Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать второй день.

Поуч. 1-ое. Преподобный Петръ, иже мытарь бѣ.

(О побужденіяхъ къ благотворительности).

I. Препод. Петръ, память коего совершается нынѣ, былъ сначала человѣкъ богатый, но немилостивый и не только былъ глухъ къ мольбамъ бѣдныхъ, просившихъ его помощи, но и жестокъ въ обращеніи съ ними. Отъ такого ожесточенія милосердый Богъ спасъ Петра слѣдующимъ образомъ.

Однажды нищіе, говоря между собою о своихъ благотворителяхъ, укоряли немилостиваго Петра, отъ котораго никто изъ нихъ никогда не видалъ какой-либо милостыни. Тогда одинъ изъ нищихъ вызвался испросить у немилосердаго богача подаяніе и для этого, остановившись у воротъ его дома, съ дерзновеніемъ и настойчиво обратился къ Петру за милостыней, когда онъ выходилъ изъ дому со множествомъ хлѣбовъ, для дома княжескаго. Петръ во гнѣвѣ искалъ камня, чтобы отогнать нищаго, но, не нашедши, схватилъ хлѣбъ и бросилъ имъ въ лицо нищаго, который подхватилъ хлѣбъ и сказалъ своимъ товарищамъ, что получилъ отъ самого Петра. Чрезъ два дня Петръ тяжко разболѣлся и въ видѣніи представилось ему, что онъ предстоитъ судилищу, на которомъ взвѣшиваются дѣла его. Съ одной стороны онъ видитъ мрачныхъ мужей, собирающихъ грѣховныя дѣла его жизни, съ другой видитъ свѣтоносныхъ мужей въ скорби стоящихъ и не знающихъ, что положить на вѣсы противъ множества тяжкихъ грѣховъ мытаря. Тогда одинъ изъ свѣтоносныхъ мужей сказалъ, что есть только одинъ хлѣбъ, который Петръ далъ въ лицѣ нищаго Христу и то невольно. Положивши же этотъ хлѣбъ на вѣсы, они увидали, что онъ перетянулъ всѣ злыя дѣла его. Свѣтоносные ангелы сказали Петру. «иди и приложи къ хлѣбу сему еще милостыню, чтобы не попасть во власть діавола и не подвергнуться вѣчному мученію». Придя въ себя Петръ подумалъ: «если малая и невольная милостыня такъ содѣйствуетъ избавленію отъ власти темной, тѣмъ болѣе можетъ помочь съ усердіемъ и щедростію творимое дѣло благотворенія». Съ этихъ поръ онъ совершенно измѣнился въ своей жизни, — началъ не скудно раздавать пособіе нуждающимся, и не только понимать св. чувство христ. милосердія, но и жить имъ и наслаждаться имъ.

Еще болѣе пр. Петръ былъ укрѣпленъ въ подвигахъ благотворенія новымъ обстоятельствомъ и новымъ небеснымъ видѣніемъ. Однажды онъ встрѣтилъ человѣка обнаженнаго и лишившагося всего имѣнія во время кораблекрушенія. Пр. Петръ тотчасъ снялъ свою верхнюю дорогую одежду и отдалъ несчастному, который, стыдясь носить такую одежду, продалъ ее. Случилось преподобному увидать свою одежду, висящую на торжищѣ. Онъ глубоко огорчился, подумавъ, что Богъ не хочетъ принять его милостыни, но въ слѣдующую ночь въ ночномъ видѣніи явился преп. Петру Самъ I. Христосъ, облеченный въ ту самую одежду, которая Петромъ подана была нищему. Послѣ сего видѣнія, увѣрившаго преподобнаго въ пріемлемости Самимъ Богомъ милостыни, даваемой бѣднымъ, пр. Петръ рѣшился на полное самопожертвованіе. Раздавъ все свое имѣніе и отпустивъ всѣхъ своихъ слугъ на волю, онъ оставилъ одного изъ нихъ, котораго и уговорилъ принять на себя видъ господина и продать его въ рабство, деньги употребить на бѣдныхъ, а самому слугѣ получить свободу. Такъ дѣйствительно слуга и исполнилъ по настоянію своего господина. Пришедши въ Іерусалимъ и поклонившись животворящему древу, пр. Петръ продался въ рабство одному христіанину, у котораго много лѣтъ служилъ, исполнялъ всѣ работы со смиреніемъ и послушаніемъ, не желая свободы предлагаемой ему господиномъ. Когда же наконецъ былъ узнанъ пришедшими въ Іерусалимъ сребропродавцами, то немедленно скрылся и до конца своей жизни оставался въ безвѣстности, продолжая свой подвигъ въ рабскомъ уничиженіи и трудахъ. За такой подвигъ св. церковь причислила преп. Петра къ лику святыхъ и намъ въ его житіи указываетъ силу и важность благотворенія, въ малой и великой мѣрѣ равно богоугоднаго и спасительнаго.

II. Итакъ, благотворенія и общенія не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Богъ (Евр. 13, 16).

У христіанина весьма много побужденій благотворить своимъ ближнимъ.

а) Первое побужденіе — это сознаніе, что, благотворя бѣднымъ, вы благотворите собственно Самому I. Христу, какъ то мы видѣли въ жизни преподобнаго Петра. Если Самъ Господь благоволитъ принимать въ лицѣ нищихъ и убогихъ наши скудныя приношенія, то можетъ ли что быть выше и дѣйствительнѣе этого побужденія оказывать всѣми возможными способами благотворительную помощь нуждающимся?

б) Второе побужденіе — это высота добродѣтели благотворенія. «Благо во всѣхъ отношеніяхъ — подавать нищимъ: кромѣ помилованія на страшномъ судѣ, и здѣсь на землѣ, милостынодавцы получаютъ часто великія милости отъ ближнихъ, и что другимъ достается за большія деньги, то имъ даютъ даромъ. Въ самомъ дѣлѣ, человѣколюбивѣйшій, праведнѣйшій и прещедрый Отецъ небесный, чадъ Коего милуютъ милостивые, не наградитъ ли ихъ и здѣсь, въ поощреніе ихъ къ большимъ дѣламъ или хотя къ продолженію тѣхъ же дѣлъ милосердія и къ исправленію немилостивыхъ, посмѣвающихся милостивымъ? Наградитъ и достойно и праведно».

в) Дары, всюду разсыпанные въ мірѣ въ изобиліи, внушаютъ также мысль о благотвореніи и располагаютъ къ нему.

«Смотря на міръ Божій, мы вездѣ видимъ необыкновенную щедрость Божію въ дарахъ природы: поверхность земли это какъ бы богатѣйшая трапеза, приготовленная въ изобиліи и разнообразіи самымъ любящимъ и щедрымъ хозяиномъ: нѣдра водъ также служатъ насыщенію человѣка. Что говорить о животныхъ четвероногихъ и птицахъ? И здѣсь — сколько щедрости въ доставленіи пищи и одежды человѣку? Щедротамъ Господнимъ нѣтъ числа. Смотрите, чего не доставляетъ земля лѣтомъ и осенью! Такъ, всякій христіанинъ, подражай щедротамъ Господа, да будетъ трапеза твоя открыта всякому, какъ трапеза Господня».

г) Но, безъ сомнѣнія, болѣе всего располагаютъ душу христіанина къ сострадательности и благотворенію благодѣянія Божіи, явленныя намъ для нашего спасенія: искупленіе отъ грѣха, проклятія и смерти крестными страданіями, сообщеніе даровъ Св. Духа, наше обоженіе пречистою плотію и кровію въ таинствѣ причащенія.

«Не должны ли и мы дѣлиться, по Его волѣ, тѣмъ, что служитъ къ поддержанію нашей души и тѣла: своимъ умомъ, своими познаніями, своею вещественною собственностью съ ближними нашими, тогда какъ Самъ же Онъ обѣщалъ намъ не оскудѣніе, а пріумноженіе ввѣренныхъ намъ и возращаемыхъ нами талантовъ? Въ нюже мѣру мѣрите, возмѣрится вамъ! (Мѳ. 7, 2). Если Богъ принялъ насъ въ общеніе Божества, въ общеніе Своей плоти и крови, то и мы должны помогать бѣднымъ, подавать милостыню, принимать странныхъ, посѣщать больныхъ, утѣшать печальныхъ, наставлять невѣждъ, вразумлять заблуждающихся, прощать обиды, памятуя, что всѣ мы — Христовы. И за всѣхъ и за все Христосъ воздастъ!»

д) Милостынѣ и благотворенію научаютъ насъ и примѣры великихъ угодниковъ Божіихъ, «которые на землѣ жили небесно, чудно, въ великихъ подвигахъ, въ великой любви, въ великомъ смиреніи, незлобіи, терпѣніи, самоотверженіи, возлюбивъ Бога паче всего!»

«Если мы будемъ имѣть живую, дѣятельную связь съ членами Христовыми здѣсь, будемъ любить ихъ дѣломъ и истиною, то и съ нами будутъ имѣть живой союзъ всѣ святые Божіи человѣки, и о чемъ бы мы ни попросили ихъ, они исходатайствуютъ намъ сіе у Христа Бога, для Котораго они всѣмъ, что было для нихъ дорогого, пожертвовали».

III. Молитвами преп. Петра, отличавшагося великимъ христ. милосердіемъ, да сподобитъ и насъ Господь подражать святымъ въ милосердіи и получить милость отъ Бога на страшномъ и праведномъ Его судѣ. (Сост. свящ. Г. Д—ко по «Дневн.» прот. І. кронштадтск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 314-316.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0