Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. благовѣрный князь Михаилъ и бояринъ Ѳеодоръ, Черниговскіе чудотворцы.

(Подвигъ исповѣданія вѣры въ наше время и въ нашемъ отечествѣ).

Князь Михаилъ жилъ въ то тяжелое для Россіи время, когда ею владѣли татары — язычники. Получивъ приказаніе явиться въ Орду, какъ данникъ хана, онъ отправился туда съ твердою рѣшимостью скорѣе умереть мученикомъ за св. христіанскую вѣру, чѣмъ постыдно измѣнить ей, поклонившись идоламъ, на что рѣшились нѣкоторые князья, раньше его отправлявшіеся къ татарскому хану. Одинаковыхъ мыслей съ княземъ былъ и сопутствовавшій ему бояринъ его — Ѳеодоръ. Ханъ Батый, враждебно расположенный къ черниговскому князю за то, что тотъ, пылая любовію къ святой вѣрѣ и дорогой родинѣ, побуждалъ своихъ сосѣдей возстать противъ татарскаго ига, приказалъ не иначе допустить его къ себѣ, какъ послѣ того, какъ онъ пройдетъ чрезъ такъ называемый «священный огонь» и поклонитcя языческимъ богамъ татаръ — войлочнымъ идоламъ. «Нѣтъ, мужественно отвѣчалъ Михаилъ, я могу поклониться вашему царю, которому небо вручило судьбу земныхъ государствъ; но христіанинъ не служитъ ни огню, ни бездушнымъ идоламъ». Батый пришелъ въ ярость, услышавъ такой смѣлый отвѣтъ отъ своего безсильнаго данника. Онъ велѣлъ передать на его выборъ одно изъ двухъ: или поклониться его богамъ и получить жизнь, свободу и право на владѣніе княжествомъ, или за сопротивленіе его волѣ умереть злою смертію. Итакъ на одной сторонѣ — свобода и жизнь съ ея удовольствіями, семейное счастіе съ супругою и дѣтьми среди любимыхъ подданныхъ своего княжества, но за то измѣна I. Христу и Его св. церкви; на другой — мученіе и смерть вдали отъ семьи и родины, но за то вѣрность христіанской вѣрѣ. Выборъ былъ непродолжителенъ и рѣшителенъ: князь избралъ послѣднее.

Что же склонило его душу къ этому высокому подвигу?

Изъ жизнеописанія его извѣстно, что онъ съ молодыхъ лѣтъ отличался кротостію и смиреніемъ духа, горячею любовію къ ближнимъ, живымъ участіемъ въ судьбѣ нищихъ, молитвеннымъ сокрушеніемъ о своихъ грѣхахъ и частымъ очищеніемъ себя отъ нихъ исповѣдію и св. причастіемъ, словомъ, христіанскою жизнію, которая и подготовляла его къ подвигу исповѣданія вѣры въ трудный часъ испытанія; къ святому дѣлу мученическаго исповѣданія расположили князя и его живая, глубокая и искренняя вѣра во I. Христа, какъ истиннаго Сына Божія, изъ любви къ роду человѣческому пострадавшаго за его грѣхи, страхъ лишиться уготованнаго Имъ для истинныхъ Своихъ послѣдователей царствія Божія и ясное сознаніе великой отвѣтственности предъ Богомъ за тотъ соблазнъ, въ какой онъ, князь, вовлекъ бы другихъ своимъ отреченіемъ отъ св. вѣры. Когда Батыю былъ переданъ рѣшительный отказъ черниговскаго князя поклониться идоламъ, послѣдовало приказаніе замучить его до смерти. Явились убійцы и бросились какъ дикіе звѣри на князя: поваливъ на землю, кулаками и палками били его по груди и, повервувъ лицомъ къ землѣ, продолжали съ удвоенною яростію наносить удары. Послѣднее слово мученика было: «я — христіанинъ», послѣ чего ему отсѣкли голову. Подобнымъ же образомъ былъ замученъ татарами и благочестивый его бояринъ Ѳеодоръ.

II. Благочестивые слушатели! Не словами, а дѣломъ, не ученіемъ, а самою жизнію учатъ насъ эти мученики нашего любезнаго отечества исповѣданію нами св. вѣры во Христа Спасителя предъ всѣми врагами ея, кто бы они ни были.

Въ настоящее время, слава и благодареніе Богу, ни въ нашемъ отечествѣ, ни въ какой-либо другой странѣ нѣтъ ничего подобнаго тѣмъ ужаснымъ гоненіямъ на христіанъ, когда ихъ жгли живыми на кострахъ и тысячами бросали на растерзаніе дикимъ звѣрямъ. — Такія благопріятныя условія, по-видимому, должны были бы всѣхъ — и сильныхъ и слабыхъ вѣрою и духомъ мужества — побудить и расположить къ истинно-христіанской жизни, къ обнаруженію въ себѣ всѣхъ добродѣтелей, предписываемыхъ Христовымъ ученіемъ. Но не то мы видимъ въ дѣйствительности, въ жизни православныхъ христіаиъ въ нашемъ отечествѣ. Жизнь, преданная грѣху и чувственнымъ удовольствіямъ, простирающаяся до забвенія всѣхъ потребностей души, предназначенной для высшаго, не земного существованія, и невѣріе въ Божественное ученіе и св. установленія православной церкви — вотъ два зла въ нравственно-религіозной жизни нынѣшняго общества и вмѣстѣ съ тѣмъ два современные врага христіанства. Искренно и дѣйствительно, словомъ и жизнію, твердо и рѣшительно всякій истинный христіанинъ долженъ исповѣдывать предъ ними свою вѣру и свои дѣла.

а) Итакъ, въ наше время и въ нашемъ отечествѣ, когда повсюду стало распространяться служеніе грѣху, когда заповѣди благочестія не исполняются, вѣрность церковнымъ уставамъ и порядкамъ нарушается, въ семейную и супружескую жизнь вошли разладъ и нестроеніе, въ воспитаніе дѣтей — разслабленіе и потворство; въ службу государственную и общественную — нерадѣніе и своекорыстіе, въ науку — необузданное вольномысліе; въ душу каждаго — гордость, любостяжаніе и зависть, жажда удовольствій и невоздержаніе, — тогда всѣ именующіе себя христіанами должны прійти въ себя, сознать свое нравственное состояніе, ужаснуться своихъ заблужденій и пороковъ, такъ удалившихъ ихъ отъ милости Божіей и совершенства христіанской жизни, побороть и умертвить свои страсти и сдѣлаться, такъ сказать, духовными мучениками за Христово ученіе. Одинъ св. мужъ (св. Димитрій митроп. ростовскій) дѣлаетъ сравненіе нашихъ пороковъ, которымъ мы служимъ, съ божествами язычниковъ, идолами, которымъ они поклоняются. Кто все время проводитъ въ удовольствіяхъ плоти, тотъ уже отрекся Іисуса и поклоняется языческому богу — Афродитѣ или Венерѣ; кто побѣждается гнѣвомъ, тотъ служитъ Арею или Марсу; кто предается пьянству, для того богъ Діонисъ; кто сребролюбецъ, у кого сердце не трогается несчастіемъ ближняго, тотъ также служитъ идоламъ и у него богъ — идолъ языческій Аполлонъ. Подлинно, слушатели, можно быть язычникомъ, называясь христіаниномъ, но не творя дѣлъ христіанскихъ.

Не прямой ли долгъ такихъ мнимыхъ христіанъ сдѣлаться истинными послѣдователями Христова ученія и въ своей жизни исповѣдывать его предъ своею плотскою, зараженною грѣхомъ, природою, какъ предъ прямымъ врагомъ Христа? И подвигъ такого исповѣданія вѣры поистинѣ можетъ возложить на главу исповѣдника вѣнецъ духовнаго мученичества.

б) Поборовши свои собственныя порочныя наклонности, одержавши побѣду надъ самимъ собою, человѣкъ вполнѣ приготовитъ себя для борьбы съ другимъ врагомъ Христова ученія — съ невѣріемъ нашего вѣка. Въ послѣднее время въ нашемъ отечествѣ появились люди, ослѣпленные сатанинскою гордостью, которые ставятъ себя съ своими новыми ученіями превыше цѣлаго міра общественныхъ отношеній, религіозныхъ и нравственныхъ понятій, выше человѣчества, выше исторіи, выше жизни духовной, которою изъ вѣка въ вѣкъ жили всѣ народы, эти нечестивые гордецы безъ разбора и безъ всякихъ разумныхъ доказательствъ отрицаютъ все духовное и святое, что возвышаетъ душу человѣка и говоритъ ей о высшемъ ея предназначеніи. Ругательства, насмѣшки, презрѣніе, клевету, упреки въ невѣжествѣ и отсталости дикую ненависть и т. п. проявленія злого сердца дозволяютъ они себѣ по отношенію къ послѣдователямъ православной церкви.

Долженъ ли христіанинъ при видѣ этихъ нападеній со стороны вольнодумцевъ на его святыя религіозныя вѣрованія упасть духомъ, малодушно скрывать предъ ними свои убѣжденія и христіанскія привычки, постыдно, безъ борьбы уступать имъ и наконецъ позорно измѣнить Христовой вѣрѣ, перейдя на сторону враговъ ея? Нѣтъ, и тысячу разъ нѣтъ: это неразумно, преступно, грѣшно! Открыто и смѣло, словомъ и жизнію, безъ уступки, безъ послабленій, безъ боязливаго молчанія предъ врагами христіанства долженъ онъ исповѣдывать свою искреннюю вѣру во Христа Спасителя и свою пламенную любовь къ Нему; всегда и вездѣ онъ долженъ являть себя вѣрнымъ сыномъ православной церкви, которая одна только можетъ провести человѣка посреди подводныхъ скалъ и бушующихъ волнъ грѣшнаго міра въ единственно надежную пристань — въ царствіе Божіе, въ вѣчную блаженную жизнь съ Богомъ. Онъ долженъ знать и помнить, что I. Христосъ есть единственно истинный туда путь, истина и жизнь, Начальникъ нашей вѣры и ея основаніе.

Не стыдиться и малодушно отступать предъ противниками Христовой вѣры, а хвалиться мы должны и отъ всего сердца благодарить Бога за то, что Онъ сподобилъ насъ сдѣлаться христіанами и членами св. православной церкви. Неужели мы настолько будемъ самолюбивы и неблагодарны Богу, предавшему изъ любви къ человѣчеству Своего Единороднаго Сына на страданія и смерть за грѣшный міръ, что не снесемъ тѣхъ ничтожныхъ скорбей, въ родѣ презрѣнія, насмѣшекъ, клеветы, которымъ мы можемъ подвергнуться за свое неложное исповѣданіе Христовой вѣры и свою вѣрность уставамъ православной церкви? «Кто постыдится Меня и Моихъ словесъ, сказалъ Господь, того Сынъ человѣческій постыдится, когда пріидетъ во славѣ Своей, и Отца, и св. ангеловъ». (Лук. 9, 26). Такъ Господь предостерегаетъ отъ малодушія и измѣны Себѣ слабыхъ послѣдователей Своихъ, которыхъ Онъ давно предвидѣлъ.

Даже одно сознаніе своего человѣческаго достоинства, одно уваженіе къ себѣ, какъ разумно-нравственному существу: отцу семейства, члену церкви и гражданину отечества, должно не допустить насъ сдѣлаться простой игрушкой въ рукахъ людей невѣрующихъ, противъ всѣхъ и всего возстающихъ, сильныхъ только своею безграничною гордостію и дерзостію, самопроизвольно поставившихъ себя судьями всѣхъ явленій человѣческой жизни, безъ твердыхъ научныхъ знаній, безъ любви къ серьезному и честному труду, безъ уваженія къ законамъ нравственнымъ и гражданскимъ, нещадящихъ для осуществленія своихъ мечтательныхъ цѣлей ничего святого, ни даже драгоцѣнной жизни человѣка — образа и подобія Божія на землѣ.

III. Примѣръ празднуемыхъ въ нынѣшній день черниговскихъ чудотворцевъ, которые за свое мужественное исповѣданіе вѣры умерли мученическою смертію, да напомнитъ намъ о нашемъ долгѣ съ терпѣніемъ, любовію и радостію перенести тѣ малыя скорби, какія мы можемъ получить за живое исповѣданіе своей вѣры во Христа и Его ученіе. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко, см. наше слово, напечат. въ Кс 39, «Моск. Епарх. Вѣд.», за 1881 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 307-309.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0