Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Девятый день.

Поуч. 4-е. Свят. Ѳеодосій Черниговскій.

(Образецъ истиннаго пастыря, представляемый жизнью святителя).

II. а) Слово его было мудро, растворено благодатію. Онъ назидалъ своими рѣчами своихъ пасомыхъ при жизни; назидаетъ всѣхъ насъ и теперь. Въ своихъ видѣніяхъ онъ нерѣдко наставлялъ людей вѣрующихъ на путь спасительной жизни: научалъ ходить въ храмы Божіи, говѣть, исполнять уставы святой Церкви, слушать въ храмахъ молебныя и акаѳистныя пѣнія, молиться предъ чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповѣдываться въ своихъ согрѣшеніяхъ и пріобщаться святаго тѣла и крови Господней. Былъ святитель Ѳеодосій правдивъ и говорилъ только слова правды.

б) Подавалъ собою святитель Ѳеодосій образецъ «въ вѣрѣ и въ житіи». Сильна и непоколебима была вѣра святителя въ живаго Господа Бога и въ Его святой Промыслъ. Всею душею и сердцемъ святитель Ѳеодосій былъ преданъ Господу и Его заповѣдямъ. Жилъ онъ такъ, какъ велитъ законъ христіанскій. Съ юности святитель отличался смиреніемъ, терпѣніемъ, воздержаніемъ и трудолюбіемъ. Съ ранняго возраста онъ началъ жизнь подвижническую, святую, — былъ инокъ въ истинномъ смыслѣ этого слова. Любя иночество самъ, святитель Божій старался проводить иноческое житіе и среди другихъ: какъ игуменъ сперва Корсунской обители, потомъ Выдубецкой, а по переходѣ въ Черниговъ — Елецкой обители, святитель Ѳеодосій много заботился объ устройствѣ въ нихъ жизни на строгихъ иноческихъ началахъ. Святая, подвижническая жизнь Ѳеодосія Углицкаго доставила ему великое уваженіе сначала со стороны кіевлянъ, а потомъ и отъ жителей черниговской области. Ему давали важныя порученія, напримѣръ, отправляли въ Москву къ царямъ Іоанну и Петру Алексѣевичамъ съ ходатайствомъ объ утвержденіи епископа луцкаго Гедеона на каѳедрѣ митрополита кіевскаго. Черниговскій архіепископъ Лазарь Барановичъ, блюститель кіевской митрополіи, еще въ 1674 году въ письмѣ своемъ пророчески передавалъ Ѳеодосію желаніе свое, чтобы «имя его написано было на небесахъ». Когда тотъ же архіепископъ Лазарь Барановичъ сблизился съ Ѳеодосіемъ и узналъ его высокія нравственныя качества, то пожелалъ имѣть его своимъ постояннымъ помощникомъ. Самый добрый отзывъ далъ объ архимандритѣ Ѳеодосіи патріарху Адріану архіепископъ Лазарь, когда вмѣстѣ съ гетманомъ Малороссіи просилъ патріарха назначить Ѳеодосія помощникомъ ему, Лазарю, въ управленіи черниговскою епархіею. Вмѣстѣ съ гетманомъ преосвященный Лазарь Барановичъ засвидѣтельствовалъ, что «пречестный архимандритъ Ѳеодосій мужъ благій, украшенный добродѣтелями монашеской жизни, которую ведетъ съ молодыхъ лѣтъ, опытенъ въ управленіи монастырями, исполненъ страха Божія и духовной опытности, просвѣщенъ, весьма усерденъ къ церковному благолѣпію, способенъ управлять домомъ каѳедры и епархіею черниговскою». За свои высокія нравственныя качества Ѳеодосій и былъ возведенъ въ Москвѣ патріархомъ Адріаномъ 13 сентября 1692 года въ санъ архіепископа; до самой кончины преосвященнаго Лазаря († 3 сентября 1693 года) былъ у него ревностнымъ помощникомъ, а послѣ смерти Лазаря Барановича «съ отрадою и утѣшеніемъ» для паствы (какъ говорится въ одномъ донесеніи отъ гетмана Малороссіи изъ Батурина) «воспріялъ архіерейскій черниговскій престолъ преосвященный Ѳеодосій Углицкій, который (сказано въ томъ же документѣ) своими добротами можетъ украсить церковь и благоразсмотрѣніемъ устроить дѣлъ правленіе». До какой высокой степени нравственнаго совершенства святитель Ѳеодосій достигъ въ своемъ святительскомъ званіи, — видно изъ того, что Господу Богу было угодно сохранить нетлѣнными его мощи послѣ погребенія его тѣла въ Борисоглѣбскомъ соборѣ. Такъ по истинѣ нужно сказать о свитителѣ Ѳеодосіи: исполнилъ онъ въ совершенствѣ завѣтъ святаго апостола Павла, былъ «образецъ для вѣрныхъ въ вѣрѣ и въ житіи», и доселѣ остается тѣмъ-же «образцемъ» для вѣрныхъ чадъ Церкви Православной.

в) На основаніи приведенныхъ въ текстѣ словъ святаго апостола Павла (изъ его 1-го посланія къ Тимоѳею) нужно восполнить образъ святителя Ѳеодосія углицкаго еще нѣкоторыми высокими нравственными чертами. Епископы, по апостолу, кромѣ того, что должны служить для «вѣрныхъ образцами въ словѣ, въ вѣрѣ и въ житіи», — должны еще подавать въ себѣ самихъ «примѣръ въ любви, въ духѣ и въ чистотѣ». Святитель Ѳеодосій пламенѣлъ любовію къ Господу и къ своимъ ближнимъ. Любовь къ Богу преисполняла все его существо съ самыхъ раннихъ лѣтъ: умомъ онъ возносился къ Творцу, когда пребывалъ въ храмахъ Божіихъ и поиноческимъ обѣтамъ слушалъ въ нихъ службы Божіи. Духъ, или настроеніе его, отъ частаго обращенія къ Создателю, все болѣе и болѣе отрѣшался отъ мірскихъ суетъ и заботъ. Помыслы становились все чище и чище; чувствованія приближались къ небесному, воля направлялась на предметы свойства неземного. Такъ постепенно все его существо претворялось: плотскія помышленія уничтожались, а духовныя брали надъ ними верхъ; въ сердцѣ водворялась чистота, сродная съ ангельскою чистотою; миръ неземной водворялся въ его душѣ. Такъ сталъ онъ человѣкомъ, который былъ въ постоянномъ общеніи со Христомъ Спасителемъ. Благодать Святаго Духа дѣйствовала въ немъ и чрезъ него претворяла все его существо. По апостолу сталъ онъ человѣкомъ «духовнымъ», который имѣетъ въ себѣ самыя высокія христіанскія качества: любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23). Благодать Святаго Духа претворяла и самый тѣлесный его составъ. Тѣло его, по апостолу, становилосъ «храмомъ Святаго Духа» (1 Кор. 6, 19); оно готовилось къ тому, чтобы, какъ говоритъ святый Псалмопѣвецъ, «ни одна кость его не сокрушиласъ» (Псал. 33). Духъ Святый оживотворялъ тѣло Ѳеодосія Углицкаго, — и оно осталось въ нетлѣніи. Теперь прошло уже 200 лѣтъ со времени кончины угодника Божія Ѳеодосія Углицкаго, а тѣлесный составъ его пребываетъ въ нетлѣніи и до сихъ поръ, источая многообразныя исцѣленія для притекающихъ съ вѣрою ко гробу его. Какъ нѣкогда при апостолѣ Петрѣ «выносили больныхъ на улицы и полагали на постеляхъ и кроватяхъ, дабы хотя тѣнь проходящаго Петра осѣнила кого изъ нихъ» (Дѣян. 5, 15); или, какъ свидѣтельствуетъ книга «Дѣяній апостолъскихъ», во время двухлѣтняго пребыванія въ Ефесѣ другого апостола, святаго Павла, «Богъ творилъ немало чудесъ руками» его, Павла, «такъ что на больныхъ возлагали платки и опоясанія съ тѣла его, и у нихъ прекращались болѣзни, и злые духи выходили изъ нихъ» (Дѣян. 19, 11-12); какъ нѣкогда отъ тѣлесныхъ составовъ апостоловъ — Петра и Павла — совершились великія чудеса и знаменія: такъ угодно было Господу Богу, чтобы и въ наши времена отъ нетлѣннаго тѣлеснаго состава святителя Ѳеодосія Углицкаго тоже совершались многоразличныя исцѣленія и знаменія. Какъ многообразны эти проявленія милости Божіей чрезъ святителя Ѳеодосія! То слышишь изумительный разсказъ отъ самой исцѣленной (Анны Стефановской) и отъ ближайшихъ къ ней лицъ: какъ она страдала болѣе 3½ лѣтъ отъ неизлѣчимой болѣзни, какъ, безплодно лѣчили ее многіе врачи, какъ ее, несчастную, съ трудомъ довезли до собора въ экипажѣ на подушкахъ, какъ внесли на подушкахъ же въ церковь и потомъ въ пещеру, какъ, по совершеніи панихиды у мощей угодника Божія, больная вдругъ взялась сама за желѣзную рѣшетку у гроба святителя, потомъ сама встала и приложилась къ святымъ мощамъ, затѣмъ вышла по крутой лѣстницѣ изъ пещеры, отправилась въ Троицкій монастырь и слушала, сидя въ креслахъ, молебенъ и акаѳистъ предъ чудотворнымъ черниговскимъ Ильинскимъ образомъ Пресвятыя Богородицы, — и стала совершенно здоровою. То слышишь не менѣе удивительное повѣствованіе отъ почтенной старушки-инокини Каменскаго монастыря, какъ Господь Богъ исцѣлилъ по молитвамъ святителя Ѳеодосія ее, приговоренную уже къ смерти, — пославъ къ ней ночью невѣдомую монахиню съ блюдомъ святителя Ѳеодосія, изъ котораго она выпила невыразимо пріятную воду, — и она, лежавшая въ совершенномъ разслабленіи тѣла, получила тотчасъ-же полную возможность стать самой съ одра смерти, пасть на колѣни предъ иконами съ усердною молитвою и потомъ свободно говорить, ходить и дѣйствовать (ухаживавшая за этою инокинею монахиня упала въ обморокъ, когда въ первый разъ увидала ее здоровою въ кельѣ послѣ случившагося необычайнаго чуда исцѣленія). Приходилось слышать случаи изгнанія бѣсовъ изъ бѣсноватыхъ, исцѣленія отъ нѣмоты, отъ глухоты, отъ слѣпоты, отъ неизлѣчимыхъ разныхъ болѣзней внѣшнихъ и внутреннихъ, когда врачи оказывались совершенно безсильными, — приходилось выслушивать разсказы простыхъ людей, которые съ полною вѣрою свидѣтельствовали о знаменіяхъ милости Божіей, проявленной чрезъ угодника Божія Ѳеодосія или на нихъ самихъ, или на лицахъ къ нимъ близкихъ. Можно было-бы долго и много бесѣдовать о разныхъ чудесныхъ проявленіяхъ любви къ ближнимъ отъ святителя Ѳеодосія углицкаго. Но для этого не достанетъ времени.

III. Въ наши времена невѣрія и различныхъ сомнѣній, когда такъ много людей, удаляющихся отъ святой Церкви Православной, прославленіе Богомъ святителя Ѳеодосія имѣетъ особоезначеніе. Болѣе честные и добросовѣстные изъ людей невѣрующихъ, сомнѣвающихся, взирая тѣлесными очами на нетлѣнныя мощи угодника Божія Ѳеодосія Углицкаго и слыша и читая о разнообразныхъ проявленіяхъ милости Божіей чрезъ того-же угодника, притомъ о такихъ проявленіяхъ, о которыхъ разсказываютъ люди живые, достовѣрнѣйшіе свидѣтели-очевидцы, — говорю, такіе люди, хотя не въ большомъ числѣ, не вразумятся-ли сами, не поймутъ-ли, что доселѣ они глубоко заблуждались и шли по невѣрному пути? О, еслибы Господь Богъ Своею благодатію коснулся сердецъ и этихъ людей! Не уразумѣютъ ли и они, что спасительный путь только и можно обрѣсти въ святой Церкви Православной, гдѣ находятся истинные пастыри стада Христова, подобные святителю Ѳеодосію Углицкому, которые и жили свято, и удостоились отъ Господа нетлѣнія тѣлесныхъ составовъ, и источаютъ отъ мощей своихъ токи чудотвореній и разнообразныхъ милостей. Далъ-бы Богъ, чтобы хотя немногіе изъ раскольниковъ и сектантовъ, подумавъ объ этомъ, обратились къ истинѣ. Всѣмъ чадамъ Церкви Православной подается также урокъ: твердо и непоколебимо держаться святой вѣры православной, укрѣплять въ ней колеблющихся братій, вразумлять заблудшихъ, наставлять неразумныхъ, подражать въ житіи угоднику Божію святителю Ѳеодосію углицкому.

Угодниче Божій, святителю Ѳеодосіе! Молитвами твоими ходатайствуй предъ Господомъ Богомъ за всѣхъ насъ — чадъ твоихъ! Ты нашъ пастырь, а мы — овцы твоего словеснаго стада! Сохрани насъ твоими молитвами предъ Богомъ въ чистой вѣрѣ православной и утверди въ житіи христіанскомъ! Аминь. (Сост. по слову Антонія, еписк. черниговск. См. Ц. Вѣд. 1896 г. № 38).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 266-269.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0