Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Семнадцатый день.

Свв. муч. Вѣра, Надежда, Любовь и матерь ихъ Софія.

(О томъ, какъ воспитывали и учили своихъ дѣтей древніе христіане).

— «Господи! не оставь насъ, но Самъ помоги намъ не устрашиться мукъ, не устрашиться смерти! Помоги намъ, Спаситель нашъ, не отступить отъ Тебя!» — взывала молитвенно мать-христіанка, а за нею и три ея дочери, въ которыхъ она уже успѣла утвердить вѣру Христову. И помолясь, спокойно пошли онѣ на судъ, предавъ еебя въ волю Того, Кто не велѣлъ бояться убивающихъ тѣло, но душу убить не могущихъ...

На судѣ, на вопросъ: какого происхожденія и какой вѣры Софія, она безбоязненно отвѣчала, что она раба Христова, неисповѣдимому имени Котораго должны поклоняться всѣ сотворенные Имъ на землѣ.. «И дѣтей моихъ, — прибавила Софія — обручила я Богу Христу, чтобы сохранили они нетлѣннаго Жениха — Сына Божіяго»...

Послѣ суда отведена была Софія съ дѣтьми своими къ одной язычницѣ, именемъ Палладіи, которой поручено было уговорить Софію не жертвовать своими дѣтьми и ихъ счастіемъ ради вѣры въ распятаго Христа. Но всѣ три дня, предоставленные Софіи до новаго суда, она провела въ молитвѣ и увѣщаніи дѣтей своихъ быть готовыми къ мученическому подвигу.

— Дѣти мои дорогія! — говорила Софія дочерямъ своимъ, — вотъ, наступило теперь время подвига нашего ради I. Христа. Не устрашайтесь-же вы пострадать за Него! Не убойтесь лишиться временной жизни ради вѣчной жизни въ царствіе Его! Не бойтесь того, что будутъ истязать ваши тѣла: Богъ исцѣлитъ ваши раны и дастъ вамъ нетлѣнную красоту... Также и не прельщайтесь вы, если вамъ будутъ обѣщать богатые дары и всякія почести земныя... Все это исчезаетъ, какъ дымъ какъ пыль, все разметается вѣтромъ и увядаетъ, какъ трава. Вѣчны одни только Божіи дары. Не опасайтесь вы никакого зла: Богъ не отступитъ отъ васъ, Онъ Самъ обѣщалъ вѣрующимъ въ Него, что мать скорѣе забудетъ свое дитя, чѣмъ Онъ забудетъ Своихъ людей... О, дѣти! вспомните, что въ страданіяхъ родила я васъ, въ трудахъ воспитала васъ; вспомните, какъ учила я васъ и любви, и страху Божію, и утѣшьте старость мою твердымъ исповѣданіемъ Бога-Христа... Дайте мнѣ радость назваться матерію мученицъ Христовыхъ! Тогда возвеличится душа моя, когда увижу дѣтей моихъ умирающими Господа ради!..

И глубоко ложились на дѣтскія сердца христіанскихъ дѣвочекъ эти увѣщанія ихъ матери-христіанки, и внезапно расцвѣли небеснымъ плодомъ небесныя сѣмена, посѣянныя матерью въ душахъ дѣтей своихъ...

Когда онѣ снова были призваны на судъ, то неустрашимо исповѣдали вѣру свою во Христа, не отреклись отъ этой вѣры ради обѣщанныхъ имъ всевозможныхъ радостей земныхъ, не отступили и передъ жестокими муками, и одна вслѣдъ за другою, старшая — Вѣра, вторая — Надежда, младшая — Любовь перенесли и поджиганіе на раскаленной желѣзной рѣшеткѣ, и горѣніе въ кипящей смолѣ, и строганіе острымъ желѣзомъ, и пригвожденіе къ колесу, и біеніе палками, такъ что израненныя тѣла ихъ распадались кусками... И оставшись ради проявленія славы Господней невредимыми среди всѣхъ этихъ мученій, были, наконецъ, усѣчены мечемъ...

И Софія перенесла эту лютѣйшую изъ пытокъ: зрѣлище пытки и казни своихъ дѣтей. А Господь скоро всецѣло утѣшилъ пострадавшую за Него если не плотію, то сердцемъ Софію. Похоронивъ дѣтей своихъ, она неотступно въ молитвѣ пребывала на ихъ могилѣ, и въ третій день по ихъ кончинѣ и сама успокоилась вѣчнымъ сномъ, соединившимъ ее съ дѣтьми въ царствѣ Бога тою любовію, которою она сама возлюбила, и дѣтей своихъ научила любить, Бога Христа...

II. Кто изъ насъ, братіе, не возблагоговѣетъ предъ дивнымъ терпѣніемъ св. отроковицъ Вѣры, Надежды и Любви, которыхъ никакія прельщенія и мученія не могли отвратить отъ христіанской вѣры? Несомнѣнно, что только всесильная благодать Божія могла укрѣпить въ подвигѣ страданій св. юныхъ мученицъ. Но мы не погрѣшимъ, если скажемъ, что вѣрность ихъ Христу много также зависѣла отъ того строго христіанскаго воспитанія, которое онѣ получили подъ руководствомъ своей благочестивой матери. Поэтому для насъ весьма важно и поучительно знать, какъ воспитывали вообще древніе христіане своихъ дѣтей, которыя оказывались такъ преданы въ вѣрѣ, надеждѣ и любви къ Богу, что никакія мученія не могли совратить ихъ съ истиннаго пути жизни.

И такъ, какже воспитывали и учили своихъ дѣтей древніе христіане? Первенствующіе христіане не только заботились сами приблизиться къ царству Божію, но и всѣ усилія употребляли, чтобыи дѣтей своихъ содѣлать достойными сынами его. Къ этому было направлено все образованіе и воспитаніе, какое они старались дать имъ.

а) Прежде всего древніе христіане старались напечатлѣть въ дѣтскомъ умѣ живое познаніе I. Христа. Имя Спасителя дѣти впивали, такъ сказать, еще съ матернимъ молокомъ. Потому, въ самыхъ юныхъ лѣтахъ они безтрепетно исповѣдывали это святое имя предъ мучителями. Одного христіанскаго мальчика спрашивали: «откуда узналъ ты христіанское ученіе о единомъ Богѣ?» Онъ отвѣчалъ: мать моя научила меня, а она узнала отъ Бога; Святый Духъ наставилъ ее на сію истину для того, чтобы она внушала ее мнѣ въ моей колыбели; когда я питался грудью своей матери, тогда я и научился вѣровать во Христа».

б) Священное писаніе было первою учебною книгою, такъ что писатели церковные, говоря о христіанскихъ училищахъ, называютъ ихъ училищами св. писанія, упражненіемъ въ божественныхъ писаніяхъ, а каждый домъ и семейство христіанъ — церковію. «Если вы хотите, говорили учители церкви родителямъ, чтобы ваши дѣти слушались васъ, то пріучайте ихъ къ слову Божію. Душа, предназначенная быть храмомъ Божіимъ, должна пріучаться и слушать и говорить только то, что возбуждаетъ и поддерживаетъ страхъ Божій».

Послѣ божественныхъ книгъ отцы и учители церкви совѣтовали родителямъ давать дѣтямъ для чтенія сочиненія святыхъ отцевъ.

в) Въ молитвѣ древніе христіане проводили наибольшую часть времени, пріучая къ тому и дѣтей своихъ. Можно сказать, что вся жизнь ихъ была непрестанная молитва, или, какъ говоритъ Климентъ александрійскій «торжественный святый праздникъ».

Молитвой начинались и оканчивались всѣ ихъ занятія, начиная отъ важныхъ до самыхъ незначительныхъ, такъ что, когда обувались, надѣвали одежду, раздѣвались, учили дѣтей, возжигали огонь, садились или вставали съ мѣста, прогуливались и отдыхали, принимались за рукодѣлье, садились за столъ, вкушали пищу и выходили изъ-за стола, входили въ домъ, выходили изъ дома, — вообще при всякомъ дѣйствіи и состояніи, даже среди безмолвія ночи, вставая отъ сна, ограждали себя крестнымъ знаменіемъ и творили молитву. И въ этой непрестанной молитвѣ пребывали не одни возрастные, но призывали и дѣтей участвовать въ богослуженіи какъ общественномъ, совершаемомъ служителями церкви, такъ и домашнемъ, совершаемомъ главою семейства въ присутствіи всѣхъ обитателей дома; заставляли ихъ затверживать извѣстныя молитвы на память, пѣть гимны и псалмы при обыкновенныхъ ихъ занятіяхъ, вставать на молитву ночью.

г) Первенствующіе христіане удаляли дѣтей отъ всего, что могло возбудить въ нихъ нецѣломудренныя мысли и движенія.

Такъ они дѣтямъ ни подъ какимъ видомъ не позволяли присутствовать на свадебныхъ пиршествахъ, общественныхъ зрѣлищахъ и играхъ; скрывали отъ нихъ соблазнительныя сочиненія языческихъ стихотворцевъ, трагедіи, комедіи, оперы и другія подобныя, предохраняли отъ знакомства съ свѣтскими пѣснями и сладострастною музыкою, удаляли отъ сообщества съ лицами другого пола, съ людьми зазорнаго поведенія. Въ отношеніи тѣла пріучали дѣтей къ скромности въ одеждѣ и другихъ внѣшнихъ украшеніяхъ, къ умѣренности, воздержанію и простотѣ въ пищѣ и питіи.

д) Оградивъ дѣтское сердце отъ всѣхъ внѣшнихъ и внутреннихъ соблазновъ, благочестивые воспитатели въ то же время употребляли и средства, которыя прямо служили къ насажденію и укорененію въ нихъ христіанскаго благочестія.

Первымъ изъ сихъ средствъ, послѣ устнаго и письменнаго наставленія въ правилахъ христіанской дѣятельности, былъ примѣръ благочестія, который воспитатели показывали въ своей жизни, и которому обязывали подражать своихъ воспитанниковъ. «Помните, писалъ блаженный Іеронимъ родителямъ, помните, что лучше можно научить дитя примѣромъ, нежели словами». Дѣти, находясь подъ кровомъ отеческаго дома, слышали и видѣли образецъ всѣхъ добродѣтелей: непрестанное молитвословіе, дѣйствія глубокаго смиренія, презрѣніе міра, умѣренность и скромность въ одеждѣ и внѣшнихъ украшеніяхъ, воздержаніе въ пищѣ и питіи, цѣломудріе, постоянное упражненіе въ словѣ Божіемъ, справедливость, любовь, благотворительность и проч.

е) Родители большею частію сами занимались воспитаніемъ и образованіемъ дѣтей своихъ. Преимущественно же обязанность эту брали на себя матери семействъ, такъ какъ и природа вложила въ ихъ сердце болѣе нѣжности къ дѣтямъ, и внѣшнія занятія не отвлекаютъ ихъ отъ обязанностей семейныхъ, и слѣдовательно, въ ихъ рукахъ болѣе средствъ къ благоуспѣшному воспитанію. Блаженный Іеронимъ писалъ къ одной благочестивой матери: «ты сама должна быть наставницею своей дочери; тебѣ должна подражать ея неопытная юность. Ни въ тебѣ, ни въ своемъ отцѣ она не должна видѣть ничего порочнаго».

Первенствующіе христіане живо сознавали, что примѣръ благочестивой матери особенно силенъ. Кто испыталъ истинную материнскую заботливость, тотъ не можетъ безъ сердечнаго умиленія слышать слова, произнесенныя однимъ благочестивымъ учителемъ къ своей матери, уже перешедшей въ страну вѣчности: «благодарю тебя, любезнѣйшая мать! Я вѣчно останусь твоимъ должникомъ. Когда замѣчалъ я твой взоръ, твои тѣлодвиженія, твое хожденіе предъ Богомъ, твои страданія, твое молчаніе, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву; тогда, съ самыхъ раннихъ лѣтъ, каждый разъ, какъ бы вновь возрождалась во мнѣ жизнь духа — чувство благочестія, и этого чувства не могли истребить никакія понятія, никакія сомнѣнія, никакія обольщенія, никакіе вредные примѣры, никакія страданія, никакія притѣсненія, даже никакіе грѣхи. Еще живетъ во мнѣ эта жизнь духа, хотя уже протекло болѣе сорока лѣтъ, какъ ты оставила временную жизнь».

ж) При воспитаніи дѣтей древніе христіане особенно дорожили первыми годами ихъ дѣтства, дабы, предупредивъ время полнаго развитія разума и свободы, не всегда легко покоряющихся въ послушаніе вѣры и добродѣтели, самую природу дѣтей употреблять въ оружіе для достиженія благихъ цѣлей, глубже напечатлѣть на дѣтской душѣ истины вѣры и расположеніе къ добродѣтели. Когда дѣти были еще во чревѣ матернемъ, матери уже и тогда заботились о ихъ тѣлѣ, опасаясь повредить имъ своею неумѣренною жизнію, и о душѣ, посвящая ее Господу и испрашивая у Него благословенія для рождавшагося дитяти. Какъ скоро начинало обнаруживаться въ дѣтяхъ сознаніе, то родители прежде всего старались внушать имъ вѣру въ Бога и любовь къ благочестію, дабы такимъ образомъ предупредить вліяніе другихъ вредныхъ впечатлѣній, овладѣвающихъ юною душею на цѣлую жизнь, и дать ей съ самыхъ первыхъ минутъ жизни благочестивое направленіе. «Душѣ, говорили учители церкви родителямъ, душѣ, съ первыхъ лѣтъ получающей впечатлѣнія слова Божія, трудно забыть страхъ Божій. Нѣжный возрастъ легко принимаетъ и, какъ печать на воску, напечатлѣваетъ въ душѣ то, что слышитъ, преимущественно съ этого времени жизнь дѣтей наклоняется къ добру или ко злу. Если, начиная отъ самыхъ дверей жизни, отводятъ ихъ отъ зла и наводятъ на путь правый, то добро обращается у нихъ въ господствующее свойство и природу, потому имъ не такъ легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будетъ влечь ихъ къ добру».

III. Молитвами св. муч. Софіи, дивно-прекрасной воспитательницы для царствія Божія своихъ трехъ дщерей: Вѣры, Надежды и Любви, да пробудитъ Господь и въ нашихъ душахъ желаніе и ревность слѣдовать древнимъ благочестивымъ правиламъ христіанскаго воспитанія, которое приносило такіе дивные плоды. (Сост. свящ. Г. Д-ко по кн. «Урок. и примѣры хр. любви», его же).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 300-303.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0