Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцать первый день.

Св. Димитрій ростовскій.

(О помощи нуждающимся въ пропитаніи).

I. Св. Димитрій митрополитъ ростовскій, память коего совершается нынѣ, родился въ 1651 году въ Кіевской губерніи отъ благочестивыхъ родителей — сотника Саввы и Маріи и при крещеніи былъ нареченъ Даніиломъ. Послѣ домашняго обученія онъ воспитывался въ Кіевскомъ братскомъ училищѣ. На восемнадцатомъ году своей жизни онъ, по влеченію своего сердца, постригся въ монашество, а чрезъ шесть лѣтъ черниговскій архіепископъ Лазарь Барановичъ посвятилъ его въ іеромонаха и назначилъ въ проповѣдники при каѳедральномъ соборѣ. Строгая подвижническая жизнь, которую проводилъ св. Димитрій, отличала его предъ другими, такъ что онъ еще въ мододые годы сдѣланъ былъ настоятелемъ одного монастыря въ Черниговской губерніи. Но тяготясь заботами, соединенными съ этимъ званіемъ, онъ скоро отказался отъ настоятельства и удалился въ Кіево-Печерскую лавру, гдѣ предался молитвеннымъ подвигамъ и ученымъ занятіямъ. Здѣсь онъ началъ составлять «Житія святыхъ», подъ названіемъ «Четьи-Миней» т. е. помѣсячныя чтенія, которыя впослѣдствіи сдѣлались любимымъ и драгоцѣннымъ чтеніемъ благочестиваго русскаго народа. Въ 1701 году св. Димитрій за свои добродѣтели и труды былъ посвященъ въ санъ митрополита тобольскаго и сибирскаго для распространенія вѣры Христовой между многочисленными язычниками, обитавшими въ этой отдаленной странѣ. Однако, по слабости своего здоровья, онъ не могъ отправиться туда, вслѣдствіе чего въ слѣдующемъ году назначенъ былъ митрополитомъ ростовскимъ.

Св. Димитрій, какъ ревностный пастырь, неусыпно заботился о спасеніи своей паствы, неутомимо назидалъ ее словомъ и примѣромъ святой своей жизни. Онъ всячески старался обратить на путь правый и спасительный проживавшихъ въ его епархіи раскольниковъ. Словомъ и писаніемъ онъ доказывалъ этимъ заблудшимъ овцамъ стада Христова, что вѣра ихъ не права, ученіе душевредно, дѣла предосудительны.

Келейная жизнь святителя Димитрія была преисполнена высокихъ подвиговъ воздержанія, любви къ ближнимъ, милосердія и христіанской благотворительности. Пищу принималъ онъ простую и притомъ въ самомъ маломъ количествѣ, а въ первую и страстную недѣлю великаго поста вкушалъ по однажды. При каждомъ ударѣ часового колокола онъ совѣтовалъ всѣмъ вспоминать смертный часъ и произносить съ крестнымъ знаменіемъ молитву Господню и — Богородицѣ. Несмотря на свой высокій санъ, онъ былъ для всѣхъ доступенъ и съ любовію принималъ всѣхъ, приходившихъ къ нему за наставленіями. Все свое достояніе святитель употреблялъ на помощь нуждающимся, такъ что никто не уходилъ отъ него безъ вещественнаго пособія. Вдовы и сироты, бѣдные и убогіе находили у него пищу и одежду, онъ никакъ не могъ отказать просящему, безкорыстно раздавая все, самъ довольствуясь лишь самымъ необходимымъ въ жизни. Нестяжательность св. Димитрія и самоотверженная любовь его къ ближнимъ ясно видны изъ духовной грамоты, которую онъ написалъ за два года до смерти. «Со времени постриженія, писалъ о себѣ святитель въ этой грамотѣ, и до приближенія ко гробу не пріобрѣталъ я имѣнія, не собиралъ золота и серебра, не имѣлъ лишнихъ одеждъ и никакихъ вещей, кромѣ самыхъ необходимыхъ; все получаемое отъ благодѣтелей и начальства употреблялъ на нужды монастырей, на помощь бѣднымъ». За свою благочестивую жизнь св. Димитрій удостоенъ былъ самой мирной кончины, которую онъ предвидѣлъ заранѣе; онъ скончался 28-го октября 1709 года на пятьдесятъ девятомъ году своей благоплодной жизни. Черезъ сорокъ два года мощи св. Димитрія обрѣтены были нетлѣнными и прославились благодатными знаменіями, явившими въ немъ угодника Божія, молитвенника за Русскую землю.

II. Изъ многихъ добродѣтелей, украшавшихъ собою прославляемаго нами святителя ростовскаго Димитрія, усвоимъ себѣ хотя одну, а именно — милосердіе и cострадательность къ нуждающемуся въ нашей помощи ближнему.

а) По слову Спасителя, нищихъ мы всегда имѣемъ съ собою и потому всегда можемъ проявить на дѣлѣ боголюбезную добродѣтель милосердія. Съ нами во множествѣ встрѣчаются несчастные, злополучные, требующіе нашего попеченія о нихъ. Сколько есть бѣдныхъ, покрытыхъ рубищами и не имѣющихъ ни крова, ни дневного пропитанія? Здѣсь — убогая вдова, отъ которой дѣти напрасно ждутъ хлѣба, ибо она и сама питается только слезами; тамъ — безпріютные старцы, отягченные немощами, страждущіе неизлѣчимыми болѣзнями, не имѣющіе силъ добывать себѣ трудомъ кусокъ хлѣба. Есть даже голодающія селенія и цѣлыя мѣстности, страдающія недостаткомъ въ необходимыхъ жизненныхъ припасахъ.

б) Чье сердце не тронется сожалѣніемъ или состраданіемъ ко всѣмъ такимъ несчастнымъ? Не братья ли они наши? Не для того ли Всевышній Промыслитель нѣкоторыхъ и ущедряетъ благами, чтобы они удѣляли отъ своихъ избытковъ бѣднымъ и неимущимъ? Облегчать участь несчастныхъ побуждаютъ насъ какъ собственное наше сердце, такъ и прямыя повелѣнія Божіи. «Отверзи руцѣ твои брату твоему нищему» (Втор. 15, 11), говорилъ Богъ въ древнемъ завѣтѣ: «просящему у тебя дай» (Лук. 6, 30), заповѣдалъ намъ Спаситель.

в) Какъ повинны предъ Господомъ тѣ, которые отвращаются отъ нуждающихся, которые не хотятъ удѣлить для нищаго даже и куска хлѣба отъ своей богатой трапезы! Какое великое, страшное наказаніе ожидаетъ отъ Мздовоздаятеля тѣхъ людей, которые не только не подаютъ помощи голодающимъ, но еще, пользуясь ихъ тяжелымъ положеніемъ, дѣлаютъ себѣ отъ нихъ неправедные прибытки? Св. Василій Великій говоритъ о такомъ жестокосердомъ человѣкѣ: «не стоитъ ли онъ, чтобы причислить его къ лютымъ звѣрямъ, призвать человѣкоубійцею? Какихъ наказаній заслуживаетъ тотъ, кто жестокосердъ къ человѣку голодному?» (См. «Воскр. день»).

III. Воздерживаясь отъ такихъ постыдныхъ для христіанина дѣлъ, будемъ, возлюбленные, оказывать посильную помощь всякому требующему, ничесоже за это чающе. Будемъ питать голодныхъ, призрѣвать страждущихъ, утѣшать посильно ихъ горькую участь. Своимъ состраданіемъ къ бѣдствующимъ отъ голода мы лучше всего докажемъ, что не напрасно называемся христіанами, что мы помнимъ и готовы исполнять святыя заповѣди Спасителя нашего, І. Христа, Который на страшномъ Своемъ судѣ сострадательнымъ и милосерднымъ христіанамъ скажетъ: «пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра». (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 312-314.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0