Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Одиннадцатый день.

Поуч. 1-ое. Препод. Ѳеодора.

(Незаконная плотская любовь не есть любовь, а человѣконенавидѣніе).

Съ высокимъ смиреніемъ перенесла Ѳеодора великое испытаніе: человѣческую клевету... Однажды дочь содержателя гостиницы въ Александріи, гдѣ пришлось останавливаться св. Ѳеодорѣ по дѣламъ монастыря, соблазнившись красотою ея, которую она признала за молодого монаха, склоняла ее ко грѣху. Но получивъ отказъ, и родивъ отъ другого лица незаконно дитя, оклеветала во грѣхѣ св. Ѳеодору. Игуменъ и братія разгнѣвались на нее, какъ обезчестившую монастырь, и выгнали изъ монастыря. Но св. Ѳеодора не желала открыть свою тайну, видя въ посланномъ испытаніи наказаніе за грѣхи свои; она взяла ребенка и поселилась въ шалашѣ недалеко отъ монастыря. Пастухи изъ жалости давали ей молока для питанія ребенка. И сколько пришлось ей перенесть насмѣшекъ! Терпѣла она, кромѣ того, и жаръ и холодъ. Наконецъ, опять была принята въ монастырь, гдѣ, проживъ два года, скончалась. Игумену открыто было о святости Ѳеодоры и о томъ, что она не мужчина. Игуменъ сообщилъ это братіи, и тогда всѣ, оскорблявшіе святую, ужаснулись и горько каялись въ томъ, что тяжко согрѣшили противъ нея. Богу угодно было привести мужа св. Ѳеодоры въ обитель въ день ея кончины, и онъ, пораженный ея святостью, оставивъ міръ, поступилъ въ обитель.

II. Св. Ѳеодора своимъ великимъ покаяніемъ послѣ допущеннаго ею однажды грѣха плотской нечистой любви говоритъ намъ, братія, о той весьма важной истинѣ, что плотская нечистая и незаконная любовь есть не любовь, а человѣконенавидѣніе, которое можетъ низринуть человѣка, предавшагося ей, во глубину ада. Потребны были, какъ то видимъ въ жизни преп. Ѳеодоры, великіе покаянные труды, сильныя слезы, изнурительный постъ, перенесеніе безчестія и разнаго рода нравственныхъ и тѣлесныхъ страданій, чтобы загладить грѣхъ нечистой любви, однажды допущенный. Ясно, что плотская, незаконная любовь не есть въ собственномъ смыслѣ любовь.

Но тѣмъ не менѣе міръ любитъ эту любовь, понимаетъ ее яснѣе, нежели любовь духовную, дорожитъ, увлекается ею сильнѣе, нежели любовію христіанскою, постоянно во всѣ времена называлъ и называетъ ее любовію.

Но въ самомъ дѣлѣ это не любовь, это человѣконенавидѣніе.

Гдѣ истинная христіанская любовь, тамъ сильное желаніе добра ближнему; тамъ готовность дѣлать одно то, что дѣйствительно полезно ближнему, что относится къ временному и вѣчному благу ближняго,что сохраняетъ совѣсть ближняго въ спокойствіи и радости; словомъ: что составляетъ истинное счастіе ближняго. Это видно изъ любви родителей къ дѣтямъ. Какой родитель не желаетъ видѣть своихъ дѣтей счастливыми во времени и въ вѣчности? Какой родитель не предпринимаетъ мѣръ къ тому, чтобы дѣти его были невинны предъ людьми и предъ Богомъ, счастливы и въ сей жизни и въ будущей? Такъ дѣйствуетъ любовь, заслуживающая имя любви.

Посмотрите же послѣ сего на незаконную плотскую любовь: то ли она дѣлаетъ, что споспѣшествуетъ къ счастію ближнихъ? Таковая любовь стремится осквернить и тѣло и душу ближняго. Какое тутъ счастіе? Тутъ грѣхъ, нарушеніе закона Божія, оскорбленіе Бога, смерть чести, смерть добраго имени, — смерть души. Оттуда удаляется благодать Божія, гдѣ незаконныя плотскія связи; оттуда бѣжитъ спокойствіе совѣсти, гдѣ удовлетворяютъ плотской нечистой похоти; тамъ адъ, гдѣ торжество постыдныхъ вожделѣній плоти и крови.

Какая же тамъ любовь, гдѣ не только мыслятъ зло, но и дѣлаютъ беззаконіе, имѣющее самыя вредныя послѣдствія? Любы, по замѣчанію апостола ІІавла, не мыслитъ зла (1 Кор. 13, 6). Слѣдовательно, незаконная плотская любовь, какъ не только мыслящая зло, но и дѣлающая зло, не есть любовь. Это злоба, это человѣконенавидѣніе, скрывающееся подъ видомъ любви, это змій, смертельно уязвляющій человѣка, это убійственный ядъ, подслащенный обаятельнымъ упоеніемъ чувствъ. Посмотрите на Сампсона, нѣкогда богоноснаго и могучаго. Онъ обнаженъ благодати Всесвятаго Духа, лишенъ исполинской силы, онъ у враговъ на поруганіи, онъ безъ глазъ, безъ чести, безъ жизни, на ложѣ преждевременной смерти. А отъ чего? Отъ плотской любви. И такую злокачественную любовь будемъ ли еще называть любовію? Нѣтъ! Это зло, это братоубійство. Это знаютъ, это чувствуютъ и самые рабы плотской похоти, но чувствуютъ ужке поздно, когда проходитъ пылъ страстей, когда разсудокъ возвращается, когда совѣсть входитъ въ свои права, когда зло уже сдѣлано и ближній убитъ.

III. Да сохранитъ Господь Богъ всѣхъ православныхъ христіанъ отъ незаконной плотской любви! Это бичъ человѣчества, которымъ люди сами себя убиваютъ за то, что не имѣютъ ни любви къ Создателю, ни истинной любви къ ближнимъ. Примѣръ св. Ѳеодоры, падшей и возставшей благонадежнымъ возстаніемъ, да побудитъ насъ прибѣгать къ сердечному покаянію въ случаѣ допущенной нечистой любви не только дѣломъ, но и мыслями и словами. (Сост. по Ч.-М. и «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 271-272.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0