Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Десятый день.

Св. муч. Минодора, Митродора и Нимфодора.

(Безпечность о своемъ спасеніи безразсудна и опасна).

II. Свв. мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора, не смотря на свою юность и обольщенія міра, весьма усердно заботились о спасеніи души своей; ничто не отклонило ихъ съ этого пути: ни суровые подвиги поста и молитвенныя бдѣнія, ни даже самыя мученія за Христа, закончившіяся смертію. Онѣ своимъ живымъ примѣромъ обличаютъ тѣхъ, которые отлагаютъ всякую заботу о своемъ спасеніи. Нетрудно показать, что безпечность христіанъ о своемъ спасеніи безразсудна и опасна.

а) Мы, люди, живемъ на землѣ для неба и во времени для вѣчности. Въ этой истинѣ, кромѣ слова Божія, увѣряетъ насъ само сердце наше, которое, никогда не довольствуясь однимъ земнымъ благомъ, всегда стремится къ другому и, вкусивъ всѣхъ благъ, остается съ какою-то ничѣмъ не восполнимою пустотою и жаждетъ новаго, большаго и продолжительнѣйшаго блаженства. И самый сей міръ, который своими благами не можетъ насытить нашего сердца, а только раздражаетъ, отравляетъ и повреждаетъ его, — и самый этотъ міръ говоритъ, что наслажденіе благами его не есть существенная цѣль бытія нашего. Если же наше бытіе не ограничится земною жизнію, если эта временная жизнь дается намъ Богомъ для того, чтобы мы въ продолженіе ея содѣлали себя достойными вѣчнаго блаженства на небѣ, въ которое, по слову апостола, не имать внити всяка скверна (Апок. 21, 27): то что ожидаетъ въ будущемъ тѣхъ, кои теперь не только не очищаютъ себя отъ всякія скверны плоти и духа, но даже вовсе и не думаютъ объ этомъ, кружась въ вихрѣ земныхъ суетъ и удовольствій? Несчастные, они готовятъ себѣ по смерти ту же участь, какой подвергся бѣдный богачъ, который, проведши земные дни свои въ веселіи и пиршествахъ, потомъ просилъ единой капли воды, чтобы остудить языкъ свой, изсохшій отъ геенскаго пламени! Грѣшникъ нерадивый, ужаснись угрожающей тебѣ участи и выйди изъ гибельнаго твоего состоянія, которое въ словѣ Божіемъ называется сномъ смертнымъ. Внемли, Самъ Богъ, не хотяй смерти грѣшника, взываетъ тебѣ: востани спяй (Еф. 5, 14).

б) Но пробудившись отъ сна смертнаго, не должно предаваться и смертоносному дреманію, въ которомъ находятся отлагающіе свое спасеніе. Кто чувствуетъ нужду быть лучшимъ по душѣ, а между тѣмъ продолжаетъ грѣшить, въ той надеждѣ, что онъ нѣкогда исправится, тотъ поступаетъ столько же безразсудно, какъ если бы кто, видя предъ собою разверстую бездну, сталъ болѣе и болѣе погружаться въ нее, надѣясь потомъ безъ труда изъ нея выйти.

в) «Милосердый Богъ, говорятъ нѣкоторые, нерадящіе о своемъ спасеніи, пріемлетъ и поздно кающагося грѣшника: теперь мы не чувствуемъ благодатнаго влеченія ко спасенію; теперь намъ трудно бороться съ грѣховными страстями, а въ послѣдствіи онѣ, конечно, ослабѣютъ». Но ужели Его милосердіе должно служить для насъ побужденіемъ какъ можно болѣе грѣшить? Ужели мы, слыша гласъ Его, призывающій насъ къ святой жизни, должны болѣе и болѣе обременять себя грѣхами? Притомъ, не должно забывать, что милосердый Богъ вмѣстѣ и правосуденъ: если Онъ по милосердію щадитъ еще грѣшника; то, какъ правосудный, готовъ уже наказать его смертію. Можетъ быть, само милосердіе Божіе, тщетно ожидая исправленія грѣшника, умолитъ правосудіе лишить его жизни, дабы чрезъ это предохранить его отъ большихъ беззаконій и уменьшить будущія его наказанія.

г) Что еще скажутъ отлагающіе свое исправленіе? «Теперь намъ трудно, говорятъ, бороться съ грѣховными страстями, а въ послѣдствіи онѣ, конечно, ослабѣютъ». Нѣтъ, братія, человѣкъ всегда человѣкъ! Отъ юности до глубокой старости борютъ его страсти; отъ юпости помышляетъ онъ злая во вся дни (Быт. 6. 5). Если съ лѣтами и проходятъ однѣ порочныя страсти, то съ ними же приходятъ другія, такъ что нѣтъ ни одного возраста въ жизни человѣческой, который бы не имѣлъ своихъ слабостей и пороковъ, препятствующихъ нашему исправленію. Но положимъ, что мы назначили извѣстное время, въ которое, не взирая ни на какія препятствія, рѣшимся вести жизнь истинно святую. Кто знаетъ, продолжится ли жизнь наша до сего спасительнаго времени? Кто знаетъ, можетъ быть не мѣсяцы и годы, а одинъ день, одинъ часъ остается намъ для исправленія? Можетъ быть теперь, въ сію минуту, паритъ надъ нами ангелъ смерти, готовясь пресѣчь тонкую нить нашей жизни и представить насъ на судъ Божій?

III. Будемъ же осторожны и не станемъ подъ пустыми предлогами отлагать свое исправленіе. Настанетъ часъ смертный: тогда уже поздно о немъ думать, а неисправными какъ мы предстанемъ грозному Судіи? Что скажемъ Ему?... Аминь. (Сост. по Ч.-М. и кн. «Избранныя слова и бесѣды» Платона, митроп. кіевскаго. Кіевъ, 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 269-271.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0