Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Девятый день.

Поуч. 1-ое. Св. богоотцы Іоакимъ и Анна.

(Добродѣтельная жизнь родителей — лучшее наслѣдство дѣтей).

II. Но подобное счастіе предлагается, брат., и всѣмъ родителямъ, желающимъ видѣть дѣтей своихъ истинно счастливыми и блаженными. Иже безъ порока живетъ въ правдѣ, блаженны оставитъ дѣти своя, говоритъ Премудрость Божія устами богодухновеннаго любителя мудрости. Итакъ, по ученію Премудрости Божіей, самое счастливое наслѣдство для дѣтей естъ благочестивая и праведная жизнь родителей, и первая обязанность родителей, желающихъ счастія своимъ дѣтямъ, самимъ жить праведно и благочестиво, какъ жили праведные родители Матери Божіей.

а) Не такъ разсуждаетъ наша житейская мудрость. «Живя правдой, говоритъ она, наживешь не много; съ чѣмъ же останутся дѣти? То-ли дѣло, если какими бы то ни было средствами пріобрѣсти для нихъ большое богатство, оставить въ наслѣдство дома и земли? Тогда они могутъ быть счастливы и благополучны на всю жизнь. Живя правдою, не уйдешь далеко по пути почестей, не достигнешь тѣхъ степеней мірскаго величія, на которыхъ имена счастливцевъ блистаютъ титулами и обладаютъ преимуществами наслѣдственными и потомственными; чѣмъ же будутъ отличаться дѣти праведника между милліонами людей простыхъ и незнатныхъ? и какимъ почетомъ и уваженіемъ могутъ пользоваться между согражданами? Иное дѣло, если добиться высокихъ почестей, украсить свое имя громкими титулами, чтобы дѣти могли гордиться своимъ происхожденіемъ, величаться именами своихъ отцевъ и предковъ. Тогда предъ ними будутъ открыты всѣ пути къ почестямъ и славѣ. Живя правдою, нельзя не нажить себѣ многихъ недоброжелателей и враговъ, которыхъ вражда обратится, потомъ, и на дѣтей; какъ же будутъ счастливы дѣти праведника среди ненавидящихъ ихъ? То-ли дѣло снискать себѣ, какими бы то ни было путями, расположеніе сильныхъ земли? Тогда и дѣти будутъ пользоваться ихъ покровительствомъ и милостями, и найдутъ дорогу къ благополучію».

Такъ, говорю, разсуждаетъ наша житейская мудрость. Но лживи суть сынове человѣчестіи въ мѣрилѣхъ своихъ, еже неправдовати. (Пс. 61, 10). Всегда ли оправдывются на дѣлѣ эти, по-видимому, основательные разсчеты житейской мудрости? Нѣтъ, гораздо чаще случается наоборотъ. Нажитое неправдою имущество не долго остается въ рукахъ дѣтей и наслѣдниковъ неправеднаго богача. Чаще всего бываетъ, что, по слову пророка, чуждіи поядаютъ труды его, а его потомки остаются нищими. Всуе мятется человѣкъ, говоритъ слово Господне: сокровиществуетъ, и не вѣсть, кому соберетъ я. (Пс. 38, 7). Справедливо замѣчаютъ, что благоразумно пользоваться богатствомъ умѣетъ только тотъ, кто пріобрѣтаетъ его собственными трудами, а не тотъ, кому достается оно даромъ, безъ трудовъ и заботъ. Пространные домы бывшихъ нѣкогда богачей сколькихъ перемѣнили уже владѣльцевъ? А несчастные потомки ихъ строителей ищутъ и не находятъ угла, гдѣ главу подклонити. А достигнутыя неправдою почести развѣ не ложатся несмываемымъ пятномъ на дѣтяхъ и потомкахъ? Развѣ не подвергаютъ ихъ, вмѣсто незаслуженнаго почета, заслуженному посмѣянію? Мало ли было великихъ и славныхъ въ глазахъ міра именъ, которыхъ и самая память, по слову Писанія, погибе съ шумомъ? Съ другой стороны, если, и живя правдою, можно возбудить къ себѣ нерасположенность людей злыхъ и развращенныхъ; то, живя неправдою, можно ли не оставить по себѣ непріязненной памяти даже у людей добрыхъ и честныхъ? А сколько слезъ обиженныхъ упадаютъ не на одну могилу, а на оставшееся потомство человѣка неправеднаго? Сколько горькихъ укоризнъ и жалобъ услышатъ его дѣти? И не будетъ ли память неправеднаго родителя служить для нихъ не утѣшеніемъ, а наказаніемъ? Равнымъ образомъ, и покровительство сильныхъ земли надолго ли можетъ обезпечивать участь дѣтей ихъ льстеца и прислужника? Не надѣйтеся, говоритъ слово Божіе, на князи, на сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія: изыдетъ духъ его, и въ персть свою возвратится: въ той день погибнутъ вся помышленія его (Пс. 145, 3. 4), а съ нимъ погибнутъ и всѣ возлагавшіяся на него надежды.

б) Не таково наслѣдство для дѣтей — безпорочная, праведная и благочестивая жизнь родителей. Это наслѣдство прочнѣе и надежнѣе всякаго богатства, дороже всѣхъ почестей и титуловъ, вѣрнѣе всякаго благоволенія сильныхъ земли.

Кто живетъ праведно, ходя во всѣхъ заповѣдехъ и оправданіихъ Господнихъ безпорочно (Дук. 1. 6), на томъ, во-первыхъ, почиваетъ благословеніе Божіе, которое переходитъ и на потомство его въ роды родовъ. Угодилъ Авраамъ Богу, — и не только ближайшіе, а и самые отдаленные его потомки благоденствовали подъ осѣненіемъ почившаго на предкѣ ихъ благословенія Божія. Лишился благословенія Божія нечестивый Саулъ, — и царственные потомки его скитались нищими, и самый родъ его пресѣкся въ непродолжительное время. Сколько есть, можетъ быть, и между нами людей, живущихъ въ довольствѣ и благополучіи, которые достигли сего состоянія не богатымъ наслѣдствомъ и не сильными связями, а молитвами и благословеніемъ благочестивыхъ родителей! Такъ велико и важно, такъ благонадежно и прочно для самаго земного благополучія благословеніе Божіе, почивающее на людяхъ благочестивыхъ и праведныхъ! Оно и составляетъ истинное счастіе ихъ дѣтей и потомковъ. Родъ правыхъ благословится, говоритъ слово Господне.

Кто живетъ праведно, тотъ не только не обижаетъ никого, напротивъ, благотворитъ и благодѣтельствуетъ всѣмъ и каждому, благодѣтельствуеть и самимъ врагамъ своимъ; тотъ оставляетъ по себѣ одну добрую память и добрую славу, благодарное чувство въ сердцахъ всѣхъ, окружавшихъ его. Потомство такого человѣка всегда найдетъ себѣ покровъ и защиту. Доброе имя отца есть какъ бы рекомендательное письмо для его сына; съ нимъ онъ вездѣ найдетъ себѣ друзей и покровителей. Если бы человѣкъ праведный и имѣлъ въ жизни своей какихъ-либо недоброжелателей, то и ихъ недоброжелательство не можетъ продолжаться далѣе его гроба. Ибо не могутъ они не сознавать, что неправедно ненавидѣли мужа праведнаго, несправедливо обижали и оскорбляли его во время его жизни, что они воздавали ему злая, онъ же воздавалъ имъ благая. И не побудитъ-ли ихъ проснувшаяся совѣсть сдѣлать что-либо доброе для дѣтей его? Такимъ образомъ, дѣти праведника не только въ друзьяхъ, а въ самыхъ врагахъ его не найдутъ ли скорѣе друзей и покровителей, нежели враговъ и недоброжелателей?

Кто безъ порока живетъ въ правдѣ, тотъ живетъ трудолюбиво, умѣренно и воздержно. Если не имѣетъ онъ большого богатства, то имѣетъ честное довольство во всемъ; потому что не имѣетъ ни излишнихъ, изысканныхъ нуждъ, ни разнообразныхъ, изобрѣтаемыхъ праздностію, потребностей, ни безграничныхъ, ничѣмъ не удовлетворяемыхъ, желаній, а довольствуется тѣмъ, что посылаетъ и чѣмъ благословляетъ его Господь Богъ. Тотъ и дѣтей своихъ пріучаетъ съ малолѣтства быть піакже трудолюбивыми и воздержными и также довольствоваться тѣмъ состояніемъ, какимъ благословляетъ ихъ Богъ. Могутъ ли бытъ несчастными такія дѣти? Нѣтъ; ибо истинное счастіе человѣка не внѣ его, а внутри, въ его сердцѣ. Осыпьте какимъ угодно богатствомъ человѣка корыстолюбиваго и любостяжательнаго, – онъ не будетъ доволенъ, не перестанетъ мучиться желаніемъ большаго, и будетъ истинно несчастенъ, потому что никогда не будетъ имѣть того, чего желаетъ. Украсьте какими угодно почестями человѣка честолюбиваго, — ему все будетъ мало, его не перестанетъ мучить зависть къ его соперникамъ, онъ всегда будетъ терзаться тѣмъ, что не сбываются безразсудныя мечты его, не исполняются его необузданныя желанія. Се бо царствіе Божіе внутрь васъ есть, говоритъ Господь. Ищите прежде царствія Божія и правды его, и все, потребное для жизни временной, приложится вамъ. (Матѳ. 6, 33).

Кто, наконецъ, самъ живетъ благочестиво, тотъ и дѣтей своихъ воспитываетъ въ благочестіи и страхѣ Божіемъ. А добрый и благочестивый сынъ будетъ счастливъ и безъ богатаго наслѣдства, равно какъ порочному сыну не въ помощь и богатство. Благочестіе, говоритъ апостолъ, на все полезно есть, обѣтованіе имущее живота настоящаго и грядущаго. Вотъ, почему св. Давидъ увѣряетъ, что онъ во всю долгую жизнь свою не видѣлъ, чтобы потомство праведника терпѣло нужду и бѣдствовало. Юнѣйшій быхъ, ибо состарѣхся, говоритъ онъ, и не видіьхъ праведника оставлена, ниже сѣмене его просяща хлѣбы. Весь день милуетъ, и взаимъ даетъ праведный, и сѣмя его во благословеніе будетъ. (Псал. XXXVI, 25–26). Праведные родители Пресвятой Дѣвы Маріи не обладали земными сокровищами, и не оставили Ей въ наслѣдство никакого богатства; напротивъ, приведя Ее, трехлѣтнюю Отроковицу, въ храмъ Божій, предавъ Ее Господу, и сами скоро отошли ко Господу, оставивъ Ее сиротою, одинокою и безпомощною въ мірѣ, подъ кровомъ храма Божія и подъ благодатнымъ покровомъ Самого Господа храма. Но они оставили Ей въ наслѣдство живой духъ истиннаго благочестія, которымъ отъ юности напиталось Ея сердце, сдѣлавшееся чистымъ и святымъ храмомъ Духа Божія; оставили любовь къ закону Господню и божественному слову, которымъ питалась душа Ея, какъ манною небесною, и возросла въ мѣру возраста исполненія Христова; оставили примѣръ своей цѣломудренной, благоговѣйной и богобоязненной жизни, который былъ для Нея добрымъ руководителемъ и пѣстуномъ во Христа. Они уневѣстили Ее Господу, а Господь избралъ Ее въ Матерь Себѣ. Какое наслѣдство земное могло бы такъ осчастливить Ее и сдѣлать воистину блаженною и преблаженною на вѣки?

III. О, если бы хотя любовь родительская и желаніе счастія своимъ дѣтямъ побуждали каждаго безъ порока жить въ правдѣ! Какъ были бы тогда счастливы и родители и дѣти! Аминь. (Сост. по пропов. Димитрія архіеписк. херсонск. и одесск.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 258-261.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0