Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Четвертый день.

Поуч. 3-е. Св. пророкъ Моисей.

(Уроки изъ его жизни: а) Промыслъ, Божій въ жизни каждаго изъ насъ; б) не будемъ увлекаться блестящимъ внѣшнимъ положеніемъ, но служить единому Богу).

Моисей родился въ Египтѣ въ самое злополучное время, когда именно вышло повелѣніе отъ египетскихъ царей бросать всѣхъ рождающихся еврейскихъ младенцевъ въ рѣку Нилъ. Мать Моисея, по рожденіи его, скрытно держала у себя три мѣсяца; наконецъ, предавшись въ волю Божію, взяла камышевую корзинку, осмолила ее, положила въ нее сына-младенца и опустила въ воду въ заливѣ рѣки Нила. Между тѣмъ оставила свою дочь, сестру Моисея, и велѣла ей издали наблюдать, что случится съ младенцемъ. И вотъ, по смотрѣнію Божію, идетъ дочь царя-фараона въ то самое время и на то самое мѣсто, гдѣ плавала корзинка съ младенцемъ. Увидѣвъ корзинку, царевна приказала служанкамъ своимъ взять ее и, вскрывъ, увидѣла въ ней младенца плачущаго, поняла, что этотъ младенецъ долженъ быть изъ дѣтей еврейскихъ, и по чувству состраданія рѣшилась сохранить ему жизнь. Смотря на это, сестра Моисеева подходитъ къ царевнѣ и говоритъ ей: «не угодно ли, я призову кормилицу для воспитанія этого младенца», и, получивъ позволеніе, приводитъ къ ней свою мать. Такимъ образомъ Моисей избавился отъ смерти, возвратился въ лоно собственной своей матери, и уже безопасно воскормленъ ею и воспитанъ. Дивны судьбы Божіи! Неизглаголанна премудрость, благость и сила Промыслителя міра!

Воспитанный отрокъ представленъ былъ матерію дочери фараоновой, которая усыновила его себѣ и оставила при дворѣ царскомъ. Въ то время египтяне были на высокой степени просвѣщенія, а потому и Моисей, какъ царедворецъ, наученъ былъ, по свидѣтельству апостола и первомученика Стефана, всей премудрости египетской (Дѣян. 7: 22). Несмотря на то, Моисей, пришелъ въ совершенный возрастъ и видя бѣдственное положеніе своихъ собратій, душевно скорбѣлъ о нихъ и готовъ былъ лучше раздѣлять съ ними горькую ихъ участь, нежели оставаться въ славной долѣ у царя язычника. Случилось однажды, что онъ увидѣлъ египтянина, который билъ еврея, и въ пылу ревности, заступаясь за собрата, убилъ его и скрылъ въ пескѣ. Это однакожъ сдѣлалось гласнымъ и дошло до слуха самого царя-фараона. Моисей, сохраняя свою жизнь, долженъ былъ тайно оставить царскій домъ и бѣжать изъ Египта. Пришедъ въ землю Мадіамскую, онъ остановился у одного благочестиваго мужа Iофора, вступилъ въ супружество съ дочерію его, Сепфорою, и сталъ проживать у него, занимаясь паствою овецъ. Въ одно время, находясь со стадомъ своимъ близь горы Хорива, Моисей увидѣлъ купипу (кустарникъ), которая казалась горящею, но не сгорала. Въ намѣреніи узнать, что это такое, онъ подходитъ къ мѣсту, но вдругъ удерживается голосомъ, повелѣвающимъ ему снять съ ногъ сапоги, потому что мѣсто, на которомъ Онъ стоитъ, свято. И вслѣдъ за тѣмъ слышитъ воззваніе: «Я Богъ отца твоего, Богъ Авраамовъ, Богъ Исааковъ и Богъ Іаковль; вижу страданіе людей Моихъ въ Египтѣ, слышу стоны и вопль ихъ и хочу вывесть ихъ изъ земли египетской въ землю, кипящую млекомъ и медомъ. Ты же иди теперь, Я посылаю тебя въ Египетъ къ царю фараону, чтобы онъ отпустилъ народъ Мой». Это говорилъ Самъ Богъ Израилевъ, явившійся Моисею въ горящей купинѣ. Моисей не разъ отрекался отъ столь труднаго для него порученія; но Богъ вооружилъ его Своимъ вѣчнымъ и всемогущимъ именемъ — Сый, сообщилъ ему Свою крѣпкую и высокую руку, и далъ въ помощь ему брата его, Аарона. Моисей, возвратясь въ домъ Іофора, взялъ жену свою и дѣтей и отправился въ Египетъ; на пути же, по устроенію Божію, встрѣтившись съ братомъ своимъ, оба пришли къ соотечественникамъ своимъ, сынамъ Израилевымъ, въ Египетъ, и по объявленіи имъ воли и милости Божіей къ нимъ, приняты были ими съ честію и радостію. Такъ Моисей сдѣлался великимъ избранникомъ Божіимъ и вступилъ въ чрезвычайное служеніе избавленія израильтянъ отъ рабства египетскаго. Какъ совершилось это великое избавленіе, и какими сопровождалось обстоятельствами, мы не будемъ говорить объ этомъ; а теперь скажемъ нѣчто въ собственное назиданіе наше.

II. а) Первѣе и замѣчательнѣе всего здѣсь представляется намъ великій и чудный промыслъ Божій, спасающій погибающихъ. Израильтяне, конечно, и не воображали, что будетъ когда-нибудь конецъ ихъ бѣдствію, и не могли ни откуда ожидать себѣ избавителя. Но что дѣлаетъ премудрый и всеблагій Богъ? Онъ собственными Божественными очами взираетъ на тяжкіе и мучительные труды израильтянъ, собственнымъ Божественнымъ слухомъ слушаетъ вопль и стенаніе ихъ — и вотъ, Самъ приготовляетъ имъ избавителя, — Самъ внушаетъ матери Моисеевой скрывать, а потомъ вынести на рѣку младенца, Самъ высылаетъ къ нему царевну, Самъ влагаетъ въ нее сердобольное чувство и намѣреніе спасти жизнь младенца, Самъ возращаетъ его на лонѣ матернемъ, и потомъ въ дому царскомъ, и наконецъ Самъ является ему въ землѣ Мадіамской при купинѣ и посылаетъ его въ Египетъ спасти людей Своихъ. Такъ, по мудрому устроенію Божію, царь фараонъ, погубляя младенцевъ еврейскихъ, самъ же сохранялъ жизнь Богоизбраннаго младенца и, стараясь навсегда удержать израильтянъ въ порабощеніи, приготовилъ имъ собственно ихъ избавителя. Кто же послѣ сего будетъ не внимателенъ къ таковымъ судьбамъ Божіимъ? Кто будетъ забывать, что всегда и во всемъ есть Промыслъ Божій, пекущійся о всѣхъ и устрояющій все на пользу нашу? Ежели посему и съ нами случатся какія либо бѣды и напасти, не должны ли мы вѣровать, что все, что ни дѣлается съ нами, дѣлается по волѣ Божіей, и что Господь не оставитъ во время благопотребно посѣтить насъ Своимъ милосердіемъ и избавить насъ отъ тяготящихъ насъ бѣдъ. Не должны ли мы, слѣдовательно, благодушно переносить постигающія насъ несчастія, возверзая печаль свою на Господа (Пс. 54: 23), предавать себя въ святую волю Божію и съ упованіемъ ожидать помощи и заступленія отъ Бога?

б) А чтобы быть намъ достойными небесной помощи, будемъ всецѣло любить Бога, въ Котораго вѣруемъ, и усердно служить Ему, не уклоняясь отъ водительства матери нашей церкви и отъ спасительныхъ законоположеній ея. Пусть будетъ намъ на этотъ разъ примѣромъ избавитель евреевъ, Моисей. Онъ жилъ не малое время при дворѣ царскомъ, усыновленъ дочерью царя египетскаго, воспитанъ и образованъ во всѣхъ наукахъ и, какъ царедворецъ, находился на высотѣ земного величія и славы. Дорожилъ ли онъ всѣмъ этимъ? Плѣнялся ли онъ своимъ состояніемъ и считалъ ли себя счастливымъ въ этой блестящей по-видимому долѣ? Онъ внѣшнимъ только образомъ пребывалъ во дворѣ царя иноплеменника, а сердце его постоянно было обращено къ Богу отцевъ своихъ; онъ взиралъ съ болѣзнію сердца на братьевъ своихъ по вѣрѣ и на страданія ихъ, и внутренно раздѣлялъ съ ними горькую ихъ участь. Такъ именно свидѣтельствуетъ о Моисеѣ апостолъ: Великъ бывъ, говоритъ, отвержеся нарицатися сынъ дщере фараоновы, паче же изволи страдати съ людьми Божіими, нежели имѣти временную грѣха сладостъ (Евр. 11: 24, 25). Такъ будемъ жить и мы въ мірѣ семъ и, не смотря на его душевредныя правила и обычаи, служить единому нашему Богу и исполнять святую волю Его, въ славу имени Его и во спасеніе душъ нашихъ.

III. Богу нашему слава во вѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. По кн. «Сѣятель благочестія» протоіер. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 240-242.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0