Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Девятый день.

Поуч. 2-ое. Св. праведные богоотцы Іоакимъ и Анна.

(Уроки изъ ихъ жизни: а) благочестіе не мѣшаетъ семейной жизни, б) христіане не должны чуждаться семейной жизни и в) страшиться многочадія).

Въ тѣ дни въ бѣдномъ городкѣ галилейскомъ Назаретѣ жила благочестивая чета Іоакимъ и Анна. Эти смиренные назаретяне не были ничѣмъ знамениты во Израили, не отличались отъ простыхъ жителей Назарета никакими особенными преимуществами внѣшними.

Однако, не знатные въ очахъ человѣческихъ, Іоакимъ и Анна были велики предъ Богомъ своею вѣрою и благочестіемъ; не славные богатствомъ тлѣющимъ, они были богаты праведною жизнію и добродѣтелями. Скромная, трудолюбивая, богобоязненная жизнь доставляла имъ не только честное довольство, а и нѣкоторый избытокъ, который давалъ имъ возможность дѣлать болѣе дѣлъ благочестія и человѣколюбія, нежели сколько требовалъ самый законъ. Св. Іоакимъ имѣлъ обычай весь плодъ трудовъ своихъ раздѣлять на три части: одну посвящалъ Богу въ жертвахъ и приношеніяхъ алтарю Господню вмѣсто требуемой закономъ десятины, другую раздавалъ бѣднымъ и убогимъ и только третью часть оставлялъ на содержаніе своего дома. Уже это одно ставило его неизмѣримо, выше тѣхъ, славившихся во Израили праведниковъ, которые исправно платили десятину и оставляли важнѣйшее закона — милость и правду, — которые отъ великихъ сокровищъ своихъ подавали лепты среди торжищъ «да видимы будутъ человѣки» и въ то же время поядали дома вдовицъ. Но вся высота внутренняго благочестія праведной четы, ихъ чистоты и святости, ихъ духовнаго совершенства въ вѣрѣ и упованія на Бога открылась впослѣдствіи, когда угодно было Господу явить всему міру великое ихъ предназначеніе.

Казалось, ничто не должно было возмущать мирной, благословенной, всѣмъ довольной жизни благочестивыхъ супруговъ. Но праведники не могутъ быть безъ искушеній и скорбей: «многи скорби праведнымъ», говоритъ слово Божіе. Высокое предназначеніе св. Іоакима и Анны требовало и приготовительнаго и продолжительнаго испытанія, очищенія, усовершенія. Потому-то вся жизнь праведныхъ супруговъ, по устроенію Божію, была непрерывнымъ испытаніемъ ихъ вѣры, терпѣнія и преданности волѣ Божіей. Іоакимъ и Анна были бездѣтны. И въ наши времена безчадіе есть тяжелая скорбь для супруговъ; но во времена подзаконныя оно считалось величайшимъ бѣдствіемъ и сопровождалось тяжкими скорбями, для перенесенія которыхъ нужна была вся твердость вѣры и упованія на Бога. Самый законъ почиталъ безчадіе явнымъ признакомъ не только неблаговоленія, но и тяжкаго наказанія Божія, запрещалъ даже принимать дары и жертвы отъ человѣка, не оставившаго сѣмени во Израили. А во мнѣніи народномъ бездѣтный почитался какъ бы отверженнымъ отъ Бога, достойнымъ отчужденія и презрѣнія сыновъ израилевыхъ. И это, какъ выражается пѣснь церковная, «поношеніе безчадства» благочестивые супруги должны были терпѣть до самой старости! Но они терпѣли и не ослабѣвали вѣрою, молились и уповали, въ твердой увѣренности, что Богъ можетъ и безплоднымъ даровать потомство и многоплодныхъ обезчадствовать.

Возрастая такимъ образомъ вѣрою и упованіемъ, укрѣпляясь въ терпѣніи и преданности волѣ Божіей, очищая сердце свое вниманіемъ, молитвою и исполненіемъ заповѣдей, обновляясь духомъ по мѣрѣ оскудѣнія силъ тѣлесныхъ, Іоакимъ и Анна, съ преклонностію возраста тѣлеснаго, достигли такой высоты совершенства духовнаго, что достойны были сдѣлаться родителями той преблагословенной Дщери, Которой, по предопредѣленію Божію, надлежало быть Матерію единороднаго Сына Божія.

Но для сего Господу угодно было подвергнуть ихъ одному самому тяжкому испытанію. Въ одинъ великій праздникъ праведный Іоакимъ, по обычаю законному, явился съ дарами и приношеніемъ Богу въ храмъ Господень. Первосвященникъ Иссахаръ, принимавшій приношенія отъ народа, быть можетъ, обремененный приготовленіемъ множества жертвъ, не восхотѣлъ принять жертвы отъ рукъ Іоакима. «Ты не достоинъ», — сказалъ ему Иссахаръ, — «того, чтобы принять отъ тебя дары Богу, какъ отъ истиннаго израильтянина; ибо ты безчаденъ, и нѣтъ на тебѣ благословенія Бога отцовъ нашихъ. Вѣрно, за какіе-либо тяжкіе грѣхи такъ отвергаетъ тебя Господь Богъ нашъ». Что же Іоакимъ? — Съ глубокимъ смиреніемъ принялъ онъ это обличеніе, какъ бы изъ устъ Самого Бога, признавъ себя недостойнымъ не только оставаться долѣе въ виду дома Божія въ Іерусалимѣ, но и возвратиться въ домъ свой, и съ тяжкою скорбію удалился въ пустыню, гдѣ паслось стадо его. Здѣсь въ постѣ и покаяніи, въ слезахъ и молитвѣ провелъ онъ сорокъ дней, умоляя Господа простить ему всѣ грѣхи его, отъять поношеніе его во Израили, благословить его въ старости рожденіемъ чада, какъ благословилъ Авраама рожденіемъ Исаака.

Въ то же время невыразимою скорбію поражено было сердце праведной Анны, когда услышала она о такомъ посрамленіи добродѣтельнаго мужа своего предъ лицемъ жертвенника Божія, при многочисленномъ стеченіи сыновъ израилевыхъ, въ священный день великаго праздника Господня. Одну себя почитала она вовсемъ виновною, одну себя грѣшнѣйшею паче всѣхъ женъ израилевыхъ. Заключившись во внутренней клѣти дома своего, въ постѣ и покаяніи, въ слезахъ и воздыханіяхъ, вопіяла она ко Господу день и ночь, умоляя Его не ради себя, какъ недостойной милости, но ради добродѣтелей благочестиваго супруга своего, отъять отъ нихъ поношеніе безчадства и благословить ихъ плодомъ чрева.

Такая крѣпкая вѣра и упованіе на Бога, такое самоуничиженіе и смиреніе праведныхъ супруговъ достойны были, чтобы призрѣлъ на нихъ Тотъ, Кто сказалъ чрезъ пророка: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ». И вотъ ангелъ Господень явился молящейся Аннѣ, а потомъ и плачущему въ пустынѣ Іоакиму, и возвѣстилъ имъ, что молитвы ихъ услышаны, слезы и воздыханія ихъ принялъ Господь, какъ благовонное кадило и какъ жертву благоугодную, — что Онъ дастъ имъ Дщерь — преблагословенную въ женахъ, чрезъ Которую благословятся, Которую и Саму будутъ благословлять всѣ племена земныя. Обрадованные этимъ небеснымъ благовѣстіемъ, праведные Іоакимъ и Анна отъ всего сердца прославляли и возблагодарили Господа Бога, призрѣвшаго милостію Своею на смиреніе ихъ, и единодушно положили обѣтъ посвятить Ему обѣщанное дитя. И божественное обѣщаніе о рожденіи преблагословенной Дѣвы Маріи, и обѣтъ родителей ея, въ свое время, въ точности исполнились.

II. Таковы были праведные Іоакимъ и Анна!

По образу своей жизни, по своимъ высокимъ нравственнымъ качествамъ да послужатъ они образцомъ для подражанія и христіанскихъ родителей, и всѣхъ православныхъ христіанъ.

а) Напрасно многіе въ наше время думаютъ, что высокая христіанская жизнь не достижима для людей, связанныхъ узами семейными, обремененныхъ заботами и попеченіями житейскими. Примѣръ праведныхъ родителей пресвятой Дѣвы показываетъ, что, и живя въ мірѣ, не разрывая ни семейныхъ, ни общественныхъ узъ, не оставляя необходимыхъ заботъ о домѣ своемъ и трудовъ служенія общественнаго, можно достигать такой высоты совершенства духовнаго, какой не всѣ достигаютъ и въ пустынѣ. Вся тайна въ томъ, куда направлено сердце человѣка, — къ Богу или къ мамонѣ, къ небу или къ землѣ. Истинно благочестивый человѣкъ, гдѣ и чѣмъ бы онъ ни былъ, всѣ силы души своей направляетъ къ Богу, пріучаетъ себя быть всегда въ вездѣприсутствіи Божіемъ, и потому, подобно древнему пророку, поставляетъ съ собою завѣтъ не только не дѣлать, а и не помышлять ничего лукаваго предъ Богомъ, не преступать заповѣди Божіей не только дѣломъ, а и мыслію и желаніемъ. На всѣ обязанности и занятія свои, каковы бы они ни были — велики или малы, онъ смотритъ, какъ на дѣло Божіе, и исполняетъ ихъ со страхомъ Божіимъ, во славу Его пресвятаго имени. Что ни дѣлаетъ, онъ дѣлаетъ предъ Господомъ, призывая Его святое благословеніе и помощь, воздавая Ему благодареніе и славу за успѣхъ своего дѣла.

Даже замѣчено, что семейные люди весьма часто отличаются такою преданностію Промыслу Божію, такою надеждою на Бога, которая не всегда встрѣчается среди людей одинокихъ.

б) Второй урокъ, который предлагаетъ намъ жизнь святыхъ и праведныхъ богоотецъ Іоакима и Анны, весьма скорбѣвшихъ по поводу своего безчадства и сильно желавшихъ дѣтей, состоитъ въ томъ, что христіане не должны чуждаться семейной жизни. Отрадно старцамъ — родителямъ быть окруженными дѣтьми, способными поддержать ихъ дѣла и успокоить въ немощахъ старости. Въ виду подростающаго поколѣнія ревность къ дѣламъ въ старшихъ членахъ семьи естественно усугубляется, такъ какъ есть для кого трудиться и на кого возложить надежду.

Въ горѣ и несчастіи семьянинъ найдетъ лучшаго друга — утѣшителя въ лицѣ своей жены, лучшаго помощника себѣ и не замѣнимаго воспитателя дѣтей въ духѣ св. вѣры и благочестія.

Какъ не полна и безотрадна, напротивъ, жизнь человѣка безсемейнаго, одинокаго, не видящаго вокругъ себя лицъ родственныхъ, на кого бы положиться во время оскудѣнія крѣпости силъ. Не имѣя въ виду ближайшей цѣли жизни — въ будущемъ обезпеченіи и религіозно нравственномъ и вмѣстѣ умственномъ просвѣщеніи членовъ своей семьи, человѣкъ одинокій привыкаетъ жить только для себя, для своего удовольствія, при чемъ невольно уклоняется отъ правильнаго порядка жизни, неспособенъ дѣлается къ самоотверженію и обузданію своихъ прихотей. И мы на опытѣ видимъ, какъ часто холостая и одинокая жизнь влечетъ человѣка къ праздности, расточительности, къ скупости, отвратительному себялюбію (эгоизму), разврату и тому подобнымъ порокамъ.

в) Третій урокъ, предлагаемый жизнію св. богоотецъ Іоакима и Анны, состоитъ въ томъ, что христіане не должны страшиться многочадія. Только ложная свобода отъ обязательствъ, соединенныхъ съ содержаніемъ и благоустройствомъ семьи, служитъ для нѣкоторыхъ приманкою къ холостой жизни и отвращаетъ отъ брака, такъ что вступать въ законный бракъ, по понятію большинства нынѣшнихъ молодыхъ людей, значитъ налагать на себя «тяжкія узы». Что же показываетъ это уклоненіе отъ священныхъ обязанностей семьянина, какъ не очевидное преобладаніе въ современномъ обществѣ гибельнаго духа своекорыстія и самоугожденія и очень часто разнузданной чувственности?

Не по вліянію ли этого духа многіе семейные люди тяготятся своимъ положеніемъ и прямо ропщутъ на многочадіе? Да! Если будемъ судить о своемъ земномъ назначеніи по степени личнаго нашего спокойствія и удовольствія, то невольно придемъ къ той превратной мысли, что чадородіе не благословеніе Божіе, а прямое наказаніе. Такъ весьма часто и говорятъ многіе, сѣтуя на многочадіе, падаютъ духомъ отъ заботъ семейныхъ, желаютъ даже смерти дѣтей и рады бываютъ, когда исполняется это ихъ желаніе. Какой это тяжкій грѣхъ, братія! Какъ можно прекословить опредѣленію Божію и роптать на Бога! Кто говоритъ, что чадородіе и многочадіе легки для человѣка? На каждой матери исполняется приговоръ Божественнаго правосудія: «въ болѣзнехъ родиши чада» (Быт. 3, 16). Родивши дѣтей, нужно ихъ возростить и воспитать, — а для этого нужно много самоотверженія и терпѣнія, — приходится иногда родителямъ дни и ночи проводить въ уходѣ и попеченіи о дѣтяхъ. Но ничто доброе и полезное не дается человѣку легко на землѣ. Тернистъ и труденъ путь жизни человѣческой, но не должно унывать и роптать вообще; такъ и при многочадіи не должно ослабѣвать въ вѣрѣ и упованіи на Бога. Чадородіе и воспитаніе дѣтей — это такіе подвиги, которые приводятъ ко спасенію. «Жена спасется чадородія ради, аще пребудетъ въ вѣрѣ и любви и во святыни съ цѣломудріемъ» (I Тѳ. 2, 15), говоритъ апостолъ. Пусть обязанности семейныя могутъ иногда препятствовать намъ въ дѣлѣ благотворенія и богопочитанія, не дадутъ намъ возможности часто ходить въ храмъ Божій, строго поститься, подавать щедрую милостыню. Но за родительскую любовь и самоотверженіе, за усердное воспитаніе дѣтей для царствія Божія, а также за молитвы нашихъ дѣтей, Господь проститъ наши недостатки и покроетъ ихъ Своею благостію.

III. Жизнь святыхъ и праведныхъ Богоотцевъ Іоакима и Анны да научитъ насъ той истинѣ, что семейная жизнь не препятствуетъ благочестію, что истинный христіанинъ не долженъ ни чуждаться семейной жизни, Богомъ установленной и Богомъ благословенной, ни страшиться многочадія, которое есть признакъ особаго благоволенія Божія. (Свящ. Григорій Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 261-264.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0