Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать второй день.

Поуч. 2-е. Пророкъ Іона.

(Почему грѣшный міръ доселѣ стоитъ неразрушимо?)

I. Пророкъ Іона, память коего нынѣ, былъ преемникомъ пророка Елисея и пророчествовалъ при царствованіи Іеровоама II, въ VIII вѣкѣ до Р. X. Іона предсказалъ этому царю побѣду надъ сирійцами, самыми опасными врагами израильтянъ. И дѣйствительно Іеровоамъ возвратилъ своему царству отнятыя сиріицами древнія области. Затѣмъ Господь повелѣлъ Іонѣ проповѣдывать покаяніе въ ассирійскомъ городѣ Ниневіи. Іона слишкомъ любилъ свое отечество, чтобы благопріятствовать врагамъ его, и вмѣсто того, чтобы исполнить волю Господа, сѣлъ на финикійскій корабль и поѣхалъ въ Ѳарсисъ. Но едва отплылъ корабль, какъ поднялась въ морѣ буря, и каждую минуту мореплаватели боялись, чтобы корабль не потонулъ. Іона, надѣясь на Бога, не боялся потопленія и спокойно удалился въ каюту, гдѣ и заснулъ. Пловцы разбудили его и сказали: «зачѣмъ ты спишь? Призови своего Бога, чтобы Онъ спасъ насъ, и мы бы не погибли». Но буря все не утихала. Тогда положили бросить жребій, чтобы узнать, за чью вину постигаетъ всѣхъ такое бѣдствіе: и жребій палъ на Іону. Пловцы спросили его: «кто ты, гдѣ твоя страна и народъ, какое твое занятіе?» Іона отвѣчалъ: «я еврей; Іегова послалъ меня проповѣдывать въ Ниневію, а я ослушался и ѣду въ Ѳарсисъ». Пловцы ужаснулись и сказали пророку: «что сдѣлать намъ съ тобою, чтобы море утихло?» Іона отвѣчалъ: «бросьте меня въ море и оно утихнетъ, ибо ради меня постигла всѣхъ насъ такая буря». Какъ только пловцы это сдѣлали, буря утихла. Брошенный въ море, Іона былъ поглощенъ огромной рыбой и пробылъ внутри ея три дня, сначала въ страхѣ за свою жизнь, потомъ въ надеждѣ на помощь Божію. По прошествіи трехъ дней рыба извергла его на сирійскомъ берегу Средиземнаго моря. Іона отправился въ Ниневію и началъ проповѣдывать, что она погибнетъ черезъ сорокъ дней. Ужасъ овладѣлъ ниневитянами. Они оставили нечестіе, установили всеобщій постъ и надѣли печальныя одежды. Господь, видя раскаяніе ниневитянъ, умилостивился и отложилъ казнь до времени. Между тѣмъ Іона, устроивъ внѣ городскихъ стѣнъ шалашъ для себя, ожидалъ исполненія своего пророчества. Видя же, что сорокъ дней прошли, а городъ оставался невредимъ, онъ сталъ сѣтовать на милосердіе Божіе къ развращеннымъ жителямъ Ниневіи. Тогда Господь вразумилъ его слѣдующимъ образомъ. Надъ шалашомъ пророка въ одну ночь выросло вѣтвистое дерево. Іона былъ очень радъ, что могъ укрыться подъ вѣтвями его отъ палящихъ лучей солнца. Но на другой день дерево было подточено червемъ и засохло; потомъ съ восходомъ солнца подулъ жгучій восточный вѣтеръ, и уже не было защиты отъ зноя. Іона былъ такъ огорченъ потерею доставлявшаго ему прохладу растенія, что пожелалъ себѣ смерти. Тогда сказалъ ему Господь: «ты жалѣешь о растеніи, которое не ты насадилъ, не ты и выростилъ, которое въ одну ночь выросло и въ одну же ночь засохло: какъ же Мнѣ не пожалѣть Ниневіи, города великаго, въ которомъ болѣе ста двадцати тысячъ человѣкъ, не имѣющихъ отличить правой руки отъ лѣвой?»

II. Это библейское повѣствованіе возбуждаетъ вопросъ о томъ: какимъ образомъ міръ, очевидно погрязшій въ беззаконіяхъ, доселѣ стоитъ? Какимъ образомъ Святый и Праведный Господь терпитъ грѣхи въ человѣческомъ родѣ и не посылаетъ на него заслуживаемой имъ казни? Что удерживаетъ Его Божественную правду? Объясненія на это поищемъ, братіе, въ указаніяхъ откровеннаго слова Божія.

а) Когда Господь, видимо явившись въ лицѣ странниковъ праотцу Аврааму, бесѣдовалъ съ нимъ и когда открылъ ему Свое намѣреніе истребить беззаконныхъ жителей Содома, то Авраамъ сдѣлалъ Господу вопросъ; неужели Онъ погубитъ въ числѣ беззаконныхъ и праведниковъ? Господь, удовлетворяя молитвенно-расположенному духу праотца, сказалъ ему, что Онъ не погубитъ цѣлаго беззаконнаго города и тогда, если бы нашлось въ немъ только десять праведниковъ. Вотъ, значитъ, братіе, кто причиною стоянія и грѣшнаго міра, и непотребленія его, при всемъ беззаконіи людей. Праведники, находящіеся въ средѣ беззаконныхъ.

б) Прогнѣвался опять Господь на ниневитянъ, какъ мы слышали нынѣ. Ниневія была столица ассирійскаго царства, величайшій, знаменитѣйшій и многолюднѣйшій городъ. Жители Ниневіи нечестіемъ и грѣхами своими возбудили противу себя праведный гнѣвъ Божій, и Господь положилъ въ совѣтѣ Своемъ потребить Ниневію со всѣми жителями ея. Посланный съ грозною проповѣдію Іона пророкъ возвѣстилъ ниневитянамъ праведный гнѣвъ Божій и объявилъ, что Ниневія чрезъ три дня разрушится. Народъ принялъ проповѣдь пророка съ вѣрою; всѣ, отъ царя до послѣдняго жителя, облеклись во вретища, наложили постъ не только на себя, но и на всѣхъ животныхъ и обратились къ Богу съ молитвою о помилованіи. Что же? Милосердный Господь помиловалъ народъ и отмѣнилъ предназначенную Ниневіи казнь. Вотъ, братіе, еще причина, почему Господь долготерпитъ грѣшному роду человѣческому. Это — сами же грѣшники, но кающіеся въ своихъ согрѣшеніяхъ и умоляющіе благость Божію о помилованіи. Въ этомъ точно смыслѣ говоритъ и апостолъ: не коснитъ Господь обѣтованія, т.-е. кончины и разрушенія міра, но долготерпитъ на насъ, не хотя да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9).

в) Находимъ и еще причину стоянія грѣшнаго міра въ откровеніи новозавѣтнаго провозвѣстника будущихъ судебъ міра. Ему сказано было: время близъ есть (Апок. 22, 10), т. е. время кончины міра. Такъ, кончина міра близко, но еще не наступаетъ — для чего? Обидяй, сказано, да обидитъ еще, и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творитъ еще, и святый да освятится еще (Апок. 22, 11). Видите намѣреніе Божіе, по которому Онъ милостиво отлагаетъ еще кончину міра и человѣческаго рода. Господь даеть время, чтобы благочестивые и праведные болѣе и болѣе преуспѣли въ благочестіи и правдѣ, а грѣшные и нераскаянные также болѣе и болѣе закоснѣвали въ своей нераскаянности и грѣхахъ, дабы на будущемъ страшномъ судѣ предстали предъ Нимъ безотвѣтными.

Вотъ, братіе, причины, кромѣ другихъ, уму нашему недоступныхъ и Богу единому вѣдомыхъ, по которымъ Господь щадитъ грѣшный міръ и не предаетъ его конечному разрушенію. Правда праведниковъ и покаяніе грѣшниковъ удерживаютъ праведный гнѣвъ Божій на беззаконныхъ.

Однакожъ будетъ и конецъ милосердію и долготерпѣнію Божію. Возстанетъ на судъ и правда Его во второе пришествіе Сына Божія Іисуса Христа на землю. Точно такъ же будетъ и тогда, какъ было прежде. Яко же бысть во дни Ноевы, и во дни Лотовы, тако будетъ и въ пришествіе Сына человѣческаго (Матѳ. 24, 37. Лук. 17, 28), сказалъ Самъ Господь. Ной съ семействомъ спасся въ ковчегѣ, а всѣ прочіе потонули; Лоть съ семействомъ былъ выведенъ изъ Содома, а всѣ прочіе сгорѣли: такъ и въ кончину міра, праведники войдутъ на небо, а грѣшники потонутъ въ озерѣ огненномъ (Апок. 20, 15)

III. Возблагодаримъ, возлюбл. во Христѣ братіе, Господа, что Онъ, по милосердію Своему, еще даетъ намъ время и отлагаеть кончину нашу и кончину міра для нашего спасенія. Не истратимъ времени, этого дорогого дара милости Божіей, въ пустыхъ, и еще паче душевредныхъ дѣлахъ, а обратимъ его въ пользу души и въ пріобрѣтеніе жизни блаженной и вѣчной. (Сост. съ дополн. по «Сѣят. благочестія», протоіер. В. Нордова, т. 2-й, изд. 1891 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 316-317.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0