъ, онъ, и явившись среди народа, не имѣетъ нужды въ пособіи человѣческомъ, и какъ независимый, проповѣдуетъ открыто, и пріобрѣтаетъ своей проповѣди довѣренность. Наконецъ, когда этотъ пустынникъ, котораго никто не зналъ, ясно и открыто указываетъ на Христа Спасителя, то не даетъ ли онъ симъ разумѣть, что познаніе Христа онъ пріобрѣлъ не человѣческимъ наставленіемъ, но откровеніемъ Божіимъ? Съ другой стороны, эта самая необыкновенная жизнь Іоанна имѣетъ въ себѣ черты назидательныя и для людей, которые идутъ путемъ самымъ обыкновеннымъ.

II. Никто не долженъ отговариваться, что онъ не можетъ подражать Іоанну. Ежели Всесвятый Господь представляетъ Себя предметомъ подражанія для насъ грѣшныхъ, святи будите якоже Азъ святъ есмь, то почему же не подражать человѣку? Подвиги имѣютъ свою мѣру, добродѣтели свою степень. У кого нѣтъ силъ подвизаться полнымъ подвигомъ Іоанна, пусть подвизается по мѣрѣ силъ своихъ.

а) Іоаннъ удалился въ пустыню, разорвалъ узы съ обществоиъ, безпрестанно молился и бесѣдовалъ съ Богомъ; а для насъ довольно, ежели будемъ отдѣляться отъ общества людей развратныхъ; ежели утренній и вечерній часъ посвятимъ на молитву и богомысліе; ежели не будемъ за лѣностію и житейскими суетами уклоняться отъ богослуженія. Діаволъ обольщаетъ неопытныхъ, возбуждая въ нихъ не безопасное желаніе приниматься вдругъ за великіе подвиги и отвлекая отъ обязанностей обыкновенныхъ, но святыхъ и необходимыхъ.

б) Іоаннъ вкушалъ только акриды и медъ дикій, хранилъ самый строгій и самый продолжительный постъ; а мы, постыдившись его примѣра, будемъ хранить твердо хотя только тѣ посты, которые по временамъ церковь налагаетъ на насъ. Онъ странную употребляетъ пищу; а отъ насъ никто не требуетъ, чтобы питаться акридами; хорошо и то, если не будемъ упиваться, предаваться объяденію и невоздержанію, ежели будемъ ѣсть и пить не для удовлетворенія похоти, а для поддержанія жизни и укрѣпленія силъ къ перенесенію трудовъ житейскихъ.

в) Іоаннъ торжественно, безъ всякой боязни, не смотря на лица, обличалъ порокъ и заблужденіе; кто изъ насъ способенъ къ такому подвигу? И отъ кого требуется такое трудное для человѣка усиліе? Однакожъ, всѣмъ дана заповѣдъ обличать дѣла темныя: не прикасайтеся дѣломъ неплоднымъ, паче же обличайте (Ефес. V, II). Намъ оставлена другая степень исповѣданія правды: на отцѣ лежитъ обязанность строго обличать заблужденія дѣтей своихъ. На матери взыщется, ежели она, замѣтивъ худое поползновеніе сына или дочери, со всею силою материнской любви не остановитъ ихъ. А равно на каждомъ изъ насъ лежитъ обязанность открывать заблужденіе нашего ближняго. Потому, ежели увидишь, что родственникъ твой, товарищъ въ работѣ, или вообще ближній пересталъ ходить въ церковь, принимаетъ въ домъ тѣхъ лжеименитыхъ старцевъ, которые раззоряютъ православную вѣру, — не бойся и не стыдись сказать ему правду. Скажи откровенно, что онъ уклонился отъ истиннаго пути, попалъ на распутіе, которое приведетъ его къ погибели; старайся убѣдить, чтобы онъ оставилъ лживыхъ и, какъ говоритъ апостолъ, попирающихъ по домамъ учителей, обратился бы съ покаяніемъ къ духовному отцу, искренно навсегда покорился святой православной церкви. Аминь. (Сост. по Словамъ вознесенск. г. Москвы прот. С. Терновскаго. Москва 1860 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 319-320.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0