Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 37.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Тринадцатый день.

Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилій Сотникъ.

(Безъ любви кь ближнему не спасешься).

II. Жизнь св. священномученика Корнилія, нынѣ прославляемаго, отличавшагося благочестивою жизнію, и въ особенности милосердіемъ къ ближнимъ, что и привлекло на него спасающую силу благодати Божіей, учитъ насъ, братіе мои возлюбленные, той истинѣ, что безъ милосердія и безъ любви къ ближнему не спасешься.

Вотъ какъ о сей великой и спасительной истинѣ учитъ св. Іоаннъ Златоустъ: «христіанинъ! Хотя бы ты воздерживался отъ пищи и вмѣсто ложа спалъ на землѣ; хотя бы даже вкушалъ пепелъ и всегда плакалъ; не смотря на это, ты ничего важнаго не дѣлаешь, когда не печешься о пользѣ ближняго.

а) Великіе и славные ветхозавѣтные мужи всего болѣе объ этомъ заботились. Разсмотри со вниманіемъ жизнь ихъ, и ты увидишь, что всѣ они старались только о пользѣ ближняго, оставляя безъ вниманія свои собственныя выгоды, — за что особенно и прославились.

Моνсей, напримѣръ, много совершилъ чудесъ и знаменій: но ничто не сдѣлало его такъ великимъ, какъ тотъ приснопамятный гласъ, коимъ онъ взывалъ къ Богу: аще оставиши имъ грѣхъ ихъ, остави; аще ли же ни, изглади мя изъ книги Твоея, въ нюже вписалъ есмь.

Такъ говоритъ и Давидъ: азъ еси пастырь, зло сотворивый, а сіи овцы что сотвориша? Да будетъ рука Твоя на мнѣ и на дому отца моего.

Подобно сему и Авраамъ, ради пользы ближняго, отказываясь отъ собственныхъ выгодъ, подвергалъ себя для того различнымъ бѣдствіямъ, и молилъ Бога о людяхъ, совершенно для него чужихъ. Вотъ почему прославились сіи святые мужи! Смотри же какой вредъ понесли тѣ, кои заботились единственно о своихъ выгодахъ.

Такъ, племянникъ Авраама, когда услышалъ отъ него: аще ты на десно, азъ налѣво (Быт. 13, 9), и когда, получивъ землю по выбору, началъ искать тамъ только своей пользы, то не только не нашелъ ея, но и самъ едва не сгорѣлъ вмѣстѣ съ землею, на которой жилъ, между тѣмъ какъ земля Авраамова осталась неприкосновенною.

Такъ и Іона (пророкъ), пока пренебрегалъ пользой ближнихъ для своей собственной, то подвергался опасности погибнуть (ибо въ то время, когда городъ Ниневія устоялъ, онъ обуревался волнами и погруженъ былъ въ море); когда же сталъ искать пользы другихъ, нашелъ и свою.

Равнымъ образомъ и Іаковъ, за то, что не искалъ собственной пользы въ стадахъ, пріобрѣлъ великое богатство.

Подобно имъ, наконецъ, и Іосифъ, такъ какъ заботился о пользѣ своихъ братій, то нашелъ вмѣстѣ и свою пользу. Ибо когда отецъ его посылалъ къ братьямъ, то онъ не говорилъ ему: «къ чему это? Развѣ ты не знаешь, что они готовы растерзать меня за мои сновидѣнія, что я сталъ въ глазахъ ихъ преступникомъ за истолкованіе сновъ и виновнымъ за любовь твою ко мнѣ? Чего же они со мной не сдѣлаютъ, когда схватятъ меня въ полѣ?» Іосифъ не только не сказалъ, но и не подумалъ даже ничего подобнаго, поставляя услугу братьямъ выше своей безопасности. Не велики ли всѣ эти поступки?

Но дѣла ап. Павла еще превосходнѣе. Всѣ поименованные праведники, пренебрегавшіе собственными выгодами, только участвовали въ злоключеніяхъ вмѣстѣ съ другими; но Павелъ сдѣлалъ гораздо больше: онъ не только страдалъ вмѣстѣ съ другими, но и рѣшился подвергнуться крайнимъ бѣдствіямъ одинъ, дабы другихъ содѣлать счастливыми. Отказаться же самому отъ счастія, чтобы страдать съ другими, и страдать одному только для блага и безопасности другихъ — не одно и то же. Въ первомъ случаѣ хотя и много значитъ перемѣна собственнаго благополучія на злополучіе въ пользу ближняго, но здѣсь доставляетъ нѣкоторое утѣшеніе, что имѣешь участниковъ въ несчастіи: а рѣшиться для блага другихъ одному только на всѣ скорби и лишенія — это свойственно только душѣ чрезвычайно мужественной, душѣ — Павловой. Этого мало: апостолъ превзошелъ всѣхъ, о коихъ мы упоминали выше, не только симъ, но и другимъ, еще важнѣйшимъ преимуществомъ. Такъ, Авраамъ и другіе святые мужи подвергались бѣдствіямъ одной настоящей жизни и всѣ рѣшались умереть только временною смертію: напротивъ Павелъ, для спасенія другихъ, желалъ лишиться славы будущей. Я могу представить тебѣ и третье его преимущество? Какое? То, что многіе, хотя и защищали своихъ ближнихъ отъ притѣсненій, но защищали ихъ потому, что они ввѣрены были ихъ смотрѣнію: слѣдовательно, они дѣлали то же, что сдѣлалъ бы и отецъ, который долженъ защищать своего сына, не смотря даже на его порочность и развращеніе. Между тѣмъ Павелъ желалъ быть отлученнымъ отъ наслѣдія жизни вѣчной за тѣхъ, кои не были ввѣрены его попеченію: ибо онъ посланъ былъ къ язычникамъ. Постигаешь ли теперь величіе души апостола и высоту его мыслей, превышающую самое небо? Подражайте же ему съ ревностію:, а если не можешь подражать ему, то подражай, по крайней мѣрѣ, представленнымъ отъ насъ ветхозавѣтиымъ праведникамъ. Ибо и ты тогда только найдешь свою пользу, когда будешь искать пользы ближняго. Если же ты лѣнишься прилагать попеченіе о братѣ, то не забудь, что иначе и спастись не можешь, а потому старайся о немъ и о дѣлахъ его хотя для себя самого.

б) Но ты, можетъ быть, желаешь убѣдиться въ этомъ примѣрами, взятыми изъ круга вещей обыкновенныхъ? Представь же себѣ, что загорѣлся чей-нибудь домъ, и сосѣди, заботясь только о себѣ самихъ, вмѣсто того, чтобы поспѣшить на помощь ближнему, не только не сдѣлали этого, но еще изъ опасенія, что-бы кто-нибудь, въ отсутствіи ихъ, не произвелъ у нихъ похищенія, запершись, остались бы дома: какъ бы они были за это наказаны! Огонь, распространившись, сожегъ бы все ихъ имущество, и они лишились бы своихъ выгодъ за то, что не позаботились о выгодѣ ближняго. Богъ, желая соединить между собою всѣхъ людей, подчинилъ всѣ дѣла наши такой необходимости, что съ пользой одного связана польза другого, и этимъ-то поддерживается весь порядокъ міра.

Такъ если бы кормчій, во время бури, презрѣвъ безопасность плывущихъ съ нимъ, началъ заботиться о безопасности собственной, то онъ вдругъ погубилъ бы и себя, и другихъ.

Да и прочія искусства, если бы имѣли въ виду только собственныя выгоды, то — ни наша жизнь, ни даже они сами не могли бы устоять. Поэтому и земледѣлецъ такое сѣетъ количество хлѣба, какое было бы достаточно не для него только одного, потому что иначе онъ давно погубилъ бы и себя и другихъ, но при посѣвѣ всегда имѣетъ въ виду пользу и людей стороннихъ.

Также и воинъ не для того на войнѣ подвергается опасностямъ, чтобы спасти одного себя, но чтобы доставить безопасность цѣлымъ обществамъ.

Подобно и промышленникъ столько старается добыть товаровъ, чтобы достало и для него, и для многихъ другихъ.

Мнѣ скажутъ: «каждый поступаетъ такимъ образомъ потому, что имѣетъ въ виду свою пользу, а не мою: вѣдь каждый старается или для денегъ, или для славы и безопасности, а потому, заботясь о собственныхъ выгодахъ, онъ ненамѣренно вмѣстѣ съ этимъ доставляетъ ихъ и мнѣ». Но то же самое могу сказать и я, и давно желалъ бы слышать отъ другихъ; да и слово это составлено мною для того единственно, дабы показать, что ближній твой тогда только находитъ свою пользу, когда имѣетъ въ виду и твою. Люди никогда не стали бы искать выгодъ ближняго, если бы не были принуждены къ тому необходимостью: вотъ поэтому Богъ и устроилъ все такъ, что не иначе можно достигнуть своей пользы, какъ только при посредствѣ выгодъ, доставляемыхъ другимъ. Правда, что и такое уже содѣйствіе пользѣ ближняго будетъ дѣломъ человѣколюбія: но къ этому должно побуждать насъ не одно только человѣколюбіе, а вмѣстѣ и желаніе угодить тѣмъ Богу. Ибо кто сего не имѣетъ, тотъ не только спастись не можетъ, но хотябы онъ занимался самымъ высокимъ любомудріемъ и пренебрегалъ все преходящее, — не будетъ имѣть однакожъ никакого дерзновенія предъ Богомъ. Изъ чего это видно? Изъ слѣдующихъ словъ блаженнаго Павла: аще раздамъ вся имѣнія моя, и аще предамъ тѣло мое, во еже сожещи е, любве же не имамъ, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 3). Видишь ли, чего онъ отъ насъ требуетъ? Хотя бы раздавшій свое имѣніе искалъ не своей пользы, а ближняго: но сего, говоритъ, недовольно, а желаетъ, чтобы мы поступали въ такомъ случаѣ съ искренностію и великимъ состраданіемъ. Ибо Богъ для того и заповѣдалъ это, чтобы привесть насъ въ союзъ любви. Если же Онъ въ дѣлѣ человѣколюбія требуетъ отъ насъ такой великой мѣры, а между тѣмъ мы не исполняемъ онаго и въ меньшей: то чѣмъ мы оправдимся предъ Нимъ?» (Изъ 25 бесѣды св. I. Злат. на 1 Кор.).

III. Господи I. Христе, Сыне Божій! Не хотящій ничьей погибели, но желающій всѣмъ спастись, даруй намъ любовь къ нашимъ ближнимъ, дабы намъ быть истинными учениками Твоими и быть узнанными Тобой на Твоемъ страшномъ судѣ, когда Ты всѣмъ милосердымъ скажешь: пріидите, благословенные Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царство отъ сложенія міра. (Сост по твор. св. I. Злат. И др. источ. свящ. Г. Д-ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 280-283.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0