Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Четырнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Воздвиженіе честнаго и животворящаго креста Господня.

(О томъ, что внушаетъ намъ крестъ Господень, изнесенный церковію для нашего спасенія).

II. а) Чей это крестъ? Кто изображенъ на немъ? Что онъ знаменуетъ? Это крестъ Христовъ, на немъ изображенъ Единородный Сынъ Божій во плоти; это великое орудіе, которымъ Богъ—Спаситель нашъ, поразилъ діавола—исконнаго врага нашего, разрушилъ его адское царство, сокрушилъ узы, въ которыхъ содержался порабощенный имъ родъ человѣческій, и отверзъ намъ входъ въ царство небесное. Значитъ, крестъ Христовъ есть величайшая святыня, къ которой мы должны имѣть въ своемъ сердцѣ и выражать наружно самое искреннее и глубокое уваженіе. Поэтому весьма худо и нечестиво поступаютъ тѣ, кои взираютъ на св. крестъ безъ должнаго благоговѣнія, поклоняются предъ нимъ безъ чувства признательности за дарованное намъ чрезъ него спасеніе, изображаютъ его на себѣ небрежно и безъ вниманія. Древній пророкъ сказалъ нѣкогда: проклятъ человѣкъ, творяй дѣло Господне съ небреженіемъ (Іер. 48, 10). — Это грозное изреченіе относится и къ тѣмъ изъ насъ, кои не благоговѣютъ предъ крестомъ Господнимъ и обращаются съ нимъ неуважительно: ибо хотя крестъ Христовъ по внѣшности, матеріально, устрояется руками человѣческими, — но въ существѣ своемъ, духовно, есть величайшее дѣло Премудрости и Промысла Божія.

б) I. Христосъ, какъ Сынъ Божій, Святѣйшій святыхъ, не имѣлъ на Себѣ ни малѣйшаго грѣха: за что же Онъ распятъ на крестѣ? Христосъ умре грѣхъ нашихъ ради, говоритъ апостолъ (1 Кор. 15, 3). Пречистая глава Его изъязвлена колючимъ терніемъ за наши нечистые помыслы, коварства, злобу, ненависть, клеветы, осужденіе ближнихъ, обманы и другіе мысленные грѣхи. Его уста наполнены горькимъ оцетомъ за наши обольщенія, ложь, сквернословія и другія негодныя рѣчи. Его руцѣ пронзены гвоздіемъ за наши татьбы, лихоимство, убійства и другія злодѣянія. Его ребро и сердце прободены копіемъ за наши порочныя вожделѣнія, сластолюбіе, пьянство и другіе грѣхи невоздержанія. Его голени перебиты и нозѣ пригвождены за наши сладострастныя движенія, лукавые поступки и разныя неправды, совершаемыя на всѣхъ путяхъ нашей жизни. Вотъ за что, братія, распятъ былъ I. Христосъ! Будемъ же тщательно охранять себя отъ грѣховъ, за которые Онъ умеръ, и не станемъ вторично распинать Его ими. Онъ и такъ уже много пострадалъ за насъ!.. Если же мы не будемъ избѣгать грѣховъ и станемъ предаваться имъ, то — горе намъ! Ибо если мы, получивъ познаніе истины, произвольно грѣшимъ, говоритъ апостолъ, то не остается жертвы за грѣхи (Евр. 10, 26); и мы подвергнемся страшному наказанію не только за грѣхи наши, но и за то, что попрали изліянную за нихъ кровь Сына Божія и пренебрегли благодать Духа, освятившую насъ при св. крещеніи (Евр. 10, 29).

в) Почему Сынъ Божій благоволилъ распяться за грѣхи наши? Изъ состраданія, по любви Его къ намъ — людямъ. Онъ видѣлъ, что мы сами, по духовной немощи нашей, никакъ не можемъ удержаться отъ грѣховъ и очистить ихъ предъ Богомъ. Онъ видѣлъ и то, что во всемъ мірѣ нѣтъ такого существа, которое бы могло избавить насъ отъ грѣховъ и удовлетворить за нихъ правосудію Божію. Все это видѣлъ Сынъ Божій и, какъ милосердый, не могъ взирать безъ состраданія на наше ужасно—несчастное положеніе. Тогда любовь Его сказала Ему: иди, спаси погибающаго человѣка — Твое созданіе, не дай погибнуть! И вотъ, Онъ сошелъ съ небесъ на землю, принялъ на Себя плоть нашу, а съ нею и всѣ наши грѣхи, и принесъ Себя за нихъ въ жертву правосудію Божію. Той язвенъ бысть за грѣхи наша, говоритъ пророкъ, и мученъ бысть за беззаконія наша, — язвою Его мы исцѣлѣхомъ (Исаіи 53, 5).

III. Видите, какъ любитъ насъ Сынъ Божій и какое неизреченное благодѣяніе оказалъ Онъ намъ Своею крестною смертію! Будемъ же благодарны Ему и за любовь Его къ намъ заплатимъ любовію къ Нему. Возлюбимъ Его всѣмъ сердцемъ, всею душею и всѣмъ помышленіемъ нашимъ, какъ Бога и Спасителя нашего. И такую любовь къ Нему будемъ выражать не словомъ только, но и дѣломъ — исполненіемъ святыхъ Его заповѣдей. Этого Самъ Онъ желаетъ, говоря намъ въ лицѣ апостоловъ: аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15). (Сост. по «Избр. слов. и бесѣд.» Платона, митрополита кіевскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 285-286.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0