Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Пятнадцатый день.

Св. великомуч. Никита.

(Скорби нужно переносить великодушно).

Но спокойствіе готѳскаго народа было не продолжительно. Атанарикъ язычникъ, побѣдивъ Фритигерна, христіанина, отнялъ у него власть и началъ жестоко преслѣдовать христіанъ. Проповѣдникъ Христовой вѣры Никита, неустрашимо обличавшій Атанарика, дабы вразумить и обратить его на путь истины и добра, былъ схваченъ и, послѣ тяжкихъ страданій, безъ ропота и великодушно имъ перенесенныхъ, былъ сожженъ. Тѣло его, оставшееся въ огнѣ невредимымъ, было брошено безъ погребенія. Одинъ изъ друзей пошелъ, въ глубокую ночь, отыскивать тѣло мученика и, нашедши его по сіявшему надъ нимъ свѣту, отнесъ на свою родину, въ Киликійскую страну, и здѣсь тѣло Никиты, положенное въ церкви, прославилось чудесными исцѣленіями.

II. Св. великомученикъ Никита, безъ ропота перенесшій тяжкія страданія за Христа, служитъ для насъ, братіе, живымъ учителемъ той истины, что скорби нужно переносить великодушно, безъ ропота, съ полною преданностью Промыслу Божію, допустившему сіи скорби.

А. Если скорби, обременяющія насъ, произошли отъ нашихъ грѣховъ: то ихъ надобно переносить великодушно по двумъ причинамъ.

а) Во-первыхъ потому, что скорби въ такомъ случаѣ неизбѣжны. Скорби слѣдуютъ за грѣхами рука объ руку. Никакая естественная сила, никакая мудрость не можетъ отстранить скорбей отъ грѣховъ. Онѣ соединены между собою также тѣсно, какъ естественно быть соединеннымъ дѣйствіямъ съ своими причинами. Гдѣ дождь, тамъ и грязь; гдѣ грѣхъ, тамъ и скорбь. Скорбь и тѣснота на всяку душу человѣка, творящаго злое (Рим. 2, 9), говоритъ апостолъ Павелъ. Видите, въ какомъ тѣсномъ союзѣ грѣхъ со скорбями. И слѣдовательно, гдѣ допущены грѣхи, тамъ скорби неизбѣжны. А потому тѣ, которые имѣли несчастіе впасть въ грѣхъ, должны поставить себѣ въ непремѣнную обязанность переносить великодушно скорби, ихъ постигшія.

б) Во-вторыхъ, заслуженныя скорби надобно переносить великодушно потому, что онѣ предотвращаютъ горести болѣе значительныя, горести ожидающія насъ по ту сторону гроба, т.-е. геенскія мученія. За что мы потерпимъ въ этой жизни наказанія, за то не будемъ наказаны въ будущей. Богъ правосуденъ, не наказываетъ дважды за одно и тоже преступленіе. Поэтому не безъ основанія христіане, допустившіе себя до погрѣшностей, иногда просятъ Бога, чтобы Онъ наказалъ ихъ въ сей жизни, а помиловалъ бы въ будущей. Да и нѣтъ сомнѣнія, что лучше потерпѣть за грѣхи скорби временныя, скорби въ сей жизни, нежели вѣчныя, безконечныя въ жизни будущей. Притомъ великодушное перенесеніе скорбей можетъ послужить скорѣйшему прекращенію скорбей.

Легко можетъ случиться, что милосердый Господь, увидя наше великодушіе, наше смиреніе, наше терпѣніе въ перенесеніи постигшихъ насъ скорбей, проститъ намъ по благости Своей наши погрѣшности, прекратитъ наши скорби и прольетъ отраду въ сердца наши. Нѣкогда, по дѣйствію Божію, за грѣхи, постигли величайшія скорби царя израильскаго Давида. Онъ долженъ былъ удалиться отъ царскихъ чертоговъ, и итти, какъ изгнанникъ, въ страхѣ, пѣшкомъ, босой, подъ укоризнами (2 Цар. 2, 15, 16). Но такъ какъ царь Давидъ все это переносилъ съ удивительнымъ великодушіемъ и терпѣніемъ, то Богъ вскорѣ умилосердился надъ царственнымъ изгнанникомъ и прекратилъ его скорби, возвративъ ему и престолъ, и силу, и славу.

Б. Скорби не заслуженныя, но посылаемыя или попущаемыя Богомъ для испытанія нашей вѣры, для возвышенія нашего освященія, должно переносить великодушно по слѣдующимъ причинамъ.

а) Во первыхъ скорби, о которыхъ говоримъ, должно переносить великодушно изъ подражанія Христу Спасителю, апостоламъ и прочимъ святымъ угодникамъ Божіимъ. Іисусъ Христосъ мужественно переносилъ всѣ непріятности въ продолженіе жизни, съ Нимъ встрѣчавшіяся. Самыя крестныя страданія, самую смерть Спаситель претерпѣлъ великодушно, въ высочайшей степени. Апостолъ Павелъ не только терпѣливо переносилъ скорби, удручавшія его, но и радовался въ страданіяхъ своихъ. Радуюся въ страданіяхъ моихъ (Кол. 1, 24), писалъ онъ къ колоссаемъ.

б) Во вторыхъ, скорби, посылаемыя отъ Бога, надобно великодушно переносить, чтобы не лишиться душевной великой пользы, для которой посылаются намъ скорби. Пластырь, прикладываемый къ ранамъ, тогда оказываетъ свое дѣйствіе, когда больной терпѣливо носитъ его на язвахъ. Въ противномъ случаѣ самый лучшій пластырь, безвременно сброшенный съ язвы, не сдѣлаетъ больному пользы. То же можно сказать и о скорбяхъ. Нетерпѣливое перенесеніе скорбей можетъ сдѣлать ихъ не дѣйствительными, безсильными достигнуть благотворной цѣли, для которой онѣ премудрымъ Промысломъ намъ посылаются.

в) При томъ скорби надобно великодушно переносить и потому, что онѣ необходимы на пути душевнаго спасенія. Многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царствіе Божіе (Дѣян. 14, 22), говоритъ священное писаніе.

г) Наконецъ надобно переносить бѣдствія и изъ благодарности къ Богу, посылающему намъ скорби, потому что Господь Богъ посылаетъ скорби преимущественно тѣмъ, кого Онъ любитъ. Аще наказаніе терпите, говоритъ апостолъ Павелъ, яко же сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ (Евр. 12, 7). Отецъ земной надѣляетъ любимыхъ дѣтей своихъ подарками: а Отецъ небесный осыпаетъ любимыхъ Своихъ дѣтей, христіанъ, скорбями. Его же любитъ Богъ, наказуетъ, говоритъ священное писаніе. Біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ (Рим. 12, 6).

III. Причины, побуждающія насъ, слуш., великодушно переносить скорби, очевидны. Будемъ благоразумны и справедливы. Если угодно Богу посѣтить насъ скорбями, то будемъ переносить ихъ великодушно, терпѣливо, безропотно, подобно св мученику Никитѣ, нынѣ ублажаемому. Таковое мудрое перенесеніе скорбей вознаградитъ насъ сторицею если не въ сей жизни, то въ будущей непремѣнно. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегор. и арзамасск., ч. 4-я, изд. 4-е, 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 294-296.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0