Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Девятый день.

Поуч. 3-е. Святитель Ѳеодосій архіеп. Черниговскій.

(Обрѣтеніе его св. мощей).

(Уроки отъ нетлѣнія мощей свят. Ѳеодосія: а) вѣра Христова истинна и животворна; б) христіане должны перевесть въ свою жизнь то, во что вѣруютъ).

II. Не многое дошло до насъ изъ жизни святителя Божія, но самые нетлѣнные останки его преподаютъ всѣмъ и каждому неумолкающее поученіе, — поученіе глубоко назидательное и отрадно утѣшительное. Приникать умомъ и сердцемъ къ сему поученію, уразумѣвать его по возможности и пользоваться имъ для своего спасенія и блаженства, — долгъ каждаго истиннаго христіанина.

а) Безмолвный гробъ, вмѣщающій въ себѣ нетлѣнные останки святителя Божія, внушаетъ намъ прежде всего ту основную и коренную истину христіанской вѣры, что се есть животъ вѣчный, да знаютъ единаго истиннаго Бога, и Его же послалъ Онъ, Іисуса Христа (Іоан. 17, 3). Было ли когда-либо и гдѣ-либо подобное чудесное явленіе нетлѣнія между людьми, не исповѣдующими христіанской вѣры! Не было никогда и нигдѣ, послѣ того какъ правда Божія изрекла человѣку-преступнику: земля еси и въ землю отыдеши (Быт. 3, 19), — послѣ того, какъ единымъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде (Рим. 5, 12). Что же значитъ сіе? Отчего въ одномъ христіанствѣ встрѣчается подобное явленіе? Оттого, что оно только одно вводитъ жизнь божественную въ отчуждившееся отъ нея человѣчество. — Жало смерти, а вмѣстѣ съ нею и тлѣнія, грѣхъ (1 Кор. 15. 56). Тлетворный ядъ грѣха, заражая первоначально душу, скорѣе или медленнѣе, но всегда смертоносно, отравляетъ и тѣло, такъ что доколѣ есть грѣхъ въ существѣ человѣка, дотолѣ человѣкъ неизбѣжно подлежитъ тлѣнію и смерти. Дабы человѣку снова возвратиться въ нетлѣніе, необходимо, чтобы онъ не только пересталъ отравлять себя грѣхомъ, но и получилъ отвнѣ животворную силу, которая исправила бы въ немъ поврежденіе, произведенное прежними пріемами яда грѣховнаго. Требованія необходимыя, но совершенно невозможныя для самаго человѣка: ибо кто чистъ будетъ отъ скверны? Никтоже, аще и единъ день житія его на земли. (Іов 14, 4). Съ другой стороны, какъ получить животворную силу, противодѣйствующую тлетворному дѣйствію грѣха, — силу, которая въ Богѣ, Источникѣ живота, когда грѣхъ, отравивши существо наше, сталъ средостѣніемъ между нами и Богомъ и преградилъ собою токи благодати Божіей? Вотъ почему не видимъ мы внѣ христіанства ни одного примѣра чудеснаго изъятія изъ содѣлавшагося теперь всеобщимъ закона истлѣнія для смертнаго тѣла нашего. Чтобы снова возвратить насъ въ неистлѣніе, требуется сила, высшая человѣческой, могущество больше естественнаго, всемогущество Божіе. Богъ, создавшій человѣка въ неистлѣніе, и по паденіи его не отступилъ отъ Своего опредѣленія содѣлать его причастникомъ нетлѣнія и вѣчной жизни. Для избавленія человѣка отъ работы тлѣнію Онъ послалъ на землю Единороднаго Сына Своего, Который, принявъ на Себя вину смерти, — грѣхъ всего міра, и вкусивъ за него самую смерть, воскресеніемъ отъ смерти открылъ въ Себѣ источникъ жизни для всякаго, приближающагося къ Нему вѣрою и любовію. Животворное дѣйствіе благодати, начинаясь въ душѣ, распростирается и на все существо человѣка. Вотъ почему въ христіанствѣ только видимъ мы примѣры чудеснаго изъятія тѣлъ изъ всеобщаго закона тлѣнія.

Нетлѣнные останки святителя Христова служатъ по сему всегдашнимъ, безмолвнымъ, но въ самомъ безмолвіи краснорѣчивѣйшимъ проповѣдникомъ истинности и животворности св. вѣры Христовой. Безмолвный гробъ его говоритъ всѣмъ и каждому: «пріиди и виждь, истинна ли вѣра, мною исповѣданная, когда она такъ чудесно оправдана Самимъ Богомъ на мнѣ самомъ; пріиди и виждь, животворна ли вѣра, мною исповѣданная, когда божественною силою ея тѣло мое, само по себѣ бренное, какъ бы въ самой смерти живетъ нетлѣніемъ».

б) Не слышатель слова забытливъ, но творецъ дѣла, приникій въ законъ совершенъ свободы, и пребывъ, сей блаженъ въ дѣланіи своемъ будетъ (Іак. 1, 25): — вотъ что еще внушаютъ намъ нетлѣнные останки святителя Христова. Только подъ условіемъ полнаго и всецѣлаго усвоенія себѣ всего, чему учитъ и что заповѣдуетъ св. вѣра, возможно достигнуть такого прославленія. Животворное дѣйствіе благодати начинается въ душѣ, и потомъ уже распространяется на все существо человѣка. Надлежитъ посему, чтобы прежде воспринята была и всецѣло усвоена душею благодатная сила Христова, чтобы потомъ она могла произвесть животворное дѣйствіе и на тѣло. Такъ и представляетъ слово Божіе настоящую жизнъ избранныхъ Божіихъ человѣковъ. Они живутъ и дѣйствуютъ не своею естественною жизнію, но жизнію Іисуса Христа, таинственно вселяющагося и обитающаго въ нихъ. Живу не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 20), говоритъ о себѣ св. апостолъ. Съ Нимъ они живутъ, въ Немъ и умираютъ для настоящаго растлѣннаго міра, съ Нимъ и воскресаютъ духомъ, начинаютъ жить по Богѣ, въ правдѣ и преподобіи истины, жизнію небесною, ангельскою, еще здѣсь на землѣ. Эта благодатная сила Христова, обнимая собою всю душу, по тѣсной и неразрывяой связи души съ тѣломъ, простирается и на него, объемлетъ и проницаетъ его своею живительною силою, и иногда сообщаетъ ему еще на землѣ, при всеобщемъ тлѣніи земныхъ существъ, силу нетлѣнія. Такимъ, а не инымъ путемъ благоугождалъ Господу и блаженный святитель Ѳеодосій; такимъ путемъ достигъ онъ прославленія и по смерти своей; тотъ же путь къ вѣчному животу указываетъ собою и всѣмъ намъ, предлагая и побужденія итти симъ путемъ. «Смотрите, — какъ-бы такъ говоритъ онъ, — смотрите, какое дивное воздаяніе отъ Господа за благочестіе, когда чрезъ него не только духъ нашъ удостоивается вѣчнаго блаженства въ Богѣ и съ Богомъ, но и самое тѣло, потрудившееся нѣсколько въ подвигахъ благочестія, дѣлается на столько причастнымъ благодатной силѣ Христовой, что въ самой смерти живетъ нетлѣніемъ. И это еще здѣсь — на землѣ; что же будетъ тамъ — на небѣ»?

Не для всѣхъ, конечно, сіе дивное прославленіе еще здѣсь на землѣ, прежде всеобщаго прославленія праведныхъ въ блаженномъ царствѣ Христовомъ. Мы видимъ, что многіе и изъ святыхъ Божіихъ не удостоены нетлѣнія... Но для всѣхъ возможно, всѣ предназначены, всѣ и обязаны стремиться къ почести вышнято званія о Христѣ Іисусѣ, къ тому, чтобы удостоиться получить неистлѣненъ вѣнецъ въ царствіи Отца небеснаго. А путь къ сему не иной, какъ путь вѣры, споспѣшествуемой любовію, проявляемою благочестивою жизнью и свидѣтельствуемой благими дѣлами.

III. Таковы главныя наставленія, преподаваемыя намъ нетлѣнными мощами новооткрытаго угодника Божія, святителя и чудотворца Ѳеодосія. «Блюдите, — внушаетъ онъ намъ, — яко зѣницу ока, св. вѣру Христову, держась неуклонно св. церкви православной, какъ спасительнаго ковчега Божія, ревнуйте, по моему примѣру, перевесть въ собственную жазнь и дѣятельность то, во что вѣруете. Исполняя сіе въ мѣру данныхъ каждому силъ отъ Бога, недалеко будете отъ царствія Христова».

Дай Богъ, чтобы никто изъ насъ не былъ празднымъ и забытливымъ слушателемъ сихъ наставленій, а по мѣрѣ силъ своихъ уразумѣвалъ ихъ и переводилъ въ плоть и кровь, или лучше — въ духъ и жизнь. Аминь. (Сост. по слову Іоанникія, митр. кіевск. См. Церк. Вѣд. 1896 г. № 37).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 264-266.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0