Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Четырнадцатый день.

Поуч. 3-е. Воздвиженіе честнаго и животворящаго креста Господня.

(Одно наружное поклоненіе кресту Христову безъ внутренняго неугодно распятому на немъ Господу).

Одного поклоненія наружнаго, тѣлеснаго предъ крестомъ недостаточно. Святой крестъ есть видимый представитель невидимаго присутствія распятаго на немъ Господа: посему кланяться предъ нимъ мы должны, какъ предъ лицемъ Самого Распятаго на немъ. Человѣкъ состоитъ изъ тѣла и души; душа и тѣло его равно искуплены цѣною крови I. Христовой; посему онъ долженъ душею и тѣломъ и поклоняться вознесенному на крестъ Искупителю. Или не вѣсте, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго въ васъ Святаго Духа суть, его же имате отъ Бога, и нѣсте свои; куплени бо есте цѣною; прославите убо Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ, и въ душахъ вашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 19, 20), учитъ апостолъ Павелъ. Распятый на крестѣ есть не простой человѣкъ, а вмѣстѣ и Богъ, испытуяй сердца и утробы, зрящій не на лице, а на сердце: посему удовольствоваться однимъ наружнымъ поклоненіемъ не можетъ. Итакъ, братія, соединимъ съ наружнымъ, тѣлеснымъ поклоненіемъ кресту Господню внутреннее, духовное поклоненіе ему.

И. Въ чемъ же должно состоять внутреннее поклоненіе кресту Господню?

а) Внутреннее, духовное поклоненіе кресту Господню состоитъ, во-первыхъ, въ подчиненіи разума нашего божественному откровенію, — въ исповѣданіи нами догматовъ вѣры такъ, какъ научилъ насъ исповѣдать ихъ волею восшедый на крестъ небесный Учитель Христосъ, и Самъ лично, и чрезъ богопросвѣщенныхъ апостоловъ, богомудрыхъ пастырей и учителей церкви на вселенскихъ соборахъ. Но изъ насъ, не большая ли часть изъ христіанъ не знаетъ сущности вѣры Христовой, не знаетъ главныхъ догматовъ ея и не старается узнать ихъ, считая таковое знаніе дѣломъ стороннимъ, нужнымъ для однихъ духовныхъ, какъ будто не для всѣхъ безъ различія едино есть на потребу, не для всѣхъ заключается животъ вѣчный въ томъ, чтобы знать единаго, истиннаго Бога и Его же послалъ Онъ, I. Христа, и творить всесвятую Его волю?

А иные, если и знакомы съ истинами вѣры, то въ исповѣданіи ихъ не держатся ли безразличія? Для нихъ все равно такъ или иначе вѣровать, и потому они легко склоняются на противную сторону, раздѣляютъ мнѣнія не православныхъ христіанскихъ исповѣданій, какъ будто I. Христосъ напрасно сходилъ съ неба на землю и училъ, напрасно посылалъ апостоловъ повсюду съ проповѣдію, какъ будто изъясненіе св. писанія цѣлымъ соборомъ мужей, извѣстныхъ по святости жизни, отличавшихся даромъ чудотвореній, менѣе стоитъ довѣрія, чѣмъ толкованіе частныхъ лицъ, подозрительныхъ по жизни, замѣченныхъ въ лукавствѣ, не явившихъ въ себѣ никакихъ знаменій просвѣщенія свыше. Другіе же во многихъ предметахъ ученія евангельскаго даже сомнѣваются, многимъ не вѣрятъ. Таковыхъ поклоненіе предъ крестомъ будетъ ли пріятно распятому на немъ Господу Іисусу? Не будетъ ли оно походить на поклоненіе Пилатовыхъ воиновъ, которые, падая предъ Христомъ на колѣни и на землю и говоря: радуйся, царь іудейскій! въ то же время плевали на Него, били Его по лицу и головѣ палкой?

б) Во-вторыхъ, внутреннее, духовное поклоненіе кресту Господню состоитъ въ покореніи воли нашей волѣ Христовой, — въ сообразованіи нами жизни и дѣятельности своей съ жизнію и дѣятельностію пострадавшаго за насъ на крестѣ верховнаго законоположника Христа, въ хожденіи нашемъ по Его божественнымъ заповѣдямъ. Аще кто Мнѣ служитъ, Мнѣ да послѣдствуетъ (Іоан. 12, 26); образъ бо дахъ вамъ, да, якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите (Іоан. 13, 15). Аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ (Іоан. 14, 23), говоритъ Самъ божественный Искупитель. Глаголяй въ немъ пребывати, долженъ есть, якоже Онъ ходилъ есть, и сей такожде да ходитъ (1 Іоан. 2, 6), учитъ возлюбленный ученикъ Христовъ Іоаннъ. Но изъ насъ, чтителей креста Господня, много ли видится послѣдующихъ стопамъ Христовымъ, живущихъ по закону евангельскому? Не всѣ ли почти изъ насъ подражаніе Христу въ образѣ жизни и дѣятельности ставятъ выше силъ своихъ; исполненіе закона евангельскаго оставляютъ на долю однихъ избранныхъ Божіихъ, святыхъ угодниковъ Христовыхъ, какъ будто угодники Христовы, избранные Божіи, намъ не подобострастны; какъ будто къ царству небесному не для всѣхъ лежитъ одинъ путь; и оттого ведутъ себя по язычески, предаются всевозможнымъ чувственнымъ наслажденіямъ, управляются въ дѣйствіяхъ своихъ одними гнусными страстями и злыми похотями. Отъ таковыхъ поклоненіе кресту Господню не примется ли Спасителемъ за одно съ почестію Ему отъ іудеевъ, которые прежде привѣтствовали Его хвалебною пѣснію: осанна Сыну Давидову, благословенъ грядый во имя Господне царь Израилевъ, а послѣ съ неистовствомъ вопили противъ Него: возьми, возьми, распни его; не имамы царя, токмо кесаря?

в) Наконецъ, въ третьихъ, внутреннее, духовное поклоненіе кресту Господню состоитъ въ преданности сердца нашего до самоотверженія умершему за насъ на крестѣ Спасителю, — въ любви нашей къ Нему, николиже отпадающей, ничѣмъ не разлучаемой. Извѣстихся, яко ни смерть, ни животъ, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 14, 7—9; 8, 38, 39), пишетъ апостолъ Павелъ въ посланіи къ римлянамъ. Но такова ли наша преданность положившему за насъ душу Свою на крестѣ Христу? Нѣтъ. Она въ насъ такъ мала, что мы при первомъ встрѣтившемся искушеніи готовы измѣнить Ему, на самое минутное наслажденіе чувственности готовы промѣнять Его, для самой ничтожной корысти, ради кратковременной и суетной славы и похвалы готовы отказаться отъ Него; изъ угожденія міру — сынамъ вѣка сего — часто прелюбодѣйнымъ и грѣшнымъ — готовы даже издѣваться надъ Нимъ. (См. пропов. прилож. къ Рук. для сел. паст. 1890 г. сент.)

III. Итакъ, братія, поклоняясь кресту Господню тѣломъ, преклоняйтесь предъ нимъ и душею, т. е., преклоняя главу предъ крестомъ, преклоняйте въ то же время и умъ вашъ предъ тайнами ученія евангельскаго; преклоняя колѣна предъ образомъ распятія, преклоняйте въ то же время и волю вашу къ соблюденію заповѣдей Распятаго; лобызая устами орудіе смерти, прилѣпляйтесь въ то же время и сердцемъ къ умерщвленному имъ, чтобы поклоненіе ваше было истинное и благопріятное, цѣлованіе ваше не лестное. Аминь. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 286-287.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0