Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Шестнадцатый день.

Поуч. 1-ое. Святая великомученица Евфимія.

(О воспитаніи дѣтей въ духѣ вѣры и благочестіи).

II. Мы видимъ юную дѣву, готовую и идущую на всевозможныя страданія за Христа. Откуда въ ней такая вѣра, такое мужество, такая горячая любовь ко Христу? Кто воспиталъ ее въ такомъ спасительномъ страхѣ Божіемъ? Конечно, родители: они вложили въ ея юное сердце все доброе, прекрасное, вложили и словомъ, и наипаче примѣромъ жизни своей. Такъ вотъ отъ чего у благочестивыхъ родителей и дѣти бываютъ большею частію богобоязненныя.

а) Таковые родители строго слѣдятъ за своимъ дѣтищемъ, слѣдятъ за каждымъ словомъ, за каждымъ шагомъ, за каждымъ дѣйствіемъ ихъ, — они учатъ ихъ добру, и сами служатъ для нихъ примѣромъ одного добра. Начало премудрости страхъ Господень; и они, зная это, внушаютъ бѣгать всего худого потому, что нечестіемъ оскорбляется прежде всего Богъ, что чрезъ дурную жизнь можно лишиться Его любви и благоволенія.

аа) Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ. Сія есть первая и большая заповѣдь, и благочестивые родители, зная то, внушаютъ своему дѣтищу любить Бога больше всего, — они съ самыхъ раннихъ лѣтъ учатъ его молитвамъ, и молиться водятъ съ собою въ храмъ, въ храмѣ поставятъ около себя, внушая стоять въ немъ со страхомъ и благоговѣніемъ. Любовь къ Богу познается чрезъ любовь къ чтенію и исполненію слова Его, — и благочестивые родители прежде всего спѣшатъ ознакомить дѣтей съ словомъ Божіимъ, сами читаютъ имъ избранныя мѣста и ихъ заставляютъ самихъ каждый день прочитывать хотя по главѣ изъ евангелія, по псалму изъ псалтири.

бб) Дѣтямъ нуженъ живой образецъ, какъ привести въ жизнь вычитанное ими въ словѣ Божіемъ — и родители, зная это, спѣшатъ ознакомить ихъ съ житіями святыхъ; или устно разсказываютъ имъ про жизнь святыхъ, или снабжаютъ ихъ книгами, въ которыхъ повѣствуется о дѣяніяхъ святыхъ.

вв) Хотятъ ли отдать дѣтей въ училище? отдаютъ въ такое, гдѣ страху Божію и правиламъ христіанской нравственности учатъ болѣе всего.

гг) Окружаютъ ли ихъ товарищами? избираютъ такихъ, которые не повредить, а помочь могутъ своимъ вліяніемъ и добрымъ примѣромъ.

дд) Молятъ ли Бога о своихъ дѣтяхъ? Прежде всего испрашиваютъ имъ духа благочестія, духа любви, духа страха Божія. И молитва ихъ не бываетъ напрасна. Есть много историческихъ примѣровъ, которые показываютъ, что даже глубоко испорченныя дѣти, совсѣмъ почти погибшія для Бога и людей, силою родительскихъ молитвъ возставали изъ своего паденія, исправлялись и дѣлались благочестивыми.

б) Но всегда ли такъ ростутъ и воспитываются дѣти нынѣшнихъ христіанъ?

аа) Нѣтъ, мы многихъ дѣтей видимъ испорченными въ раннемъ возрастѣ, — многіе изъ нихъ заражены пороками не дѣтскими, — многіе, далеко не достигши совершеннолѣтія, уже могутъ назваться вполнѣ потерянными для семьи, для общества, — они — скорбь родителей, — они — бремя семейства, — они — соблазнъ для постороннихъ, — они увядаютъ, не расцвѣтши, — они сходятъ съ поприща, ничего полезнаго не сдѣлавши.

бб) Кто виноватъ? Не виноваты ли прежде всего родители, допускающіе дѣтей рости часто безъ веякаго надзора, не обращающіе на нихъ никакого вниманія? Этотъ ребенокъ, сознательно или несознательно изрыгающій на улицѣ слова брани неподобной, своимъ грубымъ, дерзкимъ, совершенно не дѣтскимъ обращеніемъ заставляющій плакать всѣхъ своихъ товарищей, находящій свое удовольствіе въ мученіи безвинныхъ животныхъ, не бывающій въ храмѣ, или и бывающій, но стоящій здѣсь безъ всякаго благоговѣнія — скажите, отъ чего онъ такъ держитъ себя? Очень можетъ быть, что тутъ виноваты родители, которые или не хотятъ знать, какъ держать себя въ ихъ отсутствіи ихъ дѣти, или и знаютъ, но равнодушно смотрятъ на ихъ поведеніе.

А дѣти въ крестьянствѣ, съ самыхъ раннихъ лѣтъ пріучаемые и принуждаемые взрослыми къ губительному напитку, иногда въ самихъ родителяхъ видящіе примѣръ и грубаго обращенія и неприличной брани и нетрезваго поведенія, — скажите, кто будетъ виною ихъ гибели, ихъ распущенности, ихъ разврата? Не тѣ же-ли родители? Какъ же искать въ такихъ дѣтяхъ страха Божія, любви къ молитвѣ, чистоты и непорочности дѣтской? И какъ трудно каждому изъ таковыхъ сдѣлаться добрымъ христіаниномъ по приходѣ въ зрѣлый возрастъ, когда получилъ онъ наклонность болѣе къ худому еще въ раннемъ дѣтствѣ?

III. Поэтому, братія, будемъ внимательны къ своимъ обязанностямъ, будемъ слѣдить какъ можно строже за поведеніемъ дѣтей своихъ, не подавать имъ въ своемъ лицѣ соблазна, устранять отъ слуха и зрѣнія — этихъ дверей души — все соблазняющее или научающее грѣху. Пусть дѣти, глядя на васъ, узнаютъ и научаются, какими они должны быть. ІІусть изъ примѣра вашего научаются любить Бога и ближняго больше всего, любить храмъ, молитву больше свѣтскихъ удовольствій. И тогда только, по приходѣ въ возрастъ, дѣти ваши будутъ тверды въ вѣрѣ и благочестіи, тогда только они вполнѣ утѣшатъ васъ. (Сост. Съ дополн. по кн. «Уроки изъ жизни святыхъ», свящ. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 296-298.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0