Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Седьмой день.

Поуч. 2-ое. Святой Іоаннъ, архіеп. Новгородскій.

(Какъ относиться къ клеветѣ и клеветникамъ?)

Не смотря на общее уваженіе, которымъ до сего времени пользовался Илія, нашлись люди, которые не задумались взводить на него разныя клеветы. Завистники начали распространять слухи, что онъ живетъ безнравственно. Народъ взволновался, собрался у дома архіепископа и рѣшилъ погубить его. Илію вывели изъ покоевъ къ мосту черезъ рѣку Волховъ, тамъ спустили его на плотъ, не имѣющій веселъ, и предоставили его плыть по теченію. Но здѣсь совершилось чудесное явленіе: плотъ пошелъ не по теченію рѣки, а противъ теченія, къ Юрьеву монастырю. Иноки монастыря съ честью встрѣтили архипастыря. Народъ пришелъ въ страхъ; у храма св. Софіи собралась толпа, просили духовенство взять иконы и кресты и ходатайствовать передъ Иліею о прощеніи виновныхъ. Незлобивый Илія простилъ ихъ и возвратился на каѳедру. Незадолго до кончины онъ отказался отъ управленія новгородскою паствою, принялъ схиму съ именемъ Іоанна и скончался 7 сентября 1186 года.

II. а) Мы слышали возлюбл. Во Христѣ бр., какъ незлобиво и кротко святитель Іоаннъ отнесся къ клеветавшимъ на него завистникамъ. А мы, бр., какъ ведемъ себя относительно тѣхъ, кто взведетъ на насъ клевету какую? Даже когда и не клевету, а сущую правду о насъ говорятъ, только правду для насъ непріятную, — мы и тогда не разражаемся ли обыкновенно противъ тѣхъ людей самымъ страшнымъ гнѣвомъ и ругательствами? Вмѣсто того чтобы разъяснить дѣло просто, кротко, мы не большею ли частію стараемся разсчитаться съ обидчикомъ своимъ такъ, чтобы никакъ ужъ въ долгу у него не остаться? И какихъ тогда безчестныхъ словъ не наговоритъ иной изъ насъ при этомъ? какими проклятіями не разгромитъ обидчика? какихъ угрозъ ему не наскажетъ? А затѣмъ предъ тѣми, предъ кѣмъ оклеветаны мы, какъ большая часть изъ насъ защищается? какихъ клятвъ, какой божбы не бываетъ тутъ пущено въ ходъ, и чего-чего не наговоримъ мы и сами про оклеветавшаго насъ? Всю жизнь его опишемъ, всѣ недостатки переберемъ, и часто не его только недостатки, а и всѣхъ его родныхъ и знакомыхъ. И есть даже мнѣніе, что для того, чтобы снять съ себя то или иное нареканіе, именно такъ-то и надо всегда поступать съ клеветниками. Какое грубое заблужденіе думать — зло зломъ побѣдить! Други мои! Не зломъ побѣждается зло: аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его; аще же жаждетъ, напой его. Сіе бо творя, угліе огненно собираеши на главу его (Рим. XII, 20). Вотъ чѣмъ побѣждается зло. Но это выше силъ, скажете? Бываетъ. Въ такомъ случаѣ предай дѣло суду Божію, какъ и пишетъ тотъ же апостолъ (тамъ-же 19): не мстите за себя, но дайте мѣсто гнѣву Божію. Писано бо естъ: Мнѣ отмщеніе, Азъ воздамъ, глаголетъ Господь.

б) Не могу, братіе, при семъ не обратить вашего вниманія и на то: св. Іоаннъ былъ уважаемъ всѣми за свою высоко добродѣтельную жизнь. Между тѣмъ — что видимъ? И онъ оклеветанъ и обозванъ отъ завистниковъ живущимъ безнравственно. Вотъ примѣръ непостоянства людского: кого нынѣ любятъ, слушаютъ и почитаютъ, завтра — смотришь — по навѣту чьему-нибудь, забываютъ всѣ заслуги этого человѣка, все доброе его, и готовы опорочить, осмѣять своего благодѣтеля. — Для тѣхъ, кому терпѣть приходится отъ клеветы и зависти людской, примѣръ сей да послужитъ на утѣшеніе и ободреніе. Ибо если святые мужи терпѣли отъ клеветы: то намъ ли роптать на клеветниковъ? — Спросимъ себя по совѣсти: мы и сами-то насколько и всегда ли справедливы къ ближнимъ? Не бываемъ ли мы и сами-то почасту повинны въ этомъ грѣхѣ, который такъ возмущаетъ насъ въ ближнихъ? не склонны ли мы и сами къ оклеветанію? Такъ услышалъ иной что-нибудь недоброе о другомъ, — что онъ обыкновенно дѣлаетъ въ этомъ случаѣ? Только ли то, что разсказываетъ о томъ другому и третьему, какъ самъ слышалъ? Не большею ли частію, если не всегда, бываетъ такъ, что при подобныхъ пересказахъ мы и отъ себя еще прибавимъ слово-другое для прикрасы? А это что — какъ не клевета съ нашей стороны противъ тѣхъ о комъ мы распускаемъ такіе преувеличенные слухи? Но если кто изъ насъ и терпѣливъ на языкъ и не имѣетъ несчастной привычки клеветать на другихъ: не грѣшатъ ли, однако, иногда и подобныя лица — тѣмъ, что все же вѣрятъ худымъ слухамъ, принимаютъ ихъ, и на основаніи сихъ слуховъ составляютъ о томъ или иномъ человѣкѣ дурное мнѣніе? Какъ угодно, а вѣдь съ нашей стороны крайняя не справедливость — со слуховъ думать о человѣкѣ худо; а слѣдовательно — и грѣхъ. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгоняхъ, говоритъ о себѣ псалмопѣвецъ (Пс. С, 5). Вотъ какъ должны поступать и мы съ тайно клевещущими на другихъ: гонять ихъ отъ себя надо, какъ людей самыхъ низкихъ, самыхъ опасныхъ и дурныхъ. Ибо таковы они и дѣйствительно: клеветникъ — подобникъ діавола, или вѣрнѣе – самъ онъ есть діаволъ. Ибо слово діаволъ собственно значитъ клеветникъ.

III. Да, други мои, бойтесь не только сами клеветать на другихъ, но и внимать клеветамъ; а случится кому сдѣлаться жертвой клеветы, — стараетесь смотрѣть на нее, какъ на наказаніе Божіе за нашу собственную склонность къ оклеветанію, и потому смиритесь предъ Господомъ и утѣшайте себя такимъ разсужденіемъ: пусть люди взводятъ противъ меня всякія небылицы, лишь бы не осудилъ меня Богъ и чиста была моя совѣсть. — Аминь. (Сост. по «Круг. поучен.» прот. А. Бѣлоцвѣтова, изд. 5-е 1894 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 251-252.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0