Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Пятый день.

Свв. праведные Захарія и Елизавета.

(О силѣ любви родителей къ дѣтямъ).

II. Родители для блага дѣтей своихъ готовы жертвовать не только своимъ имуществомъ, но здоровьемъ и самою жизнію, они питаютъ къ дѣтямъ столь сильную любовь, что она готова на всякія жертвы ради временнаго и вѣчнаго счастія своихъ дѣтей. Объ этой-то родительской любви мы и побесѣдуемъ въ настоящій разъ.

Любы долготерпитъ, любы милосердствуетъ, говоритъ св. апостолъ Павелъ. И если какая любы долготерпитъ, если какая милосердствуетъ, то это – любовь родительская.

а) Чего не проститъ отецъ своему сыну? Какъ тяжко оскорбилъ Авессаломъ Давида – отца своего, возставъ противъ него съ мятежниками подданными? Но послушайте, что говоритъ Давидъ своимъ военачальникамъ: «сберегите мнѣ отрока моего Авессалома» (2 Цар. 18, 5). Поистинѣ, родительскія объятія не закрыты и для блудныхъ дѣтей. Какихъ трудовъ не предприметъ, какихъ лишеній не понесетъ родитель для своихъ дѣтей?

б) Нѣтъ той жертвы, которую бы не принесли родители для дѣтей своихъ; во всемъ, иногда самомъ необходимомъ, они себѣ отказываютъ, и не пьютъ, и не ѣдятъ, и все это для того, чтобы дѣти ихъ были сыты, ходятъ разувшись и чуть не раздѣвшись, чтобы дѣти ихъ были одѣты и обуты.

Невольно намъ припоминается здѣсь слѣдующій, заимствованный изъ исторіи, трогательный примѣръ отеческой любви къ дѣтямъ. Въ злополучный день 390 г. по Р. Хр. въ г. 'Ѳессалоникѣ по приказанію императора Ѳеодосія за мятежъ было избито въ циркѣ около 7000 человѣкъ безъ различія, кто изъ нихъ былъ виновенъ, кто нѣтъ, кто гражданинъ, кто иностранецъ. Разсказы объ этомъ избіеніи изобиловали въ высшей степени трогательными случаями. Одинъ изъ нихъ помнился особенно долго: одинъ несчастный отецъ взялъ съ собою въ циркъ двухъ своихъ юныхъ сыновей. Когда убійцы дошли до него, то ему удалось тронуть ихъ и убѣдить сохранить для него, по крайней мѣрѣ, одного изъ двухъ мальчиковъ. Но когда ему приказано было сдѣлать свой выборъ между ними, то сердце измѣнило ему: онъ не могъ избрать одного изъ собственныхъ сыновей, для того чтобы отдать другого на умерщвленіе: они оба были одинаково дороги ему. Тогда онъ отдалъ ихъ обоихъ вмѣстѣ съ собою мечу звѣрскихъ убійцъ. (См. соч. Фаррара: «Жизнь и труды святыхъ отцевъ и учителей церкви», изд. 1891г. стр. 556).

О! забвенна буди десница сына или дочери, если они забудутъ болѣзни и труды, заботы и любовь, безсонныя ночи, неустанные труды своихъ родителей.

в) Но нигдѣ съ такою поразительною силою не выражается родительская любовь, какъ при болѣзни дѣтей. Сколько горести слышится въ словахъ отца: «Господи, помилуй сына моего, онъ въ новолуніи бѣснуется, тяжко страждетъ; часто бросается въ огонь и часто въ воду. Я приводилъ его къ Твоимъ ученикамъ, но они не могли исцѣлить его» (Мѳ. 17, 14. 15. 16). Или какой раздирающій душу вопль вырывается изъ души хананеянки: «помилуй меня, Господи, Сынъ Давидовъ, дочь моя жестоко бѣснуется!» Дочь страдаетъ; но еще болѣе страдаетъ мать, почему и говоритъ: «помилуй меня, Господи». Для родителей нѣтъ большаго несчастія, какъ болѣзнь дѣтей. Дѣти болятъ, и все имъ не мило, ничто не радуетъ. Не просвѣтить свѣту солнечному мрачнаго лица родителя, у котораго сынъ болитъ. Слезами онъ встрѣчаетъ день, слезами и провожаетъ. И когда милосердый Богъ услышитъ молитву и воздвигнетъ болящаго, кто опишетъ радость родителей? (См Душ. чт.).

г) Тяжелы для родителей тѣлесныя болѣзни дѣтей и вѣрно родительское слово: лучше бы я болѣлъ, чѣмъ дѣти мои. Но нравственныя болѣзни дѣтей несравненно тяжелѣе. Первыя не дѣлаютъ безчестія родителю; послѣднія безчестятъ родителей. Для родителей нѣтъ болѣе позора, какъ имѣть порочныхъ дѣтей. «Студъ отцу не наказанъ сынъ» (Сир. 22, 3). «Отрокъ заблуждшій срамляетъ родители своя» (Пр. 29,15). Тѣлесныя болѣзни возбуждаютъ сочувствіе къ родителямъ, и они со всѣхъ сторонъ слышатъ слово участія. Пороками дѣтей худые люди прямо упрекаютъ родителей. Хороши, говорятъ, дѣти твои!.. А добрые, хотя и сочувствуютъ родителямъ, но этого сочувствія своего не высказываютъ; ибо въ самомъ дѣлѣ, какъ сказать родителямъ: какъ жаль, что у васъ дѣти плохи? Не будетъ ли это имъ тяжело слушать? И вотъ несчастный родитель ни откуда не встрѣчаетъ слова сочувствія; и самъ не смѣетъ высказать свою скорбь другимъ. Онъ таитъ ее въ глубинѣ сердца своего, даетъ обѣты, зоветъ на помощь угодниковъ Божіихъ, и къ Богу вопіетъ: услыши мя, Господи! вонми гласу моленія моего. Но то бѣда: тѣлесныя болѣзни исцѣляются иногда чудесно, по молитвѣ и вѣрѣ молящихся. Опасно дитя болитъ; вотъ и врачи отказались и приговорили къ смерти; но молитва вѣры спасетъ болящаго и воздвигнетъ его Господь отъ ложа озлобленія. И какъ часто бываетъ это! Не то бываетъ съ душевными болѣзнями, со страстями. Тутъ исцѣленіе зависитъ сколько отъ Божіей благодати, столько и отъ собственной воли страждущаго, — отъ свободной воли человѣческаго существа, которую Господь, давъ однажды, не желаетъ отнять. Если не захочетъ порочный исправиться, не помогутъ молитвы родителей. Увы, иному родителю въ горести душевной часто приходится говорить съ премудрымъ сыномъ Сираховымъ: «плачь, плачь надъ умершимъ; ибо свѣтъ исчезъ изъ него. Плачь надъ глупымъ, ибо разумъ исчезъ у него. Меньше плачь надъ умершимъ, ибо онъ успокоился, а жизнь глупаго хуже смерти. Плачь объ умершемъ семь дней, а о глупомъ и нечестивомъ всѣ дни жизни его» (Сир. 22, 9–11).

III. Да вразумитъ Господь дѣтей цѣнить любовь родителей и да спасетъ Онъ родителей отъ несчастія имѣть непослушныхъ и испорченныхъ дѣтей! (Сост. по указ. источн. свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 244-246.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0