Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Девятнадцатый день.

Свв. мученики: Трофимъ, Савватій и Доримедонтъ.

(Каждый христіанинъ долженъ нести крестъ свой).

II. Братія и сестры о Господѣ! свв. мученики Трофимъ, Савватій и Доримедонтъ безропотно взяли крестъ свой, крестъ самыхъ лютыхъ мученій за вѣрность Христу, и идя за Нимъ наслѣдовали жизнь вѣчную.

И мы должны по заповѣди Христовой нести крестъ свой.

«Кто хощетъ по Мнѣ итти, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Матѳ. 16, 24), говоритъ Господь всѣмъ Своимъ послѣдователямъ. То же заповѣдуетъ и апостолъ, говоря: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). То же внушаютъ намъ св. отцы, подвижники и страстотерпцы Христовы, притомъ не словомъ только, но и примѣромъ своимъ; ибо всѣ они, какъ истинные ученики Спасителя, несли кресты свои, часто тяжелые, – всѣ распинали плоть свою со страстьми и похотьми, и подвергались разнымъ скорбямъ и мученіямъ ради Христа и вѣчнаго своего спасенія. Поэтому и мы, братія, радѣя о спасеніи душъ нашихъ, возьмемъ, по заповѣди Божіей, кресты свои и съ полнымъ самоотверженіемъ послѣдуемъ Христу по спасительному пути.

Для совершенія такого подвига не нужно намъ дѣлать того, что превышаегь силы наши или несовмѣстно съ положеніемъ нашимъ въ обществѣ, — не нужно, напримѣръ, всѣмъ намъ оставить свои домы и семейства, бѣжать въ иную страну, раздать все имѣніе наше бѣднымъ и вести нищенскую жизнь въ крайнемъ уничиженіи или передъ мучителями исповѣдывать свою христіанскую вѣру, какъ вынуждены были дѣлать св. мученики и другіе угодники Божіи. Нѣтъ, такіе кресты нужны были для нихъ и, можетъ быть, только они могли понести ихъ; а мы, по заповѣди Спасителя, должны взять свои кресты, т.-е. должны обречь себя на такіе труды и пожертвованія, которые нужны для спасенія нашего, по состоянію нашего духа и по житейскому положенію нашему, — должны отвергнуться того, къ чему влечетъ насъ растлѣнная плоть наша, и что можетъ быть вредно для душъ нашихъ.

а) Вотъ ты, возлюбленный о Христѣ братъ, можетъ быть, пристрастенъ къ земному богатству, думаешь только о стяжаніи его и употребляешь къ этому всякія средства, даже и нечистыя, а притомъ очень скупъ и не сострадателенъ къ бѣднымъ. Это весьма вредно для души твоей и можетъ погубить тебя на вѣки: ибо сребролюбіе, говоритъ апостолъ, есть корень всѣмъ злымъ (1 Тим. 6, 10). Итакъ, если хочешь спасти себя отъ золъ и вѣчной погибели, то возьми крестъ свой — оставь, распни въ себѣ страсть любостяжанія. Хорошо было бы, если бы ты могь раздать все имѣніе свое нищимъ и всецѣло посвятить себя на служеніе Господу; но если ты не можешь сего сдѣлать по семейнымъ и другимъ твоимъ обстоятелъствамъ, то, по крайней мѣрѣ, не прилагай сердца твоего къ богатству, когда оно течетъ къ тебѣ (Пс. 61, 11), а тѣмъ паче не скрывай его напрасно въ сокровищницѣ твоей, но употребляй на пользу общую и охотно раздавай его бѣднымъ. Поступая такъ, ты спасешься: ибо сотворишь себѣ други отъ мамоны твоей, которые, по увѣренію Спасителя, пріимутъ тебя въ вѣчныя кровы (Лук. 16, 9).

б) Вотъ ты, братъ мой о Господѣ, можетъ быть не воздерженъ въ пищѣ и питіи, очень любишь плотскія удовольствія и ведешь жизнь разсѣянную. Это весьма вредно для души твоей и можетъ погубить тебя на вѣки: ибо чревоугожденіе есть то же, что идолослуженіе, и творящіе плотскія дѣла царствія Божія не наслѣдятъ, говоритъ апостолъ (Филип. 3, 19. Гал. 5, 19—21). Итакъ, если ты желаешь достигнуть сего царствія и спасти душу свою отъ погибели, то возьми крестъ свой, — оставь плотоугодіе, истреби въ себѣ сластолюбіе. Для этого тебѣ полезно было бы удалиться отъ міра и всѣхъ его прелестей и обречь себя на строгій постъ и отшельническое уединеніе въ какой-нибудь пустынѣ; — но если ты почему-нибудь не можешь сего сдѣлать, то, по крайней мѣрѣ, удаляйся тѣхъ мѣстъ и обществъ, въ которыхъ можешь подвергнуться соблазну, а когда по обстоятельствамъ необходимо будетъ посѣтить ихъ, то всемѣрно храни себя отъ искушенія и не увлекайся тѣмъ что можетъ повредить душѣ твоей; находясь же въ дому твоемъ, соблюдай во всемъ умѣренность, укрощай въ себѣ плотскія вожделѣнія и усердно моли Господа, да поможетъ тебѣ побѣждать ихъ и преуспѣвать въ добродѣтели. Поступая такъ, ты спасешься: ибо кто блюдетъ себе отъ грѣха, тому лукавый не прикасается, говоритъ апостолъ (1 Іоан. 5, 18); а кто побѣждаетъ міръ съ его соблазнами и грѣхами, того Спаситель обѣщаетъ посадить съ Собою на престолѣ славы Своея (Апок. 3, 21).

в) Каждый изъ насъ, братія, долженъ умертвить въ себѣ страсти, влекущія его ко грѣху, каждый долженъ отказаться отъ того, что препятствуетъ спасенію души его, и послѣдовать Христу подражаніемъ Его жизни, исполненіемъ святыхъ Его заповѣдей. Это будетъ свой крестъ для каждаго изъ насъ, — крестъ спасительный, такъ какъ все, что мы сдѣлаемъ ради Христа, даже чаша холодной воды, поданная во имя Его, все это будетъ имѣть мзду свою на судѣ Божіемъ (Марк. 10, 40-42).

III. Братія и сестры о Господѣ! Возлюбимъ тѣ кресты, которые мы должны возложить на себя, по заповѣди Спасителя. Іисусъ Христосъ несъ великій и тягостнѣйшій крестъ единственно ради нашего спасенія: ужели же мы откажемся понести свои малые кресты, чтобы сдѣлаться достойными спасенія? Нътъ, какъ ученики Распятаго, охотно возьмемъ кресты свои и послѣдуемъ Ему; а дабы намъ не изнемочь подъ ними: то будемъ молить Господа, да поможетъ Онъ намъ всесильною благодатію Своею неослабно нести ихъ и неотступно слѣдовать по стопамъ Его. Онъ нѣкогда сказалъ: когда Я вознесенъ буду отъ земли, всѣхъ привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32), — воззовемъ же къ Нему изъ глубины сердецъ нашихъ: влеки насъ къ себѣ Господи, — влеки насъ крестнымъ путемъ Твоимъ, да съ Тобою страждемъ, съ Тобою же и прославимся (Римл. 8, 17)! Аминь! (Сост. по «Слов. и бесѣд.» Платона, митроп. кіевск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 305-306.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0