Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Шестнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. великомученица Евфимія.

(Какъ намъ спастись?)

Мы должны спасаться чрезъ исполненіе заповѣдей Божіихъ.

II. Однажды, во время земной жизни I. Христа, приступилъ къ Нему одинъ законникъ (человѣкъ ученый) и сказалъ: Учитель! что мнѣ дѣлать, что-бы наслѣдовать жизнь вѣчную? Спаситель сказалъ: въ законѣ (Моνсеевомъ) что написано? какъ читаешь? Тотъ отвѣчалъ: возлюби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею крѣпостію твоею, и всѣмъ разумѣніемъ твоимъ, и ближняго твоего, какъ самого себя. I. Христосъ сказалъ: правильно ты отвѣчалъ; такъ поступай, и будешъ жить, т.-е. наслѣдуешь жизнь вѣчную (Лук. 10, 25–28).

Поступайте такъ и вы, христіане, и вы спасетесь.

а) Какъ намъ не любить Бога? Онъ нашъ Творецъ и Промыслитель. Его силою мы живемъ, движемся и есмы, Онъ повелѣваетъ сіять солнцу, чтобы согрѣвать насъ, Онъ посылаетъ дождь на землю, чтобы произращать для насъ плоды земные; Онъ даетъ намъ хлѣбъ, исполняетъ пищею и веселіемъ сердца наши; Онъ просвѣщаегь день для нашихъ трудовъ и опредѣляетъ ночь для нашего успокоенія. Какъ намъ не любить Бога? Онъ нашъ Спаситель, пришедшій на землю и пострадавшій за насъ грѣшныхъ. Онъ совершитель нашего спасенія. Къ Нему по смерти мы должны итти и съ Нимъ вѣчно блаженствовать, если только мы заслужимъ этого. Какъ же такого милосердаго Владыку и Спасителя не любить намъ? Но мы должны любить Его всѣмъ сердцемъ, т.-е. вполнѣ прилѣпиться къ Богу и оставить всѣ земныя привязанности. Мы должны любить Бога больше, чѣмъ отца и мать, больше, нежли дѣтей своихъ. Вѣдь, Самъ Спаситель сказалъ: кто любитъ отца или мать болѣе, нежели Меня, не достоинъ Меня... (Мѳ. 10, 37). Вотъ какъ нужно любить Бога. Намъ грѣшнымъ и слабымъ это кажется невозможнымъ. А вотъ были же въ сонмѣ святыхъ такіе люди, которые изъ-за любви къ Богу оставляли все: и домъ, и родителей, и жену. Кто изъ насъ не знаетъ препод. Алексія, человѣка Божія (17 марта)? Сынъ знаменитаго римскаго вельможи, онъ въ самый брачный вечеръ тайно оставилъ домъ, родителей, невѣсту, и жилъ какъ бѣдствующій странникъ въ чужихъ мѣстахъ, наконецъ, въ самомъ домѣ своихъ родителей подъ видомъ нищаго, претерпѣвая здѣсь всякаго рода лишенія и озлобленія, а больше всего душевную скорбь отъ разлуки съ родителями въ виду самихъ родителей. И чего-чего только не претерпѣлъ препод. Алексій изъ-за любви къ Богу? За это Господь и наградилъ его: по кончинѣ его небесный голосъ во всеуслышаніе провозвѣстилъ искать «человѣка Божія», и этимъ человѣкомъ Божіимъ оказался умершій нищій, безвѣстно жившій въ домѣ своихъ родителей.

Или вотъ еще примѣръ: отрока Иринея во время его мученій окружили отецъ, мать и всѣ знакомые, и со слезами умоляли пощадить юность свою, исполнить волю царя и уклониться отъ мукъ, но Ириней не послушалъ ихъ. На вопросы же мучителя: «имѣешь ли родителей?» отвѣчалъ: «не имѣю», повторяя слова Господа: иже любитъ отца или матерь паче Мене, нѣсть Мене не достоинъ, и иже любитъ сына или дщерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ (Мѳ. 10, 37).

Тяжело тебѣ, христіанинъ, не по силамъ твоимъ для Бога отказаться отъ любви родителей своихъ, такъ исполняй заповѣди Божіи, потому что кто исполняетъ заповѣди Божіи, тотъ так-же любитъ Бога. Имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя (Іоан. 14; 21), сказалъ Спаситель.

б) Послѣ Бога мы должны любить ближнихъ своихъ: возлюби ближняго твоего, какъ самого себя. Вы скажете: «Бога какъ не любить, и мы любимъ Его. Но ближнихъ всѣхъ безъ исключенія, –какъ любить и притомъ — любить какъ себя? Это выше силъ человѣческихъ». Нѣтъ, христіане, это только кажется такъ. На самомъ же дѣлѣ, какая легкая и вмѣстѣ святая и благотворная эта заповѣдь! Что можетъ быть легче и сладостнѣе этой любви? Не въ любви ли святой, чистой, христіанской, заключается все утѣшеніе и блаженство наше? Се что добро или что красно, но еже жити братіи вкупѣ (Пс. 81, 1), говоритъ св. пророкъ Давидъ.

Сколько и побужденій къ тому, чтобы мы любили другь друга? Всѣ мы сотворены единымъ Богомъ; всѣ мы произошли отъ однихъ прародителей и суждены быть братія между собой по плоти, всѣ мы искуплены единымъ Спасителемъ нашимъ — I. Христомъ; всѣ мы составляемъ единую святую церковь; всѣ мы исповѣдуемъ единую православную вѣру, всѣ мы причащаемся единаго тѣла, и крови Христа Бога нашего. Намъ ли послѣ этого не любить другъ друга? Любовь — такое великое чувство, что, имѣя ее, мы имѣемъ все нужное для святой, угодной Богу жизни. О св. евангелистѣ Іоаннѣ Богословѣ сохранилось преданіе, что онъ, въ концѣ своей жизни, постоянно повторялъ одно и то же поученіе: «дѣти, любите другъ друга! « Когда его спросили, почему онъ всегда повторяетъ одно и то же наставленіе, то святый старецъ отвѣчалъ: «потому что и одной этой заповѣди достаточно для спасенія». Почитайте житія святыхъ и вы увидите множество примѣровъ истинной христіанской любви къ ближнимъ.

Взгляните, напр., на преподобнаго Агаѳона: вы изумитесь необычайной любви его къ ближнимъ. Онъ до того любилъ людей, что, если кто, войдя въ убогую его келлію, останавливалъ вниманіе на какой-либо его вещи, Агаѳонъ умолялъ его взять ее себѣ, и не отпускалъ до тѣхъ поръ, пока тотъ не исполнялъ его просьбы. Онъ до того любилъ ближнихъ, что иногда говаривалъ: «о, еслибы я могъ отдать прокаженному свое тѣло здоровое, а себѣ взять его тѣло больное!»

А то посмотрите еще на св. Павлина, епископа ноланскаю, какъ онъ любилъ ближнихъ. Однажды пришла къ нему одна вдова съ просьбою выкуппть ея единственнаго сына изъ плѣна. Св. Павлинъ, не имѣя у себя ничего, — ни денегъ, ни платья, — но желая пособить горю вдовицы, сказалъ ей: «у меня ничего нѣтъ, такъ возьми меня и, какъ своего раба, отдай вмѣсто сына». Вдовица не соглашалась на такое предложеніе, но св. Павлинъ убѣдилъ ее отдать его за сына.

Недосягаемы для васъ эти образцы, такъ поступайте иначе. Господь не требуетъ отъ всѣхъ насъ такой самоотверженной любви. Онъ говоритъ: возлюби ближняго твоего, какъ самого себя. Чего желаемъ себѣ, того же должны желать и другимъ, и что дѣлаемъ для себя, то же должны дѣлать и для другихъ. Бережемъ свое здоровье: должны беречь здоровье и другихъ. Дорожимъ своею честію: должны дорожить и честью другихъ. Хранимъ свою собственность: должны хранить и собственность другихъ. Стараемся о своемъ благополучіи: должны стараться и о благополучіи другихъ. Однимъ словомъ, поступайте по заповѣди Спасителя: во всемъ, какъ хотите чтобы съ вами поступали люди, такъ поступайте и вы съ ними (Мѳ. 7, 12); и вы можете спастись и наслѣдовать жизнь вѣчную. (См. Воскр. день 1893 г).

III. Братіе христіане! Возлюбите Господа своего всѣми силами своей души и ближняго своего, какъ самихъ себя — и получите вѣчное спасеніе. (Сост. съ дополн. по указан. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 298-299.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0