Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Двѣнадцатый день.

Св. священномучен. Автономъ.

(О томъ, что между сномъ и смертію существуетъ великое сходство).

II. При изображеніи нетлѣнія св. мощей священномученика Автонома невольно приходитъ на мысль сравненіе смерти со сномъ. Проходятъ вѣка, тысячелѣтія, а святые угодники Божіи въ своихъ нетлѣнныхъ мощахъ какъ бы живые спятъ до времени своего пробужденія въ день всеобщаго суда Божія.

Впрочемъ, смерть каждаго человѣка можетъ назваться сномъ, хотя бы тѣло его и предалось истлѣнію. Это не наша только мысль, это внушалъ Самъ Іисусъ Христосъ, когда говорилъ, что Лазарь и дщерь Іаирова не умерли, а только уснули (Іоан. 11, 14. Марк. 5, 35—39); сему вѣруетъ наша церковь, называя умершихъ усопшими.

Но почему смерть называется сномъ? Потому что между сномъ и смертію дѣйствительно находится великое сходство.

а) Сонъ для всѣхъ людей естественъ и неизбѣженъ. Такъ точно и смерть для всѣхъ неизбѣжна. Какъ ни сохраняйте свою жизнь, какъ ни остерегайтесь всего вреднаго для здоровья, чрезъ это вы можете продлить свою жизнь, но никакъ не избѣгнете смерти, потому что надъ каждымъ потомкомъ перстнаго Адама должно исполниться опредѣленіе Божіе: земля еси и въ землю отыдеши (Быт. 3, 19).

б) Сонъ, сжимая наши очи, закрывая слухъ нашъ и приводя все тѣло въ безчувственность и нѣкое разобщеніе съ душею, не прекращаетъ въ насъ дыханія, не лишаетъ насъ жизни. Мы во снѣ живемъ, какъ въ бодрственномъ состояніи: ибо и тогда душа наша мыслитъ, чувствуетъ, желаетъ и даже пріемлетъ впечатлѣнія отъ внѣшняго міра. Это доказываютъ наши сновидѣнія и тѣ откровенія, которыя многократно давалъ Богъ людямъ во время ихъ сна (Быт. 20, 3, 28, 12–13. Матѳ. 2, 13, 27, 19). — Такъ точно и смерть, прекращая дѣйствіе тѣлесныхъ нашихъ органовъ, разрушая союзъ тѣла съ душею и разлагая первое на составныя его части, не лишаетъ насъ дыханія жизни (Быт. 2, 7), — не уничтожаетъ души нашей, которая и по смерти нашей продолжаетъ жить, только въ другомъ — духовномъ мірѣ. Находясь въ тѣлѣ, она заключена въ немъ, какъ въ темницѣ; а поэтому, какъ узникъ, освобождаясь изъ темницы, не умираетъ, но какъ бы оживляется и радостно спѣшитъ къ своимъ роднымъ и знакомымъ: такъ и душа, отрѣшившись отъ тѣла, устремляется въ сродный ей міръ, паритъ въ царство духовъ, для новой жизни въ ликѣ безсмертныхъ.

в) Сонъ, для всѣхъ естественный, не у всѣхъ одинаковъ. Кто цѣлый день бодрствовалъ, усердно трудился, вкушалъ и пилъ умѣренно; кто здоровъ тѣломъ, спокоенъ духомъ, миренъ въ своей совѣсти: тотъ обыкновенно наслаждается сномъ легкимъ и пріятнымъ. Напротивъ, кто провелъ день въ праздности и дреманіи, или обременилъ себя излишними яствами и напитками; кого мучатъ недуги, волнуютъ страсти и угрызаетъ совѣсть: тотъ очень часто страдаетъ ночью отъ безсонницы, а если засыпаетъ, то сонъ его бываетъ тяжелъ и безпокоенъ. — Такъ точно и смерть не для всѣхъ одинакова. Кто въ продолженіе своей жизни бодрственно трудился въ исполненіи заповѣдей Божіихъ и своихъ обязанностей; кто провождалъ ее въ строгомъ воздержаніи отъ сластей міра сего, не растлилъ себя грѣхами и не возмутилъ своей совѣсти неправдами, тотъ будетъ имѣть мирную, блаженную кончину. Такой человѣкъ, нисходя во гробъ, радостно можетъ сказать съ апостоломъ: подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ. Прочее убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды, егоже воздастъ ми Господь въ день онъ, праведный Судія (2 Тим. 4, 7—8). Онъ узритъ и Самого Отца небеснаго, милостиво взывающаго къ нему: рабе благій и вѣрный, вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21). Посему-то св. тайновидецъ говоритъ: блажени мертвіи, умирающіи о Господѣ (Апок. 14, 13). — Не таково состояніе умирающихъ грѣшниковъ. Когда смерть начнетъ смежать ихъ тѣлесныя очи, тогда отверзутся у нихъ духовныя, которыя доселѣ омрачены были грѣховною тьмою, и — что имъ тогда откроется? Въ прошедшемъ они увидятъ свои пагубныя заблужденія, гнусные обманы и тяжкія неправды, достойные проклятія и кары небесной. Въ будущемъ представятся имъ всѣ ужасы мученій, ихъ ожидающихъ, явится грозный Судія и отзовется страшный приговоръ, осуждающій ихъ на вѣчныя страданія въ гееннѣ огненной. О, какая скорбь и какой ужасъ должны объять тогда душу ихъ!.. Смерть грѣшниковъ люта! (Пс. 33, 22).

г) Послѣ сна человѣкъ пробуждается и возстаетъ съ ложа своего съ укрѣпленнымъ тѣломъ, для новой дѣятельности. Такъ точно и по смерти всѣ мы пробудимся и возстанемъ изъ гробовъ своихъ съ новымъ — нетлѣннымъ тѣломъ, для новой нескончаемой жизни. Въ этомъ увѣряетъ Самъ Богъ въ откровенномъ Своемъ словѣ. Грядетъ часъ, говоритъ Спаситель, егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25). Для всѣхъ тогда настанетъ безконечная жизнь, въ которой праведники будутъ вѣчно блаженствовать, а грѣшники вѣчно страдать, безъ всякой отрады, безъ всякой надежды на избавленіе отъ лютыхъ мученій (Мѳ. 25, 46).

III. Зная такое сходство сна съ смертію и размышляя о немъ, мы можемъ извлечь для себя слѣдующее назиданіе:

а) Смерть, какъ и сонъ, неизбѣжна для насъ: поэтому всякій разъ, какъ будемъ отходить ко сну, припомнимъ о томъ, что нѣкогда смерть такъ же закроетъ наши очи, какъ смежаетъ ихъ сонъ, и, можетъ быть, та самая постель, на которую мы ложимся для отдохновенія, сдѣлается смертнымъ нашимъ ложемъ. А помня и размышляя объ этомъ, будемъ непрестанно приготовляться къ смерти и заботиться о томъ, чтобы жизнь наша послѣ нея была блаженна.

б) Смерть, какъ и сонъ, повергая насъ въ безчувственность, не прекращаетъ нашей жизни: поэтому не будемъ страшиться, когда Господь пошлетъ ее намъ, не станамъ и безутѣшно скорбѣть, когда она постигнетъ нашихъ друзей и кровныхъ. Напротивъ, будемъ взирать на нее спокойно и благодушно, какъ на премудрое и благое распоряженіе Божіе, необходимое для упокоенія земныхъ тружениковъ и переселенія ихъ въ другую — лучшую жизнь.

в) Смерть, какъ и сонъ, не для всѣхъ людей одинакова, смотря по тому, какъ они провели до нея свое время: для праведныхъ она блаженна, для грѣшниковъ люта. Итакъ, будемъ проводить нынѣ жизнь богоугодную, станемъ усердно трудиться въ дѣланіи всякаго добра, дабы можно было отойти въ вѣчность съ спокойною совѣстію и получить за земные труды свои награду небесную. Всѣмъ бо явитися намъ подобаетъ предъ судищемъХристовымъ, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Коринѳ. 5, 10).

Къ такимъ-то спасительнымъ мыслямъ и заключеніямъ можетъ вести насъ размышленіе о смерти и сходствѣ ея со сномъ! (Сост. по Ч.-М. и «Избр. слов. и бесѣд.», Платона, митр. кіевск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 275-276.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0