Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Четвертый день.

Поуч. 4-е. Празднованіе иконѣ Божіей Матери «Неопалимая купина».

(Какъ мы должны чествовать Матерь Божію?)

II. Наименованіе Богоматери Неопалимою купиною, знаменательное въ вѣроучительномъ отношеніи, научаетъ насъ вмѣстѣ тому, какъ мы должны чествовать Ее. Мы чествуемъ Ее многочисленными пѣснопѣніями, празднествами, посвященіемъ Ей храмовъ, похвальными наименованіями. Каждый изъ сихъ способовъ чествованія представляетъ свои особенности. Указаніе на одну изъ такихъ особенностей мы увидимъ въ наименованіи Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнемъ въ повѣствованіе Моисея о явленіи Бога въ купинѣ, служащей прообразомъ Богоматери.

а) Когда Моисей, увидѣвъ горящую, но несгораемую купину, сталъ подходить къ ней, чтобы удостовѣриться въ дѣйствительности того, что онъ видѣлъ, то услышалъ изъ среды купины голосъ Господа: не приближайся сѣмо, иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ: мѣсто бо, на немъ же ты стоиши, земля свята есть (Исх. 3, 5). Какое чувство должно было возбудиться въ душѣ Моисея, когда ему возбранено было приближаться къ купинѣ? Чувство благоговѣнія. Запрещеніемъ близко подходить къ купинѣ Моисею дано внушеніе, что между нимъ и Господомъ Богомъ существуетъ безконечное разстояніе. Онъ, Моисей, — тварь, во всемъ зависящая отъ Бога, а Богъ есть творецъ и Владыка всего сущаго. Онъ — земля и пепелъ, а Богъ — самосущая жизнь и источникъ жизни. Онъ грѣшникъ, а Богъ — всесовершенная святость и источникъ святости. Предъ Его величіемъ ничтожны безчисленные міры небесные, по манію Его явившіеся на тверди небесной и Его силою и премудростію содержимые. Они погибнутъ, Ты же, Господи, пребываеши. И вся якоже риза обетшаютъ, и яко одежду свіеши ихъ и измѣнятся: Ты же тойжде еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ (Пс. 101, 26. 28). Предъ Царемъ неба и земли со страхомъ и трепетомъ предстоятъ безгрѣшные ангелы, сознавая смиренно безмѣрное разстояніе по природѣ и совершенствамъ между ними и Имъ. Все это надлежало имѣть въ виду Моисею, когда ему повелѣно было не приближаться къ купинѣ. Цѣль повелѣнія состояла въ томъ, чтобы возбудить въ немъ благоговѣніе къ Явившемуся въ купинѣ. И, безъ сомнѣнія, онъ во всей силѣ проникнулся при этомъ благоговѣніемъ, ибо мѣсто, на которомъ Онъ находился въ сіе время, была земля святая, освященная чудеснымъ явленіемъ близъ него славы Божіей.

Примѣръ благоговѣнія Моисея, не дерзнувшаго приблизиться къ мѣсту богоявленія, располагаетъ и насъ къ подобному благоговѣнію не только предъ Господомъ, освятившимъ утробу Дѣвы Своимъ обитаніемъ, но и передъ Нею Самою, послужившею орудіемъ воплощенія Сына Божія, вмѣстившей въ себѣ огнъ Божества и чрезъ то сподобившеюся такой великой чести, какой никогда и никто на землѣ не удостоивался и не удостоится. Не приближайся сѣмо, къ сей неопалимой купинѣ, съ дерзостію и легкомысліемъ нечестиваго, не признающаго богоматерняго достоинства въ лицѣ Пресвятой Дѣвы Маріи. Ей подобаетъ честь ради Ея Сына и Бога. Отказать Ей въ благоговѣйномъ чествованіи значило бы оскорблять Ея Сына и Бога. Правда, Она близка къ намъ какъ единокровная намъ, какъ происшедшая отъ однихъ съ нами прародителей, какъ благодатная Матерь наша, всегда готовая съ материнскимъ участіемъ ходатайствовать за всѣхъ притекающихъ къ Ней за помощію въ нуждахъ духовныхъ и тѣлесныхъ. Эта близость Ея къ намъ должна располагать насъ къ дерзновенію предъ Нею. Но въ то же время мы не должны забывать, что эта Матерь наша есть вмѣстѣ Царица неба и земли, яко Матерь Царя небеснаго и Бога, что по сему достоинству Она досточтимѣе херувимовъ и безъ сравненія славнѣе серафимовъ, поклоняющихся Ей, какъ своей Царицѣ. Какъ Она имѣетъ матернее дерзновеніе къ Сыну Своему и Богу, такъ и мы съ сыновнимъ дерзновеніемъ должны приступать къ Ней; но сіе дерзновеніе должно быть умѣряемо и управляемо благоговѣніемъ предъ Нею, опасеніемъ — не оскорбить бы Ее пренебреженіемъ къ Ея достоинству въ мысляхъ и словахъ. Подобное опасеніе или осторожность должно соблюдать и въ отношеніи къ земнымъ матерямъ. Можетъ ли быть пріятно земной матери, если дѣти ея, пользуясь свободой своихъ отношеній къ ней, позволяютъ себѣ произносить предъ нею слова праздности, легкомыслія, ропота на нее и т. п.? Можетъ ли же что-нибудь подобное быть угодно нашей Матери-Царицѣ небесной? Будь къ Ней близокъ сердцемъ и устами, но не забывайся предъ Нею.

б) Мысль о благовѣйномъ отношеніи къ Ней еще яснѣе выражается въ другомъ словѣ повелѣнія Господа Моисею. Сказавъ: не приближайся сѣмо, Онъ присовокупилъ: иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ. Предъ святынею купины надлежало стоять съ необувенными ногами, чтобы не оставить на святомъ мѣстѣ слѣдовъ пыли и грязи, прилипающихъ къ сандаліямъ. Внѣшняя чистота и опрятность, заповѣданная Моисею на время стоянія его предъ купиною, было однимъ изъ видовъ внѣшняго чествованія Божества. Это внѣшнее чествованіе необходимо, ибо Богу надлежитъ служить не только духомъ, но и тѣломъ. Прославите Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20). Но внѣшнее богопочтеніе угодно Господу только въ соединеніи съ внутреннимъ. Чистота ногъ должна была напоминать Моисею о чистотѣ нравственной. Онъ долженъ былъ позаботиться объ очищеніи своего сердца отъ грѣховной нечистоты. Онъ долженъ былъ знать, что стоитъ предъ лицемъ Святѣйшаго существа, Которому мерзокъ помыслъ неправедный (Причт. 15, 26), предъ Всевѣдущимъ, отъ Котораго нельзя скрыть непримѣтныхъ людямъ гнѣздящихся въ глубинѣ сердца грѣховъ гордости, зависти, вражды, нецѣломудрія, — предъ Богомъ всеправеднымъ, Котораго нельзя оскорблять безнаказанно коснѣніемъ во грѣхахъ, — предъ Богомъ благости и любви, Которому наши молитвы и подвиги покаянія могутъ быть угодны только въ соединеніи съ миромъ и любовію къ ближнимъ. Грѣховная нечистота — вотъ та грязь и пыль, которую долженъ былъ снять Моисей съ души своей, когда снималъ обувь съ ногъ своихъ. Забота о нравственной чистотѣ есть обязанность, исполненіе которой и всѣ мы должны соединять съ чествованіенъ не только Господа Бога, но также Богоматери. Чествованіе, которое оказываемъ Ей участіемъ въ праздникахъ въ честь Ея, въ молитвѣ и пѣснопѣніяхъ, лобызаніемъ Ея иконъ, поклоненіемъ предъ ними, можетъ быть угодно Ей только подъ условіемъ ревности о нравственномъ преуспѣяніи. Земная мать можетъ ли быть довольна выраженіемъ любви и почтительности къ ней сына, хотя бы они исходили отъ искренняго сердца, если сынъ ведетъ жизнь порочную и худыми дѣлами причиняетъ скорбь ея сердцу? Равно и Богоматерь не можетъ быть довольна наружными знаками чествованія Ея, если душа чтителя ея не стряхнула съ себя пыли и грязи, прилипшихъ къ ней отъ грѣховныхъ искушеній со стороны плоти, міра в діавола. Не красна похвала въ устахъ грѣшника. Доколѣ онъ не покажетъ исправленія, славословія его, обращенныя къ Богоматери, только огорчатъ Ее.

III. Итакъ, если не хотимъ огорчать Ее, будемъ чествованіе Ея славословіями и молитвами соединять съ ревностію къ исполненію заповѣдей Божіихъ и подражаніемъ Ея совершенствамъ. Подражаніе Ея непорочности, Ея смиренію, Ея безграничной преданности волѣ Божіей — вотъ что наипаче угодно Ей. (Сост. по слов. Виссаріона, еписк. костромск., помѣщ. въ «Душеполез. чтен.» за 1892 г., октябрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 242-244.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0