Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Четырнадцатый день.

Поуч. 4-ое. Воздвиженіе честнаго и животворящаго креста Господня.

(Сила креста Христова).

Обрѣтеніе креста Господня было въ 326 году. Мать благочестиваго римскаго императора Константина Великаго св. равноапостольная Елена пожелала отыскать тотъ самый крестъ, на которомъ былъ распятъ на Голгоѳѣ Господь нашъ I. Христосъ. Для сего она отправилась въ Іерусалимъ и тамъ отъ одного изъ евреевъ узнала, что крестъ былъ зарытъ въ землѣ на томъ мѣстѣ, гдѣ было капище языческой Венеры. По разрытіи земли нашли три креста. Чтобы узнать, на которомъ изъ нихъ былъ распятъ Господь (ибо дщица съ надписью отпала отъ креста Господня), поперемѣнно возлагали кресты на умершаго, котораго несли для погребенія. Два креста не произвели никакого дѣйствія; а когда положили третій, то мертвый воскресъ. Это чудо и многія другія ясно указали на животворящій крестъ Господень. Въ чувствѣ благоговѣнія народъ повергался предъ крестомъ и желалъ его лобызать. Но отъ стеченія народа многіе не могли его видѣть. Тогда іерусалимскій патріархъ Макарій взошедъ на возвышенное мѣсто и воздвигалъ (т. е. поднималъ и осѣнялъ имъ на всѣ стороны народъ) крестъ такимъ образомъ, что всѣ люди могли видѣть его. Повергаясь предъ крестомъ, христіане восклицали: «Господи, помилуй»!

Съ этого времени до 614 года животворящій крестъ Христовъ находился въ Іерусалимѣ. А въ 614 году персидскій царь Хозрой овладѣлъ Іерусалимомъ и, разграбивъ храмъ Воскресенія, вмѣстѣ съ другими сокровищами взялъ и крестъ Господень. Въ рукахъ невѣрныхъ крестъ находился 14 лѣтъ. Въ 628 году греческій императоръ Ираклій заключилъ миръ съ персидскимъ царемъ; тогда крестъ Господень былъ возвращенъ опять въ Іерусалимъ. Съ сего времени постановлено повсюду праздновать «воздвиженіе» креста Господня. Отъ сего праздникъ сей называется «всемірнымъ» воздвиженіемъ, т. е. всеобщимъ, совершаемымъ по всѣмъ храмамъ вселенской церкви.

II. При ежегодномъ воспоминаніи сего событія положено выносить изъ алтаря крестъ для благоговѣйнаго чествованія, а въ соборахъ, лаврахъ и многихъ монастыряхъ — повторять древнее воздвиженіе, т. е. подниманіе креста на всѣ четыре стороны и затѣмъ осѣненіе народа, съ пѣніемъ: «Господи, помилуй»!

Чувства, выражаемыя этою краткою молитвой, могутъ вполнѣ соотвѣтствовать состоянію вѣрующихъ, при взглядѣ на крестъ Христовъ, чрезъ который совершена всемірная жертва Голгоѳская за весь міръ: «иже въ шестый день же и часъ на крестѣ пригвождей въ раи дерзновенный (по дерзости сдѣланный) Адамовъ грѣхъ и согрѣшеній нашихъ рукописаніе раздери, Христе Боже, и спаси насъ». Да пробудитъ же это воспоминаніе въ сердцахъ христіанъ безпредѣльную благодарность и любовь къ своему Спасителю, пролившему за насъ Свою кровь на крестѣ!

Прилично при этомъ вспомнить и о благочестивой ревности равноапостольной царицы Елены и сына ея — равноапостольнаго царя Константина, даровавшихъ православной церкви свободу и открывшихъ для ней столь великую святыню. Подумай при этомъ каждый христіанинъ и каждая христіанка, что вы сдѣлали и что можно сдѣлать для благоукрашенія мѣстнаго своего храма; а подумавши объ этомъ, старайтесь быть, по крайней мѣрѣ, усердными чтителями благочестивыхъ обрядовъ православной церкви, имѣющихъ цѣлію укрѣплять и возвышать въ сердцахъ нашихъ чувства вѣры и духъ молитвы.

Смотря на крестъ Христовъ — орудіе нашего спасенія — нельзя не видѣть его силы и величія. Составитель канона на «воздвиженіе креста Господня», св. Козьма Маюмскій величественно изображаетъ силу и величіе спасительнаго орудія страданій Христовыхъ.

Животворящую силу креста онъ видитъ еще въ ветхомъ завѣтѣ, когда одни только прообразованія его уже творили дивныя знаменія. Такъ св. Моисей разсѣкъ Чермное море жезломъ, «крестъ начертавъ впрямо» (т. е. въ прямоту), и опять соединилъ его «вопреки написавъ непобѣдимое оружіе» (т. е. крестъ въ широту). Равнымъ образомъ онъ же побѣдилъ Амалика простертыми руками «крестъ вообразивъ», — подавалъ врачевство уязвленнымъ зміями, привязавъ змія на «древѣ — образѣ креста», — услаждалъ горькія воды Мерры древомъ «во образъ креста». Пророкъ Іона спасся изъ утробы воднаго звѣря, «крестовидно длани распростеръ». Праведный Іаковъ возлагалъ руки свои, при благословеніи сыновъ іосифовыхъ, «дѣйствіе являя жизненоснаго креста».

Но во времена новозавѣтныя спасительныя дѣйствія креста, окропленнаго кровію воплотившагося Бога-Слова, распространились на весь родъ человѣческій. Соотвѣтственно божественной силѣ своей, крестъ Христовъ, по вѣрнымъ указаніямъ церковнаго пѣснописца, былъ достойно чествуемъ во всѣ времена, какъ ветхозавѣтными мужами, проразумѣвавшими его таинство, такъ въ особенности новозавѣтными сынами благодати, узрѣвшими это великое таинство въ полномъ свѣтѣ. А при особенныхъ случаяхъ были чрезвычайныя видѣнія креста, напримѣръ: св. царю Константину «показа небо побѣдное знаменіе креста», — или послѣ того царю Констанцію «явися чудно простертый крестъ, солнечные лучи испущая». Такія видѣнія имѣли, кромѣ частныхъ и временныхъ цѣлей, одну общую, относящуюся ко «всему міру» христіанскому: «дабы показать міру покланяемый образъ креста во всей славѣ его, который Ты, Господи, изобразилъ для царя Константина на небѣ блистающимъ въ безмѣрномъ свѣтѣ, какъ непобѣдимое всеоружіе».

Укажемъ хотя на нѣкоторые изъ безчисленныхъ примѣровъ силы честнаго и животворящаго креста.

Такъ, по сказанію св. Прохора, ученика Іоанна Богослова, св. апостолъ знаменіемъ креста исцѣлилъ нѣкогда, лежавшаго при пути, больного человѣка (житіе св. Іоанна Богослова сент. 26).

Нѣкто благочестивый Иръ, по наставленію св. апостола Филиппа, начерталъ рукою своею образъ креста Христова на поврежденныхъ членахъ недужнаго Аристарха — и тотчасъ усохшая рука исцѣлѣла, око прозрѣло, слухъ открылся, и больной сталъ здоровъ (жит. св. ап. Филиппа, ноябр. 14).

Когда св. Епифаній, въ дѣтствѣ своемъ, будучи еще некрещеннымъ, сверженъ былъ однажды разсвирѣпѣвшимъ осломъ и сильно повредилъ себѣ бедро, то нашедшій его нѣкоторый христіанинъ трижды знаменалъ крестомъ и тѣмъ уврачевалъ отрока (жит. св. Епифанія, еп. кипрск., мая 12).

Препод. Макрина, сестра св. Василія В., страдая «отъ вереда нѣкоего лютаго на персяхъ ея», просила свою мать осѣнить больное мѣсто крестомъ, и какъ скоро употреблено было это врачевство, мгновенно получила исцѣленіе (жит. пр. Макрины, іюля 19).

Нонна, мать св. Григорія Богослова, подвергшись однажды тяжкой болѣзни, испытывала, «многія страданія», и «самое тяжкое — отвращеніе отъ пищи, продолжавшееся многіе дни, и ничѣмъ неизлѣчиваемое». Чѣмъ же Самъ Богъ исцѣлилъ ее? Силою знаменія св. креста! ;,Ей представилось, въ ночномъ видѣніи», говоритъ самъ св. Григорій («Сл. 18», говор. въ похвалу и въ утѣшеніе матери Ноннѣ, въ присутствіи св. Василія Вел.), «будто-бы я явился къ ней вдругъ ночью, съ корзиною и самыми бѣлыми хлѣбами, потомъ, произнеся надъ ними молитву и запечатлѣвъ ихъ крестнымъ знаменіемъ, по введенному у насъ обыкновенію, подаю ей вкусить» — для подкрѣпленія силъ. И дѣйствительно, силы ея тогда же возстановились и укрѣпились такъ, что больная пробудилась отъ сна — уже исцѣлѣвшею.

Но чудодѣйственный крестъ Христовъ не только исцѣлялъ недуги, онъ даже содѣлывалъ тѣло человѣческое невредимымъ ни отъ пламени, ни отъ челюстей свирѣпыхъ звѣрей, ни отъ смертоносныхъ ядовъ. Такъ св. первомученица Ѳекла осѣнила крестомъ «множество дровъ и хврастія, собраннаго подъ нею на сожженіе ея» — и огонь не дерзнулъ прикоснуться къ ея тѣлу (жит. св. Ѳеклы. сент. 24). Св. мученица Василисса никомидійская оградила себя знаменіемъ креста — и посреди пламени, въ разожженной пещи, «стояла на многъ часъ, въ огни горящемъ», безъ всякаго вреда (жит. св. мученицы Василиссы, сент. 4).

Обреченные на снѣдь звѣрей, св. мученики Авдонъ и Сеннисъ напечатлѣли на себѣ св. крестъ, и лютые звѣри, подобно кроткимъ агнцамъ, лобызали ноги человѣковъ Божіихъ (жит. св. муч. Авдона и Сенниса іюля 1).

При цѣлебной силѣ креста Христова — оказывались безвредными и убійственные яды. Такъ св. епископъ Юліанъ, начертавъ на поднесенной ему злоумышленниками чашѣ св. крестъ, выпилъ смертоносный ядъ, и не почувствовалъ въ своемъ тѣлѣ никакого вреда («Лимонарь, или Лугъ дух., гл. 3»). Подобнымъ образомъ, преп. Венедиктъ осѣнилъ крестомъ сткляницу — и ядоносный сосудъ разсѣлся, «какъ бы отъ каменнаго ударенія» (жит. преп. Венед. марта 12).

III. Съ восторгомъ указывая на чудныя дѣйствія и торжественныя явленія побѣдоноснаго знаменія (креста) и съ глубочайшимъ благоговѣніемъ ублажая святое орудіе нашего спасенія, св. пѣснописецъ (св. Козьма) призываетъ не только людей вѣрующихъ, но и небесныя силы и даже неодушевленную природу принять участіе во всемірномъ и радостнѣйшемъ торжествѣ во славу честнаго и животворящаго креста Господня: «воздвизаему древу, — пишетъ онъ, — окроплену кровію воплощшагося Слова Бога, пойте небесныя силы, земныхъ воззваніе празднующе, людіе, поклонитеся Христову кресту, имже міру возстаніе во вѣки» (п. 8, тр. 1.) «земные строители благодати, священнолѣпно воздвизайте руками крестъ, на которомъ былъ пригвожденъ Христосъ Богъ» ( — тр. 2); «радуйтесь превозвышенные Божественною волею вѣрные цари христіанскіе, получивъ отъ Бога честный крестъ, славьтесь симъ побѣдоноснымъ оружіемъ» (— тр. 3); «да возрадуются вся древа дубравная, ибо освятися естество ихъ Христомъ, на древѣ распростертымъ» (п. 9. тр. 1); «подземныхъ силы противныя трепещутъ знаменія креста; небесныхъ же и земнородныхъ роди (сонмы) колѣна преклоняютъ Христу, подающему (чрезъ крестъ) миръ душамъ нашимъ» (п. 5. тр. 2).

Вообще для вѣрующихъ въ Господа I. Христа и признающихъ силу Его крестныхъ страданій за грѣшное человѣчество знаменіе креста Его составляетъ великую защиту не только отъ духовныхъ враговъ — злыхъ духовъ, но и отъ чувственныхъ — злыхъ человѣковъ и отъ всѣхъ несчастій.

Вотъ, христіане, гдѣ и въ чемъ кроется сила противъ козней врага нашего спасенія — діавола!

«Да не стыдимся, — скажемъ словами св. Кирилла іерусалимскаго, — исповѣдывать Распятаго съ дерзновеніемъ, да изображаемъ рукою знаменіе креста на челѣ и на всемъ: на хлѣбѣ, который вкушаемъ, на чашахъ, изъ которыхъ піемъ; да изображаемъ его при входахъ и выходахъ: когда ложимся спать и встаемъ, когда находимся въ пути и отдыхаемъ. Онъ — великое предохраненіе, данное бѣднымъ въ даръ и слабымъ — безъ труда».

Какъ же грѣшатъ послѣ этого тѣ изъ христіанъ, которые стыдятся перекреститься при входѣ въ домъ, или же небрежно кладутъ на себѣ крестное знаменіе!.. Вѣдь, когда мы дѣлаемъ на себѣ крестное знаменіе, то этимъ показываемъ и какъ бы говоримъ о себѣ: я христіанинъ, я Христовъ, я во Христа вѣрую, я на Христа надѣюсь, я Христомъ себя украшаю, я во Христа облекаюсь. Безъ крестнаго же знаменія христіанинъ — не православный христіанинъ; на комъ нѣтъ креста, тому нѣтъ благодати и помощи отъ Бога, Которому честь и слава во вѣки вѣковъ. Аминь. (Состав. по кн. «Уроки и примѣры хр. вѣры» и др. источн., свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 287-290.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0