Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Седьмой день.

Поуч. 1-ое. Св. мученикъ Созонтъ.

(Почему грѣшники часто благоденствуютъ, а праведники бѣдствуютъ на землѣ?)

Весь городъ пришелъ въ смятеніе, когда узнали о пропавшей рукѣ идола. Св. Созонтъ пришелъ къ правителю и объявилъ, что онъ отнялъ руку у идола, и сдѣлалъ это для того, чтобы узнать силу ихъ бога. «Теперь я узналъ, что богъ вашъ безсиленъ. Да и какъ онъ, нѣмой и бездушный, можетъ сопротивляться? Если бы онъ былъ живой и истинный, то не далъ бы оскорбить себя», сказалъ Созонтъ. Тогда правитель приказалъ мучитъ его безъ милосердія, и его такъ избили желѣзными палками, что не только тѣло, но и кости раздробились, и онъ скончался (около 300 г.). Мучители хотѣли сжечь тѣло св. Созонта, но Богъ послалъ дождь, который залилъ пламя. Христіане похоронили тѣло святого. При гробѣ его получалось много исцѣленій.

II. Читая жизнь св. муч. Созонта, ходившаго по путямъ заповѣдей Божіихъ и ревновавшаго о славѣ Божіей, слыша о жизни и др. св. угодниковъ Божіихъ, которые, при всей своей святости и благочестіи, были нерѣдко поругаемы, унижаемы, терпѣли разнаго рода бѣдствія, страданія и нерѣдко оканчивали свою праведную жизнь мученическою смертію, невольно приходитъ на мысль вопросъ: какъ Праведный не караетъ и не истребляетъ тотчасъ всякую неправду и беззаконіе? Какъ всемогущій Глава церкви терпитъ поруганіе й уничиженіе Своихъ членовъ, подвергая ихъ соблазнамъ и искушеніямъ рода прелюбодѣйнаго и грѣшнаго? Господи, что яко путь нечестивыхъ спѣется, угобзишася вси дѣлающіи беззаконіе?

Этой глубочайшей тайны долготерпѣнія Божія не понимаютъ, брат. мои, вполнѣ и самые св. ангелы. Возмущаясь злобою и грѣхами человѣческими, они просятъ у Господа дозволенія погубить нечестивыхъ, оскорбляющихъ величіе и святость Божію злыми дѣлами своими, — просятъ исторгнуть эти плевелы изъ среды живыхъ: хощеши ли, да шедше исплевемъ я? Но премилосердый и долготерпѣливый Господь говоритъ имъ: ни, оставите рости обоя купно до жатвы (Мѳ. 13, 28. 30). Впрочемъ, слово Божіе открываетъ намъ,братія, нѣкую часть этой тайны долготерпѣнія Божія на нечестивыхъ, сколько нужно намъ знать, чтобы стоять твердо въ вѣрѣ и благочестіи, не соблазняться мнимымъ торжествомъ грѣшниковъ, не унывать и не упадать духомъ среди соблазновъ и искушеній.

а) Господь Богъ долготерпѣливъ и милосердъ и къ нечестивымъ грѣшникамъ потому, что и они суть дѣло рукъ Божіихъ, и въ нихъ есть разумная и богоподобная душа, которая драгоцѣннѣе всего міра, — что за всѣхъ падшихъ человѣковъ принесена правосудію Его величайшая, всесвятая жертва — крестная смерть единороднаго Сына Божія, за всѣхъ грѣшниковъ пролита божественная кровь яко Агнца непорочна и пречиста Христа. Посему самая правда Божія требуетъ уже не смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего и живу быти ему. Посему Господь щадитъ и каждаго человѣка и цѣлые народы, доколѣ не оскудѣетъ всякая надежда и всякая возможность ихъ обращенія и покаянія, доколѣ не ожесточатся они въ конецъ и не сдѣлаются годными для одного огня геенскаго.

б) Господь долготерпитъ и щадитъ грѣшниковъ во временной жизни потому, что эта жизнь есть только краткое время испытанія, а истинная жизнь на небѣ, и для расчета съ людьми у Него цѣлая вѣчность, что награды и наказанія жизни будущей безконечны. Посему самое правосудіе требуетъ ожидать, чтобы святый святился еще и праведный правду творилъ еще среди всѣхъ соблазновъ и искушеній міра, да очистится, яко злато въ горнилѣ, да явится достоинъ той высочайшей славы, которою просвѣтятся праведницы во царствіи Отца ихъ; съ другой стороны, — терпѣть, чтобы обидяй обидѣлъ еще и скверный осквернился еще въ мірѣ семъ, да будетъ достоинъ того вѣчнаго огня, который уготованъ діаволу и аггеломъ его.

в) Господь долготерпитъ и попускаетъ грѣшникамъ блаженствовать на землѣ для того, чтобы каждый изъ нихъ воспріялъ вся благая своя въ животѣ своемъ за то малое добро, которое и нечестивый человѣкъ дѣлаетъ, по временамъ, людямъ, чтобы въ вѣчности осталось на долю его одно злое — казнь и мученіе. Съ другой стороны, попускаетъ страдать праведникамъ въ этомъ мірѣ потому, что никтоже чистъ отъ скверны, аще и единъ день житія его на земли; что этими страданіями очищаются и заглаждаются всѣ вольныя и невольныя согрѣшенія ихъ, ибо и праведникъ седмижды на день падаетъ, по слову писанія.

г) Но это неизслѣдимое долготерпѣніе Божіе не можетъ и не должно ни подавать повода къ безпечности блаженствующимъ на землѣ грѣшникамъ, ни повергать въ уныніе страждущихъ праведниковъ. Придетъ пора жатвы, и послетъ Господь ангелы Своя, и соберутъ отъ царствія Божія вся соблазны и творящихъ беззаконіе, и ввергнутъ ихъ въ пещь огненную, ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ; тогда праведницы просвѣтятся, яко солнце, во царствіи Отца ихъ (Мѳ. 13, 41. 42. 43). Тогда-то, брат. мои, откроется вся слава сыновъ Божіихъ и все посрамленіе нечестивыхъ. Тогда то узритъ небо и земля, что праведника поруганнаго, презираемаго, предаваемаго истязаніямъ и смерти, не бѣ достоинъ весь міръ; что участь грѣшника, какъ бы онъ ни величался и какъ бы ни блаженствовалъ на землѣ, ужасна! Тогда речетъ Царь сущимъ одесную Его: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Мѳ. 25. 34). Тогда речетъ Царь и сущимъ ошуюю Его: идите отъ Мене, проклятіи, во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Мѳ. 25, 41).

III. Таковъ, брат. мои, конецъ праведниковъ и грѣшниковъ; таково окончательное разрѣшеніе тайны настоящаго долготерпѣнія Божія; таково торжество вѣчной правды и истины Божіей! Не будемъ же смущаться духомъ, миръ грѣшниковъ зря, видя нечестивыхъ превозносящихся и высящихся, яко кедры ливанскіе, а благочестивыхъ въ уничиженіи и презрѣніи, въ гоненіи и страданіяхъ. Се гряду скоро, глаголетъ Господь: и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по дѣламъ его. Претерпѣвый же до конца, той спасется (Апок. 22. 12; Мѳ. 24, 13). Аминь. (Сост. по «Полн. собран. проповѣд. « Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск., т. II, изд. 1889 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 249-251.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0